Звезды
Читайте сейчас
«Ликвидация»:место встречи – в Одессе!
0

Ликвидация

Сериал на канале «Россия» в первый же день показа посмотрело рекордное количество зрителей. «Телесемь» разобралась в причинах его успеха.

О чем кино?

Одесса, 1946 год. В городе разгул преступности. Сюда приезжает командовать военным округом опальный маршал Георгий Жуков. Он борется с уголовниками практически по законам военного времени: застигнутые на месте преступления бандиты расстреливаются без суда и следствия.

Но у начальника Одесского уголовного розыска Давида Гоцмана свои методы работы: он считает, что такое понятие, как «презумпция невиновности», отнюдь не пустой звук и что вор – это только тот, чья вина убедительно доказана. В ходе расследования выясняется, что всплеск преступности – следствие не только послевоенных трудностей, но и происки оставшихся в городе немецких диверсантов.

Слово сценаристу

Зоя Кудря, автор сценария:
– Действие фильма происходит в Одессе, а ни я, ни мой соавтор Александр Кореньков в этом городе никогда не были. Пришлось руководствоваться фотографиями и картой Одессы. По ней мы, например, высчитывали, сколько времени нужно герою, чтобы добежать до того или иного места. А когда по сюжету появилась необходимость спрятать куда-нибудь украденную партию военной формы и оружия, нашла на карте катакомбы и обрадовалась – то, что надо.

Когда я придумала Давида Гоцмана, подумала: «Хорошо бы этого героя сыграл Владимир Машков». Правда, не очень надеялась, что так будет, – уж больно не вязался с его обликом характерный для Гоцмана одесский акцент. Но в фильме Машков говорит так, будто вырос в Одессе. Говорят, Гоцман похож на Глеба Жеглова. Продюсеры действительно дали мне установку создать новое «Место встречи изменить нельзя». Но я от нее, как могла, открещивалась. Да, Гоцман тоже носит кепку. Но ведь у всех начальников угрозыска в те времена был приблизительно одинаковый имидж.

Слово режиссеру

Сергей Урсуляк, режиссер:
– Задачи сделать новое «Место встречи изменить нельзя» у меня не было. Я вообще не вижу особого сходства между этими фильмами, кроме времени действия и места работы главного героя.

И по характеру Гоцман и Жеглов, по-моему, не похожи. Жеглов уверен, что вор в любом случае должен сидеть в тюрьме – не важно, есть ли доказательства его вины, а Гоцман – только если на то есть основания. Он в этом смысле скорее стоит на позициях Шарапова.

ЛиквидацияСлово городу

Съемки проходили непосредственно в Одессе – на улицах, в подъездах и квартирах, не ремонтировавшихся десятилетиями. Вернувшись через какое-то время в одну из таких квартир на досъемку, киногруппа ее не узнала. Получив от киношников деньги за аренду квартиры, хозяева тут же сделали ремонт.

Признаки современности пришлось маскировать. Так, решетки на окнах первых этажей закрывались ставнями, которые съемочная группа постоянно возила с собой.

– Одесский говор – особый язык, которым я, увы, не владею, – рассказывает Зоя Кудря. – Мы с Александром Кореньковым написали сценарий на обычном русском языке, а потом его доводили до ума люди, которым знакомы замечательные одесские фразы.

Алексей Поярков, стилизовавший диалоги под речь одесситов, провел в этом городе несколько месяцев. Чтобы набраться колоритных выражений, специально ездил в общественном транспорте, беседовал с лингвистами. Брали уроки у местного лингвиста и снимавшиеся в фильме актеры – им он ставил одесский акцент.

ЛиквидацияСлово историку

Семен Экштут, ведущий научный сотрудник РАН:
– В 1946 году маршал Жуков действительно был снят с поста главкома Сухопутных войск и направлен командовать Одесским военным округом. В то время в Одессе процветал бандитизм. В борьбе с преступниками Жуков пошел на крайние меры – их физическое уничтожение. Он приказал выдать офицерам оружие, а ряд специально подготовленных офицеров переодели в модные костюмы и шляпы иностранного производства. Они ночью прогуливались по злачным местам, а когда бандиты пытались ограбить этих «лохов», офицеры без предупреждения стреляли на поражение. По утрам одесские милиционеры подбирали трупы убитых бандитов и отвозили их в морг.

Грубых ошибок в сериале я не обнаружил. Правда, во времена действия фильма уже не было наркоматов – их сменили министерства. Не совсем точной формы и планки звезд Героя на груди Жукова. Во время и после войны колодки звезд Героя были более продолговатыми, такие, как в сериале, появились позднее, уже при Брежневе.

Слово актерам

Владимир Меньшов (маршал Жуков):
– «Место встречи изменить нельзя» и «Ликвидация» – на мой взгляд, фильмы одного уровня. И мне бы хотелось, чтобы их впоследствии перечисляли через запятую. Это очень хорошие детективы. Помню, когда мне в руки попал сценарий первых девяти серий, читал не отрываясь. Было обидно, что в девятой серии так и не было понятно, кто же в фильме главный злодей. Дочитав ее, я тут же позвонил режиссеру и попросил прислать мне последние серии. Было очень интересно узнать, подтвердится ли моя догадка.

Владимир Машков (Давид Гоцман):
– Честно говоря, я не задумывался о том, похож ли наш фильм на «Место встречи изменить нельзя», а мой герой – на Глеба Жеглова. Пожалуй, их объединяет обостренное чувство справедливости. Помните, как говорил Жеглов: «Вор должен сидеть в тюрьме»? Есть, конечно, и внешнее сходство, например, кепка, которую многие носили в те времена. Но Гоцмана отличает характерный одесский акцент – кстати, после съемок я еще долго не мог от него избавиться.

Михаил Пореченков (Виталий Кречетов):
– Не вижу смысла говорить о сходстве этих фильмов. Хотя кто хочет – пусть, конечно, сравнивает. А проводить параллели между Кречетовым и Володей Шараповым вообще нельзя. Это разные роли. И мы с Владимиром Машковым тоже играем на контрасте: он – поджарый, а я – большой и рыхлый.

А был ли Гоцман?

У Давида Гоцмана был прототип – Давид Михайлович Курлянд. После войны он пришел в Одесский уголовный розыск и дослужился до должности заместителя начальника. Он отличался умом и смелостью – планировал проведение сложных операций и сам же в них участвовал. Коллеги называли его «профессором».

Место встречи изменить нельзя«Место встречи изменить нельзя»

Число героев. Главных героев – 5 (Жеглов, Шарапов, Варя, Горбатый, Фокс), всего в фильме 51 персонаж.

Бюджет фильма – 800 000 рублей, или 1 216 000 долларов по курсу 1980 года.

Место съемок – Москва и Одесса. В Москве велись натурные съемки, на Одесской киностудии – все павильонные эпизоды.

Продолжительность съемок – 9 месяцев: с 10 мая 1978 года до февраля 1979-го.

Экранное время – 360 минут.

Ликвидация«Ликвидация»

Число героев. Главных героев – 3 (Георгий Жуков, Давид Гоцман, майор Кречетов), всего в фильме 45 персонажей.

Бюджет фильма – около 5 000 000 долларов.

Место съемок – Одесса, село Леонидово под Одессой.

Продолжительность съемок – 7 месяцев: с 28 ноября 2006 года по 15 мая 2007-го.

Экранное время – 700 минут.

Зачем нам «Ликвидация»?

Майя Ядова, кандидат социологических наук:
– Чем можно объяснить популярность сериала «Ликвидация»? После многих социальных потрясений, которые мы пережили, люди ищут источник добра. Много лет таким источником были советские фильмы с их положительными героями – Жегловым и Шараповым, «знатоками», милиционерами из «Петровки, 38». Похоже, им на смену пришел Давид Гоцман. Зрители воспринимают его как силу, способную защитить от жестокостей окружающего мира. Кроме того, он вызывает ностальгию по старым добрым временам, когда все было просто и понятно.

Армен Джигарханян (Горбатый в фильме «Место встречи изменить нельзя»):
– Такие фильмы, которые держат в напряжении, суть которых мы пытаемся понять, очень нужны. Если фильм плохой – не дай бог! Плохие картины разлагают мышление, портят вкус. Хорошие – учат думать.

Парад пристрастий

Ваш любимый отечественный детектив?

Александр Цекало, «Минута славы», «Стенка на стенку» («Первый канал»):
– «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Алексей Маклаков, актер («Солдаты»):
– «Ипподром», снятый по книге Николая Леонова «Явка с повинной».

Анна Семенович, «Ледниковый период» («Первый канал»):
– «Каменская», там в главной роли – любимая актриса Елена Яковлева.

Татьяна Устинова, писатель:
– «Тайны следствия». Фильм отличают профессиональная драматургия, питерская эстетика и какая-то «достоевщинка».

Сергей Чонишвили, актер («Капитанские дети»):
– «Мертвый сезон» – история близка к правде.