Игорь МИШИН, генеральный директор компаний `АМЕДИА` и `НТС`, вице-президент НАТ: `За российское телевидение нам стесняться абсолютно не нужно`

В последнее время на российском региональном рынке телевидения остается все меньше и меньше независимых телеканалов, способных самостоятельно формировать свой эфир, и все большую популярность и устойчивость приобретают телевизионные сети. О том, как подобное явление может повлиять на ход дел всего российского медиарынка, и что ожидает независимые региональные телекомпании в будущем, `Новостям СМИ` рассказал Игорь Мишин – лауреат Премии `Медиа-Менеджер России – 2006`, генеральный директор компаний `АМЕДИА` и Национальный Телевизионный Синдикат.

– Что привлекло вас в предложении стать генеральным директором продюсерской компании `Амедиа`?

– Бывает приблизительно три группы причин, по которым люди принимают подобные приглашения – это очень хорошие материальные условия, это статус и положение в индустрии и третье – это просто интерес. Третья причина для меня является первой. Мне просто интересно, потому что первые два пункта так или иначе наработаны за эти годы, а интерес для меня является здесь определяющим фактором.

Во-вторых, конечно, есть такой фактор, как персона непосредственно Александра Акопова – очень яркого и талантливого человека, основателя компании, с кем работать рядом очень приятно, есть чему поучиться. Третий момент, который меня подтолкнул к принятию предложения, касается того, что все предыдущие пятнадцать лет моей работы в телевидении так или иначе касались бродкастинга, т.е. вещательной индустрии прежде всего. Уход в продакшн, как смена интересов, смена сферы, в которой прилагаются усилия, мне показался достаточно привлекательным. Любопытно приобрести такой опыт, такие знания.

– А до этого вам приходилось сталкиваться с подобным родом продюсерской деятельности?

– В рамках вещательной компании любой генеральный директор так или иначе все равно осуществляет функции руководства производственным процессом, но это чаще всего проекты, которые непосредственно идут в прямом эфире, т.е. утреннее вещание и новости. Это требует других технологий и подходов. Продакшном чисто журналистского телевизионного продукта, естественно, как генеральный директор вещательной компании я занимался, а вот продакшн сериалов и кино в рамках вещательной компании, конечно, бывает редко, это отдельный бизнес.

– Вы занимаете должность генерального директора сразу двух компании – НТС и `Амедиа`? Одно другому не мешает?

– Пока нет, не мешает. В НТС грамотно организован процесс. Компания работает в плановом режиме, поэтому некоторое время еще придется посовмещать, но, я думаю, что в наступающем году в НТС появится полноценный отдельный самостоятельный генеральный директор, но об этом можно будет разговаривать и комментировать, когда человек будет назначен.

– Какими темпами сегодня развивается российское телевидение? Можно ли его назвать современным?

– На сегодняшний день российский телевизионный рынок, как основная составляющая медийного рынка в целом, очень динамичен и развивается очень высокими темпами во всех аспектах. Сегодняшнее российское телевидение, во-первых, достаточно стало российское, в полном смысле этого слова. И в плане производства продукции, и в плане героев, и в плане тем. Во-вторых, оно достаточно современное и технологичное по качеству продукта, по картинке, по технологиям выпуска, съемки и монтажа, по подходам к оформлению эфира. Телевидение достаточно достойное в этом смысле, оно существует на уровне мировых стандартов. Уж за что, а за российское телевидение нам стесняться абсолютно не надо.

– Какие актуальные проблемы существуют на московском телевизионном рынке?

– Московского телевизионного рынка не существует. Потому что последняя московская телевизионная компания М1 благополучно превратилась в головную станцию сетевого проекта `Домашний`, и на этом московское телевидение в полном рыночном смысле по большому счету закончилось, потому что, на мой взгляд, несколько часов канала `Московия` невозможно назвать вполне московским рынком телевидения, а канал ТВЦ давно превратился в сетевой национальный федеральный проект и в чистом виде тоже московским телевидением не является. Существует московский радийный рынок, это да, а вот московского телевизионного нет.

– Насколько независимы региональные телеканалы сегодня? И что лучше для региональных каналов – быть независимыми или принадлежать к сети?

– Термин `независимый` в телевидении употребляется в очень профессиональном смысле. В это не вкладывается никакого политического и никакого финансового смысла. В этот термин вкладывается тот смысл, что это региональные телекомпании, которые не работают с национальными сетями и формируют свой эфир самостоятельно. В России осталось не так много сильных самостоятельных телекомпаний, которые могут претендовать на статус компаний, независимых полностью. Общая тенденция за последние пять лет – это наступление сетей, превращение когда-то в полном смысле самостоятельных телекомпаний в афилиаты крупных национальных сетевых проектов. Это ни плохо, ни хорошо – это просто вот такой факт жизни.

– Существуют ли проблемы российского и регионального ТВ? Какие они?

– Проблема – это задача, алгоритм решения которой не известен. У российского телевидения, я думаю, есть задачи, проблем никаких нет. Обыкновенные творческие задачи, а также задачи по увеличению доли телесмотрения, развитие сетки, рекламного бюджета и т.д. Это не проблемы, это текущая жизнь. А вот у российского регионального телевидения действительно существуют проблемы. Тот факт, что самостоятельных региональных компаний почти в стране не осталось – это достаточно серьезная проблема, как для коллективов телевизионных компаний, для региональных редакций и топ-менеджеров региональных телекомпаний, так и для аудитории, для местных жителей крупных городов и регионов, поскольку объективно существует потребность населения в получении достаточно качественной местной информации.

– Как можно охарактеризовать рынок регионального ТВ в 2006 году и что ждет его в будущем?

– Региональная телекомпания в любом крупном городе всегда выполняла социально-культурную функцию. Зачастую крупные региональные компании являются организаторами различных ярких торжеств, спортивных праздников, культурных мероприятий. Они выступают и организаторами, и координаторами этих мероприятий, т.е. они могут работать, формируя свою сетку самостоятельно, уделяя внимание освещению актуальных проблем и вопросов жизни этого региона. Эта функция начинает пропадать, отмирать в связи с тем, что огромное количество независимых компаний превратилось в афилиаты сетей. Но в ближайшее время в крупных, экономически самостоятельных, развитых регионах начнется такой некий обратный отток из сетей к самостоятельности местных телекомпаний, но нельзя сказать, что это будет массовый исход. На самом деле, и географическое, и экономическое различия в нашей огромной стране является базой для того, чтобы формировались местные телевизионные проекты.

Во-вторых, все ограничения законов о рекламе, которые вступят в силу с 1 января 2008 года, приведут к пересмотру сегодняшней концепции продаж на местных телевизионных рекламных рынках. У местной компании, которая самостоятельно формирует свой эфир, больше шансов, чтобы заработать больше денег и быть экономически самостоятельной, не только в программном смысле, но и в плане источника доходов.

Третий фактор, который надвигается необратимо, это переход российского телевидения на цифру, что вообщем-то тоже заставит размышлять владельцев и топ-менеджеров местных региональных компаний над вопросом, а кто они будут, если их сетевой партнер в их городе выйдет в эфир через цифровую платформу мимо них. Что станет тогда с сетевой станцией?

Я думаю, что в России наверняка сформируется 30-50 самостоятельных региональных телевизионных проектов с очень яркими брендами, собственной редакционной политикой с учетом местной специфики. Они наверняка даже выйдут за рамки своих субъектов федерации и будут вещать на несколько соседних областей. Крупные региональные компании будут жить, но их не будет так много, как их было в середине 90-х, когда их число достигало 600-700 по всей стране.

– Каково участие НТС на региональном и российском рынке ТВ?

– Существование проекта НТС является фактором, который стимулирует развитие ряда телекомпаний в сторону самостоятельности, потому что если программного предложения, позволяющего самостоятельно формировать свой эфир по принципу `синдикат` на российском рынке не будет, значит, и телекомпании будут медленнее и труднее принимать решения, готовы ли они самостоятельно работать или нет.

Существование проекта НТС как раз является очень таким провоцирующим, в хорошем смысле этого слова, фактором для того, чтобы компании принимали решения заниматься собственным эфиром. Поэтому участие НТС самое активное и самое положительное в этом процессе. По большому счету, это, наверное, одна из немногих сегодня возможностей действительно программировать эфир тем компаниям, которые действительно хотят быть независимыми.

– Каковы итоги НТС по сравнению с прошедшим периодом?

– Эфир НТС реально начал свою деятельность с сентября 2005 года, поэтому полноценного года и не было.

Сегодня у НТС порядка 37 партнеров в 35 городах, это цифра немного ниже, чем та, которую планировали. Мы ставили перед собой цель добраться к концу 2006 года до цифры 45-50 станций. Под этим недобором есть, конечно, несколько объективных причин. Прежде всего то, что владельцы, руководство региональных компаний с большей осторожностью, чем мы предполагали, принимают решения о переходе из сети в самостоятельное программирование. Все-таки, это не простое решение, оно трудно дается, и людей, склонных принимать подобные стратегические решения очень быстро, оказалось несколько меньше, чем мы рассчитывали.

– Каковы ваши планы на будущее?

– Я думаю, что в первом квартале 2007 года у НТС завершатся переговоры и появится мощный профильный инвестор, который проинвестирует создание крупной и по количеству и по качеству библиотеки фильмов, программ, сериалов. Очень резко повысится конкурентоспособность предложения НТС, поэтому там в плановом порядке все идет своим чередом.

Что касается кинокомпании `Амедиа`, в настоящее время это занимает 90% моего времени, не только рабочего, но и личного, потому что понятно, что работа в таком проекте не делится на офисную и неофисную, она поглотила меня целиком, я этим с удовольствием занимаюсь, все очень интересно. Я реально вижу, что 2007 год для компании `Амедиа` будет годом очень переломным, перестроечным, потому что компания принципиально меняет внутреннюю жизнь. Она на глазах превращается из компании, которая занималась 3-4 продуктами в год в двух жанрах драма и ситком, в полноценную фабрику, которая в следующем году выдаст порядка 15 продуктов. При этом, несмотря на то, что мы стабильно будем продолжать заниматься этими жанрами, компания приступает к выпуску совершенно новых для себя продуктов – это мини-сериалы, вертикальные сериалы, телефильмы, документальное кино и даже полнометражный анимационный фильм, премьера которого состоится в августе 2007 года.

– Какие, на ваш взгляд, важные события произошли на медиарынке в 2006 году?

– С точки зрения бизнеса на рынке произошло два события.

Это выход в первой половине года на IPO `СТС Media`, здесь я не оригинален в оценке важности этого события, оно в целом повысило акции российской телеиндустрии.

Есть еще событие, произошедшее во второй половине года – это заход на российский телевизионный рынок компании `Проф-медиа`, которая до этого занималась в основном печатными продуктами и очень успешно занималась радио. В настоящее время, после двух сделок по приобретению Рамблера и ТВ3, прямо на наших глазах сформировался крупный телевизионный холдинг, результаты деятельности которого еще преждевременно обсуждать и забегать вперед смысла нет, но, тем не менее, это очень заметное событие, которое очень сильно повлияет на конфигурацию рынка в будущем 2007 году.

– Как вы предпочитаете проводить свободное от работы время?

– Если свободное время в уикенд, то я предпочитаю прогулки на природе, с семьей, с собаками, которых немало в нашем доме. Это прежде всего, конечно.

А что касается отпускного времяпровождения – это достаточно традиционный набор: солнце, море, горные лыжи. Есть еще такая особенность – мы стараемся каждый год организовывать какие-нибудь интересные поездки по России – Валаам, Байкал, Горный Алтай.

Ирина Рыжкова

Журнал `Новости СМИ` от 16 января 2007 года

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий