Звезды
Читайте сейчас
Эдмунд Шклярский: «Я не знаю, почему на нас ходят зрители»
0

Одна из самых заслуженных отечественных рок-команд «Пикник» открывает очередной сезон, и готовится представить зрителям новую концертную программу «Мракобесие и джаз», которая стартует в двадцатых числах сентября. А пока суть да дело, «Пикник» выступает с концертами в городах Подмосковья. Корреспондентам NEWSmusic удалось встретиться с лидером группы Эдмундом Шклярским, и задать ему несколько вопросов.

— Полагаю, о новой программе Вас расспрашивать бесполезно, скоро зрители сами все увидят?

— Сначала должны мы еще увидеть… Потому что в зависимости от того, что мы увидим, будут какие-то коррективы. В музыкальном плане она только начинается. У нас много всяких механических предметов — все, что не упадет на сцене ни на нас, ни на зрителей, что остается, то и повезем с собой. Потому что одно дело сыграть, а другое – чтобы все это прижилось на сцене.

Одно дело сыграть, а другое – чтобы все это прижилось на сцене...

— Похоже, альбомы, в том числе, можно классифицировать и по тому, насколько песни с них «приживаются» в качестве концертных. Вот рекордсменом в этом отношении наверно, можно считать «Иероглиф», «Королевство кривых»...

— Есть альбомы, которые мы вообще не играли. Это другая жизнь песен. Много мы играем, например, если в процентном содержании, из «Харакири». Так уж получилось, специально это не делалось — его и на сцене легко играть, а бывает противоположное существование – слушать песню легко, а играть ее невозможно.

— А как бы Вы оценили с этой точки зрения альбом «Мракобесие и джаз», на основе которого составлена новая программа?

— Так нам его еще оценивать. Целый год будем оценивать.

— Изобретенные инструменты — Ваше ноу-хау, никто, кажется, из российских музыкантов этим не занимается. А какова методика? Вам необходим для аранжировки какой-то эффект или звучание, которого невозможно добиться, и тогда приходится что-то специально конструировать, или наоборот — ищете, где применить готовую конструкцию?

— Первый инструмент у нас была так называемая Живая Виолончель. И поскольку она дала свои плоды в плане концертного действа, то мы потом придумали новоегипетский инструмент и световой. Наиболее сложная судьба у Арфы. Играть на ней тоже несложно, но пока наиболее распространенные – вот эти три инструмента.

— В этом сезоне нас ожидает возвращение Живой Виолончели?

— Нет, в этом сезоне Живой Виолончели не будет, мы ее как раз оживляли в предыдущем. Поэтому сейчас мы с некоторыми песнями расстаемся, к сожалению. На время, по крайней мере.

— «Пикник» отличается от большинства отечественных групп изобретательными, филигранными аранжировками. Поэтому нельзя не радоваться, когда на сцене, например, Ирина Сорокина — скрипка придает особенное звучание. Возможно ли появление еще каких-нибудь инструментов, которые уже использовались, например? Вот раньше, например, был саксофон, гонг, ситар...

— Дело в том, что у нас было уже три гонга, они все теряются. Наверно, сейчас мы сделаем четвертый — он, собственно говоря, для песни «Иероглиф» предназначен, не более и не менее. То есть не декоративный элемент. В планах его восстановление. А саксофон – Могилевский же у нас играл в Москве, в Киеве и в Питере. То есть это зависит опять же от программы. Допустим, если мы будем играть песни с альбома «Иероглиф», в песне «Телефон» без саксофона никак не обойтись.

— Я посмотрела Ваше видео, недавно вышедшее, концерт 1988 года — бросается в глаза, насколько отличаются те зрители от нынешних. У них на лицах написано, что происходящее на сцене — не развлечение, а нечто жизненно важное. На Ваш взгляд, возможно ли сегодня или в будущем подобное воздействие музыки?..

— Это глубокое проникновение в души людей, а зрители попадались как тогда самые разнообразные, так и сейчас. И что его приводит на концерт – это вопрос, который лучше не задавать ни себе, ни ему. На каком основании он покупает билет… видно, есть какие-то позывы, которые им движут. Но этот вопрос мы стараемся не анализировать, не глядя ни в лица, ни глубже…

— Если уж речь о ностальгических видео... Насколько я знаю, в конце 80-х был снят клип «Иероглиф». Народная молва упорно считает, что где-то он по сей день существует…

— Ну, где-то наверно он существует. Тогда еще был такой формат как «кадр», и при передаче на самолет, по-моему, в город Алма-Ату он где-то потерялся. Кто-то его дальше не передал. Видимо, коробка показалась человеку слишком тяжелой, и он решил ее в самолете и оставить.

— Так что клип утерян для общественности?

— Где-то, может быть… Мы же нашли переписанный на VHS с «Утренней почты» «Праздник». Еще какие-то чудесные иногда всплывают вещи. А этот – мы задавали вопрос на тех каналах, где его показывали, но пока ничего не нашли.

— У вас есть ряд замечательных инструментальных вещей, которые разбросаны по разным альбомам. Не планируете выпустить целиком инструментальный альбом?

— Это погубить себя и слушателя. Инструментальная музыка – она все же такая… Выпустить целый альбом, это то же самое, что выпустить альбом целиком из песен «русских народных», скажем. Даже «русские народные», это может быть понято как-то…

...Как проект.

— Да, а вот инструментальная музыка может навести на какие-то нехорошие размышления.

Инструментальная музыка может навести на какие-то нехорошие размышления

— А что для Вас первично — сочиняется музыка, с тем, чтобы потом положить на нее текст, или, наоборот, чаще сперва появляются строки, который затем «одеваются» в мелодию?

— Это пошлый ответ будет, но есть золотая середина. Когда ни тому больше, ни другому. Другое дело, как этого добиться. Если это удается, значит, песня ложится и на слух, и ее не противно слушать в плане текста. Как правило, все равно притираются два слагаемых. Поэтому, скажем, написание на чужой текст маловероятно. По той причине, что некоторые слова – или их не хватает, или они лишние. А с чужими словами обращаться варварским методом невозможно – это свои можно заменить… Поэтому это, так скажем, притирка механизмов. Один механизм словесный, а второй – музыкальный.

— Сотрудничество «Пикника» с «важнейшим из искусств» сиречь кино продолжилось сериалом «Закон мышеловки». Саундтрек получился яркий, запоминающийся. Планируется ли его выпуск отдельным диском?

— Это то же самое, что с инструментальной музыкой. Напугать слушателя (улыбается). Если говорить о саундтреках, то некоторые фрагменты звучат в выступлениях, на концерте. Можно прийти с магнитофоном и записать. Это более безболезненный вариант.

— Вы отличаетесь тем, что на любой площадке работаете одинаково добросовестно. А какой формат ближе, комфортнее — клубная сцена, зал, или, например, фестиваль, open-air?

— Площадка, которая привычнее — зал ДК, где есть куда поставить декорации. Выступая на других площадках, у нас есть какое-то ощущение, что мы чего-то не додаем. На самом деле так и есть, потому что когда ты выступаешь пусть и с тем же антуражем, но при белом свете на фестивале, уже другое ощущение. Поэтому самый комфортный зал для нас и для зрителя, наверное – замкнутое пространство.

— 28 июля, когда Вы выступали в московском клубе, в Питере как раз шел концерт Rolling Stones. Не жалеете, что работа помешала побывать?

— Так мы не первый раз жалеем. У нас все время какие-то нехорошие совпадения, что мы не можем попасть ни на Маккартни, ни на Rolling Stones. Придется ехать к ним в гости.

— У Вас плотный гастрольный график, география широка — не только Россия, но и СНГ. Успеваете ли видеть и запоминать города, в которых бываете?

— А как их не запомнить. Все города записаны в телефоны и записные книжки, и каждый обладает чем-то своим.

— Читаете ли Вы отзывы на концерты и альбомы в прессе, следите ли за критикой?

— Может, не мгновенно, но так или иначе… Другое дело, что интернет, как радио и телевидение, обладает тем свойством, что человеку иногда важно просто себя услышать, показать, что он существует. Поэтому есть определенный минус в публичности. Вот если бы он сам для себя высказывался, в тетрадке это была бы другая история, а если публично произносится свое мнение, то с оглядкой на то, что на это смотрят. То есть уже получается такой трансформированный рассказ.

— По официальной информации, готовится некий литературный труд, посвященный группе. Расскажите, пожалуйста.

— Была одна книга, а теперь издатели просят, чтобы появилось продолжение немного в другой форме, посвященное концертной жизни разных времен, с фотографиями. Так что сейчас мы покупаем чужие книги подобного плана, чтобы поглядеть, как они борются с этой задачей.

Вероника ШАРОВА, для
Фото — Светлана МАЛЬЦЕВА, Foto.NEWSmusic.ru

Подпишитесь на наши новости

Получайте интересные новости шоу бизнеса на вашу почту

Спасибо за подписку

Что-то пошло не так