Звезды
Читайте сейчас
Датские* концерты:взгляд за кулисы
0

tele7_pic

Конец года – время больших праздничных концертов. По каким законам они строятся? В чем секрет их успеха?

Сборные концерты традиционно пользуются популярностью у телезрителей и получают неплохие рейтинги еще с советских времен. А поскольку чаще всего они приурочены к ведомственным праздникам – Дню милиции, воздушно-десантных войск, работников сельского хозяйства и так далее, – их еще называют «датскими»*. К ним, кстати, относятся и сборные концерты, посвященные юбилеям звезд – Софии Ротару, Эльдара Рязанова и других.

Кто заказывает музыку?

О «кухне» ведомственных «сборников» «Телесемь» рассказал их режиссер-постановщик на «Первом канале» Андрей Сычев:
– Обычно месяца за три до концерта проходят встречи творческой группы телеканала и заказчиков. В каждом ведомстве есть своя шкала популярности артистов. Сотрудники милиции, например, любят группу «Любэ», медики – Александра Розенбаума (что неудивительно – Александр почти пять лет проработал на «скорой помощи»). Все хотят видеть Аллу Пугачеву, Софию Ротару. Украшением любого концерта является «Машина времени».

Во время встреч с заказчиками мы прежде всего обсуждаем список артистов. Затем с учетом пожеланий клиента придумывается оформление сцены, примерно за месяц утверждаются эскизы, запускаются в производство декорации. Тексты ведущим готовы за неделю до концерта.

– Ведущих концертов тоже отбирают заказчики?

– Обязательно! У каждого заказчика есть свой список любимых ведущих. Это люди, которые либо уже вели когда-то подобные концерты, либо запомнились по исполнению киноролей сотрудников той или иной организации, либо это просто суперзвезды уровня Ивана Урганта. Сейчас его буквально разрывают на части и готовы платить любые деньги. Также пользуется успехом Лолита Милявская, еще могу назвать Ингеборгу Дапкунайте, Александра Цекало, Тину Канделаки.

– А ?

– Максим участвует в такого рода мероприятиях очень редко: это должна быть крупная дата или просьба от руководителей ведомства. Выбор ведущего, кстати, зависит и от степени официальности мероприятия. Тот, кто хорош на «Серебряной калоше», скорее всего будет отвергнут на концерте, посвященном, например, железнодорожникам. Здесь нужны серьезные женщины в длинных платьях, мужчины в благообразных пиджаках и с хорошо поставленными голосами.

Крутая шкала

Чем определяется престижность ведомственных концертов? Правильно – присутствием на них главы государства или людей из его ближайшего окружения! Если публика видит, что в первых рядах сидит президент, то плохую программу ей не предложат. Во-вторых, участием звезд первой величины – таких, как , Валерий Леонтьев, София Ротару. Им уже не нужно «торговать лицом», поэтому они выбирают важные, статусные мероприятия. Самыми престижными в артистической среде считаются концерты, посвященные Дню милиции, Дню работника сельского хозяйства, МЧС, Госавтоинспекции.

В списке престижности залов на первом месте – Кремлевский дворец. Раньше конкуренцию ему мог составить концертный зал «Россия», но после демонтажа одноименной гостиницы он «переехал» в «Лужники», что заметно сказалось на его рейтинге. В прошлом году открылся достойный спорткомплекс на Ходынке. Но в целом в Москве наблюдается дефицит престижных площадок.

Оптимальная продолжительность «датского» концерта – два с половиной часа. Если мариновать зрителей в зале дольше, публика начинает клевать носом. Чтобы зрители не заснули, большую часть программы должны составлять энергичные песни. Как правило, в ведомственном концерте не бывает больше двух юмористов. Не слишком котируются и танцевальные номера – за исключением, пожалуй, номеров Бориса Моисеева, которые часто идут на «ура».

Порядок выступления в концерте во многом зависит от графика артистов и чаще важен не столько им самим, сколько организаторам. Чтобы люди в зале и у телевизоров досидели до конца «сборника», к концу программы стараются приберечь суперзвезду – например Аллу Пугачеву.

Как зрителю попасть в кадр

Илья Глазунов, режиссер-постановщик концертных программ:
– Для этого лучше сидеть в центре партера и ближе к сцене. До балконов камеры не достают, даже те, что на «кранах». Операторы с камерами также ходят по залу: ищут людей, эмоционально реагирующих на номер, необычные костюмы, прически. Яркая внешность повышает шанс засветиться в телеверсии концерта.

Лариса ВербицкаяСлово ведущей

Лариса Вербицкая («Доброе утро», «Первый канал»):
– Большинство телеведущих канала умеют работать на концертах, в том числе и в прямом эфире. Основные требования к ведущему – находчивость и отличная реакция на тот случай, если что-то пойдет не так. Возможность же для импровизации здесь минимальна – есть жесткий хронометраж, все расписано по секундам.

Олег ГазмановСлово участнику

Олег :
– Я стараюсь учитывать в своем графике праздники разных ведомств и выступать в сборных концертах. Но мне больше нравится, когда у артиста есть возможность спеть не одну, а несколько песен, качественно настроить звук, чтобы группа играла вживую. А в сборных концертах, где участвуют по 30 артистов, это не удается.

Мне кажется, большая часть ведомственных концертов сделана старомодно. Хочется, чтобы они становились более душевными. Например, чтобы на концерты в честь силовых структур приходили целыми семьями, а не только люди с погонами.

Вопреки распространенному мнению многие , и я в том числе, не любят выступать в финале сборных концертов. За три часа народ устает, ему хочется домой, а все идут и идут на сцену…

Виктор БалашовКак это было

Виктор Балашов, диктор, ведущий концертов советских времен:
– В наше время ведущих праздничных концертов просто назначала музыкальная редакция Гостелерадио. Чаще всего в концертную «обойму» попадали Игорь Кириллов, Светлана Моргунова, Валентина Леонтьева, Анна Шилова. Хотя платили скромно, лишь небольшой гонорар – для нас участие в таких концертах было очень престижным. Какими качествами должен был обладать ведущий? Хорошо поставленным голосом, дикцией, обаятельной внешностью, умением держаться на сцене.

Парад пристрастий

Какой концерт вам запомнился?

Петр Фадеев, «Все сразу!» ():
– «Роллинг Стоунз» в Санкт-Петербурге. Я с детства обожаю эту группу. Звук, свет, драйв – все было на высшем уровне.

Егор Пирогов, «Актуальное чтиво» (РЕН ТВ):
– Шоу Мадонны в «Лужниках» – тем, что оно не понравилось. Я достал билеты в «золотой» сектор, но сцену было видно плохо. Хотя звук настроили замечательно!

Аркадий Арканов, писатель-сатирик:
– Юбилейный вечер Эльдара Рязанова! Я смотрел его из-за кулис, это моя любимая точка.

Светлана Мастеркова, олимпийская чемпионка по легкой атлетике:
– Месяц назад ходили с дочкой на группу «Токио Отель». Нам безумно понравилось. Удивило, как уверенно зрители подпевали на немецком языке.

Алексей Чумаков, певец:
– Концерт Джорджа Майкла в «Олимпийском». Лучше концерта в своей жизни я не видел.

Михаил Трухин, актер:
– Ничего не могу вспомнить. Я сейчас на съемках, год на концерты не ходил.