Общественные слушания по проблемам подготовки кадров в журналистике

8 июня по инициативе Комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ состоялись общественные слушания по проблемам подготовки кадров в журналистике и улучшению качества образования современного журналиста.

В ходе заседания обсуждались вопросы профессиональной подготовки журналистов, статуса профессии в современном обществе, проблемы несоответствия образования требованиям работодателей.В слушаниях приняли участие председатель Комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Общественной палаты П.Н. Гусев, члены Комиссии Н.К. Сванидзе, Е.К. Зелинская, Э.М. Сагалаев, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В.С. Козлов, декан факультета журналистики МГУ Я.Н.Засурский, а также более 50 деканов факультетов журналистики, заведующих кафедрами телевидения и радио различных учебных заведений страны, главные редакторы федеральных и региональных изданий.

С основным докладом о состоянии, проблемах и перспективах подготовки журналистских кадров выступил Я.Н.Засурский. Он отметил, прежде всего, волнообразный характер преобразований системы массовых коммуникаций, который отразился на природе и формах журналистики, отделил сферу традиционных СМИ от СМИ в интернет-среде. Между прочим, отметил мэтр отечественной журналистики, в Интернете не только рождается новая журналистика, но и продлевается жизненный цикл традиционных СМИ, что диктует необходимость обучать студентов журфаков новым технологиям, пересматривать специализации. В связи с этим Я.Засурский высказал мнение о том, что вслед за университетом журналист должен продолжать свое образование в производственной среде, постоянно заниматься самостоятельным обучением.

Эту мысль поддержал заместитель руководителя Роспечати В.С.Козлов, заметив, что базовое образования в ВУЗах должно поддерживаться последующим послевузовским обучением и обязательной мотивацией в самообразовании. На вопрос о том, почему этого не происходит, участники слушаний давали разные ответы: отсутствие у большинства СМИ программ подготовки и переподготовки кадров, отсутствие помощи образовательным учреждениям со стороны медийного бизнеса, а следовательно, профессионального заказа, отсутствие отраслевой статистики, профессиональных стандартов… В `присутствии` было названо лишь появление новых собственников издательств, газет, журналов, телерадиокомпаний, большинство из которых не имеют представления об интеллектуально ориентированной отрасли и рассматривают ее исключительно как бизнес. Может быть, в этом причина вытеснения из телеэфира журналистов шоу-звездами, на что обратил внимание П.Гусев.

Вместе с тем нельзя утверждать, что система подготовки журналистов не сложилась, – не согласился с В.Козловым декан факультета журналистики Воронежского госуниверситета В.В.Тулупов. Он представил эту систему в виде цепочки довузовской профессиональной ориентации, специализированных классов в школе, обучения в ВУЗах, получения второго высшего образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учреждениях дополнительного образования.

Член Общественной палаты, президент НАТ Э.М.Сагалаев заметил, что ключевой момент все-таки не в обозначении звеньев этой цепочки, а в создании работающей системы: ВУЗ – профессиональные и общественные организации – медиаиндустрия. Э.Сагалаев сформулировал несколько тезисов, которые вызвали дискуссию участников слушаний: о необходимости сплава академической подготовки журналистов и знаний в области медиаэкономики, маркетинга, технологии производства, медиаизмерений; о понимании того, что журналисты создают не просто тексты и сюжеты, но и рейтинг, тираж, репутацию изданий и компаний. Э.Сагалаев пообещал, что правление НАТ на ближайшем заседании рассмотрит вопрос о возможности учреждения стипендий телекомпаний и каналов, и шире – о создании системы индустриальной поддержки и взаимодействия с образовательными учреждениями различных форм и типов.

ВУЗ – это лишь одна ячейка подготовки квалифицированных специалистов, – поддержала Э.Сагалаева декан факультета журналистики Санкт-Петербургского госуниверситета М.А.Шишкина. Где же журналистские `интернатуры`, `ординатуры`? Нужны различные формы образования и повышения квалификации, и в Санкт-Петербурге, сообщила М.Шишкина, создан Институт переподготовки журналистских кадров, учредителями которого стали факультет и отделение Союза журналистов России.

Много наблюдений, размышлений, конкретных предложений было высказано членом Общественной палаты, тележурналистом Н.Сванидзе, депутатом Госдумы А.Хинштейном, главным редактором журнала `Огонек` В.Лошаком, вице-президентом ГИПП по вопросам отраслевого образования Р.Неягловой-Колосовой, исполнительным директором Альянса руководителей региональных СМИ С.Дубинской и другими участниками слушаний. Все они будут учтены в Рекомендациях, окончательный вариант которых подготовит Комиссия по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ.

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий