Возрожденный “Ленинград” работает стахановскими темпами, выпустив за минувший год целых два альбома
Весной вышла вызывающая пластинка “Хна”, добрую половину которой составили диско-композиции, истошно исполненные штатной певицей группы Юлией Коган. Музыкальные критики сразу заговорили о том, что Сергей Шнуров решил отказаться от социальных песен и эпатировать (а также – расширить) свою аудиторию посредством солирующих вокальных женских партий. Время показало, что эти выводы были немного преждевременными.
До сих пор у нас в стране никто не додумался создать группу, в которой бы мужской и женский голоса не только существовали изолированно, но и вступали в диалог, перекликались, полемизировали и соперничали друг с другом. Ближе всех к воплощению этого замысла подошла в конце 90-х группа “Элизиум”. В свой дебютный альбоме “Не моя любовь” (1999) нижегородские ска-панки, имевшие тогда в арсенале двух вокалистов и одну вокалистку, включали песни, где доминирует мужчина, где одерживает верх женщина и, наконец, где обе стороны выступают единым фронтом. Позже, однако, “Элизиум” вообще прекратили экспериментировать с “разнополой” лирикой.
Свободную нишу занял ушлый Шнур. Пластинка “Вечный огонь” содержит два полноценных диалога между героями Сергея и Юлии. В “Верности” стороны проникновенно просят друг друга не курить и не пить в одиночку. Особенно удались Шнурову реплики “хорошо!”, отсылающие к шансонным речитативам французской эстрады. А в “Когда-нибудь” измученная загулами супруга героя мечтает о том, как она отведет его к врачу, в то время как ее визави заплетающимся языком костерит на чем свет стоит “пиндосов” и гордится Русью православной.
По нынешнему казенному патриотизму в новом альбоме Шнуров вообще проехался как следует. Главной мишенью циничного музыканта по-прежнему остаются пресловутые обыватели с их убогими вкусами: “Сериалы про бандитов, / Просто так набрать кредитов, / Музыку в 140 битов, / Любит наш народ”. Тема, поднятая в “Любит наш народ”, оказалась столь благодатной (равно как и наболевшей), что свои версии данного антиманифеста немедленно создали Вася Обломов (“Правда”) и… вновь Вася Обломов, при пособничестве самого Шнура и Noize MC. К оригинальному списку в последних двух случаях добавились такие незаживающие язвы общества, как “шоколадные медали” и “яйца с курочкой в дорогу”.
Более монолитная картина всеобщего распада рисуется в саркастической “Силе Руси”. Шнуров выворачивает здесь официальную пропаганду, недвусмысленно намекая, что на нефтяных потоках можно построить только уходящий под воду град Китеж, и издевательски присваивая городу Сочи статус Третьего Рима. Прекрасной иллюстрацией к этой песне служит обложка альбома, на которой изображена газовая горелка – единственный стимул быть патриотом здесь и сейчас. Попутно картинка пародирует дизайн обложки группы “Кино” “Звезда по имени Солнце”, но все сделано столь тонко и деликатно, что язык не поворачивается обвинить Сергея Шнурова в кощунстве.
Тем более, в своей искренней любви к творчеству Виктора Цоя лидер “Ленинграда” расписался еще в прошлом веке в песне “Группа крови”. В “Вечном огне” он поднимает на щит еще нескольких авторов. Во вступлении к песне “Все пока” Шнур выражает своеобразный респект завзятому матерщиннику Андрею Орлову: “Там, где встал поэт Орлуша, я пойду – включайте уши”. Разухабистая “Первое свидание” является негласным посвящением любимому поэту Сергея Шнурова Аполлону Григорьеву. Другое дело, что лидер “Ленинграда” не столько трепещет перед своим учителем, сколько полемизирует с ним, внезапно обнаруживая скрытые смыслы в, казалось бы, заезженном кличе “эх, раз, да еще раз…”.
Есть в альбоме и прямолинейные композиции, за которые “Ленинград” любит массовый слушатель. Ска-боевик “Дым и вода” базируется на рифе “Smoke On The Water” и описывает тривиальные будни спивающейся рок-звезды. Финальная “П…ц”, перекочевавшая сюда из репертуара шнуровского сайд-проекта “Рубль”, теперь отдана на откуп Юлии Коган, из-за чего превратилась из безмятежной рингтоновой баллады в исполненный трагизма блюз. Злободневные зарисовки, прямые выпады против пропагандистской машины, постмодернистские лозунги “Рубля”, “разнополые” диалоги, популярная геополитика, апелляции к великим поэтам… Сцепив эти паззлы воедино, Сергей Шнуров, похоже, действительно раскрыл для своего детища секрет вечного двигателя.
По материалам: www.km.ru
Оставить комментарий