Звезды
Читайте сейчас
Скоро: альбом группы Начало Века «Этнограмма»
0

                                           

 

                       

За гранью фолка

  «Начало Века» – это ПОПУЛЯРНАЯ музыка.

Не та, что спущена сверху, а та, что действительно

                                    способна понравиться народу.»

www.zvuki.ru

Назвав первый альбом «На грани ФОЛкА», музыканты оставили себе такую ма-а-аленькую лазеечку на «всякий пожарный» – вдруг номер не прокатит? Материал специфический, записан в условиях, априори не годящихся для производства качественного аудио-материала – в квартире жилого дома на дешёвой аппаратуре... Были, разумеется, и неоспоримые плюсы: сильные голоса, оригинальный подход к материалу, драйвовая подача, искренность – всё то, за что группу в родном Волгограде полюбили...

И ведь прокатило! Своим нестандартным подходом к творчеству фолк-рок-коллектив из Волгограда обратил на себя внимание не только известных деятелей российского шоу-бизнеса, но и западных лейблов, промоутеров, радиостанций и конечно же, в первую очередь, просто слушателей. Уж больно всё было свежо, неподдельно, по-честному и от души. Руководство «Фирмы грамзаписи Никитин», уверенным движением руки закрыв глаза на «огрехи», дало добро на выпуск диска – тираж вмиг разлетелся по стране. Последовали многочисленные предложения, концерты в клубах, выступления на фестивалях. Группа уже отыграла на двух «Этнолайфах», «Этнолэнде 2006», двух «Нашествиях» (попав в список лучших команд сыгравших на Главном приключении лета-2006).

Весной «Начало Века» стали победителями в «РоковОй» номинации конкурса «MuseON». Растроганный Леонид Бурлаков («Мумий Тролль», «Земфира», «Сегодня ночью», «Братья Грим») признался, что голос вокалистки Алёны он готов слушать вечно, а Андрей Клюкин («Наше радио») назвал «Начало Века» самой «поющей» группой в стране.

Наконец, летом этого года одна из самых интересных и красивых композиций с первого альбома – «Соловейка» выбилась в «Фавориты недели» «Чартовой дюжины».

Разумеется, всё это время музыканты не забывали и о достойном преемнике для своего «первенца», постоянно работая над новыми песнями, звучанием, совершенствуя навыки в области аранжировки и оттачивая технику исполнения. За два года музыканты «оперились», крылья у коровы (той, что с обложки) окрепли – пришло время полетать. «Рок-музыка в России претерпела такие изменения, что нам стало просто неинтересно: повсеместно звучит одно и то же, и все на всех похожи... Мы решили поэкспериментировать».

Вам – «этнограмма»!

«В музыке, как и в ассортименте алкогольных

 напитков – все основные уже давно придуманы,

 лучше их уже не сделаешь, но можно попытаться

      составить хороший коктейль...»

 

Алексей Итюжов

Для своего второго альбома группа также подобрала игру слов в духе символизма начала XX века, взяв за отправную точку термин «телеграмма» и разбавив его префиксом «этно-». Собственно, «этнограмма» – это минимально необходимая частица «народного», из которой убрано всё лишнее, отжата вся «вода»; оставлено самое важное – текст и мотив оригинальной песни, исходя из которого выстраивается причудливое музыкальное оформление начала века сегодняшнего. Основная идея здесь, как и прежде, сотворить «симбиоз», а не «химеру» – сделать результат органичным и самодостаточным; не втиснуть строчки позабытых песен бессмысленным набором звукознаков в давящие рамки конкретного стиля, но, как раз наоборот, отталкиваясь от живой песни прошлого придти «по велению сердца» к совершенно иным горизонтам, лежащими подчас далеко за границами определения жанра «фолк-рок». Пожалуй, само слово «оформление» в данном случае не является удачным – музыкантов группы уместно сравнивать с живописцами, расписывающими вековое древо яркими красками мира; наносящими на него СВОЙ оригинальный сюжет, на фоне которого проступает многомудрый узор годичных колец. Обработанные таким образом песни претерпевают второе рождение, но в совершенно ином неожиданном качестве. «Этнограмма» – это уже не фолк-рок как таковой, а некий «этно-фьюжн широкого профиля», world music. И если результат всё же в первую очередь ассоциируется именно с фолк-роком, то лишь потому, что однажды, когда-то давно, в самом начале, именно так пальцы легли на струны, а песня – на душу.

Грамм «этно» на килограмм рока.

Дух эксперимента коснулся и самого процесса отбора исходного фольклорного материала. На новый альбом помимо «традиционных» русских и украинских песен музыканты взяли старинную белорусскую и финскую, а в одну из русских с помощью ганских барабанов добавили западно-африканский колорит. Повзрослели музыканты, увеличился и возраст отбираемых ими песен – некоторым из них по четыре сотни лет. Появились редкие фольклорные вещи, которые неизвестны широкой аудитории.

Самую старую песню предложил всё тот же Леонид Бурлаков, давно уже проявляющий живой интерес к творчеству группы. Алексей Итюжов переписал текст. В новой редакции песня получила название «Улетаю...».

«Больше медленных треков, чем быстрых, может создаться ощущение, что грустно как-то, но вот такое настроение. Мы и живём не в Майами».

Также на новый альбом группа включила три «радикально переосмысленных» композиции с предыдущего релиза: «Жинку», «Паранью» и «Лебёдушку».

«Дома стены помогают!»

В создании «Этнограммы» помимо самой группы «Начало Века» приняли участие музыканты многих известных коллективов – «Дети Пикассо», «Доктор Александров», «Би-2», «Жуки», «Пелагея», «Я и друг мой грузовик». Альбом отмечен также присутствием двух guest stars: Анны Пингиной (испольнительница роли Флёр де Лис в русской версии мюзикла «Нотр-дам де Пари») и Алексея Секирина (актёр театра и кино, известный по сериалу «Счастливы вместе») который, хотя музыкантом и не является, но тем не менее очень хотел поучаствовать в записи полюбившейся ему группы). Его перкуссию можно услышать на песне «Офицерики».

К студийной работе был привлечен целый сонм народных инструментов: калюки, индийские табла, варган, рожок, дудук, калимба, джамбей и даже «малобюджетная» коробка из-под конфет «M&M’s».

Этот альбом группа также записывала на собственной, уже московской, студии. Обозначенный факт совсем не помешал воплотить в жизнь многочисленные идеи участников группы. Даже наоборот, на официальной студии «Снегири» вокалистка Алёна не смогла раскрыть свой потенциал, а вот у себя всё получилось. Недаром говорят – «дома стены помогают».

        

Коктейль в стиле «этно»

«У нас есть то общее, что объединяет наши

                                            музыкальные индивидуальности. У каждого

разнообразные вкусы. И то, что лежит между

 нами в середине, как раз и есть «НАЧАЛО ВЕКА»

 

Алёна Сергиевская

Коктейль от группы «Начало Века» с приставкой «этно-» получился изысканным, удивительно разнообразным по стилистике, многогранным и ярким; и вместе с тем более концептуальным и цельным, как в плане музыки, так и настроения, нежели предыдущая работа. Удивительное сочетание нежности и грусти, тонко переданное великолепным голосом Алёны Сергиевской; голосом, от которого сама природа ждёт откровений. Несхожесть творческих граней музыкантов, принимавших участие в записи альбома, гарантировало (как это ни парадоксально!) уникальность и оригинальность всех творений нового альбома. «Всё делалось на эмоциях. Ни одна песня не была продумана. Как первый раз по струнам ударилось, как она пошла, так она и развивалась. Есть люди, которые переосмысливают свой материал, а есть, которым оно сверху – бац! – и вставило. И здесь так практически с каждым треком получилось».

Музыканты серьёзнее стали относиться к миру и своему месту в нём, более тщательно выбирать средства выражения. «Совсем нет кичевых номеров навроде «Калинушки» и «Кабы сдох!»... – говорит Алексей Итюжов – Мы продолжили эксперимент, начатый предыдущим релизом, просто он стал, серьёзнее что ли. Если продолжим и дальше, как знать, может, ещё в какую ипостась ударимся – непопсовый R’n’B, например».

Фолк всегда присутствовал во всех жанрах и направлениях, но никогда в такой непредсказуемой и смешанной форме, как у группы «Начало Века». Альбом «Этнограмма» как губка впитал в себя художественные приёмы всех самых известных модных современных течений мировой музыки, оставаясь при этом определённо не похожим ни на один альбом в мире. Хотя информация, которую передаёт «этнограмма» почерпнута из далёкого прошлого, он приглашает слушателя совершить волшебное таинственное путешествие по странам и континентам НАЧАЛА этого ВЕКА.

«Заря»

Хотя речь в песне идёт про зимнюю вечернюю зарю, подсознание «безнадёжно» ассоциирует песню с утром, полным летнего солнца. Гитарный чёс, роковый драйв и плавающий в выси уверенный голос – право же, ну, какая зима?! Самая жизнеутверждающая часть этнограммы.

  «Улетаю»

«Та самая» песня, подаренная группе Леонидом Бурлаковым. Грустный посыл в тексте и голосе Алёны не помешали музыкантам «зарядить» её сильными положительными эмоциями. Подобно струям тёплого летнего воздуха, поддерживающим крылья птицы, дарят они лёгкое, воздушное ощущение, манят пробежаться по сочной зелёной траве, наслаждаясь нахлынувшим раздольем, едва касаясь земли ногами... и дальше – вверх!

«Река»

Великолепная композиция, вероятно, лучшая по вокальной подаче. Алёна буквально завораживает необыкновенной энергетикой. Неспешное плавание в потоке светлых чувств, из которого не хочется выныривать... И море солнца от края до края...

«Надя»

Интересный поворот. Ганские барабаны пробудили к жизни в душе русской скромницы Нади настоящие африканские страсти, позволив ей обнаружить в себе новые, доселе неведомые грани околофанкового свойства. Колдовством тут пропитан каждый звук; вся композиция от начала и до конца представляется непостижимой тайной, суть, которой постоянно ускользает от внимания слушателя. Ближе к финалу, по мере нарастания ритма, начинает казаться, что разгадка очень-очень близко; но с последним аккордом музыка внезапно растворяется в чёрной африканской ночи.

«Офицерики»

Отличная колыбельная в завершении жаркого летнего дня. Прозрачные картины, исполненные ярких красок, проплывают над прекрасной землёй в богатом убранстве перкуссии. «Акустическая алхимия».

«Плывёт чёлн»

Жёсткая роковая гитара в сочетании с «фанкующим» басом и пронизывающим женским голосом – и корабль, то есть, чёлн, плывёт! И нарастающая впереди по курсу гроза ему нипочём.

«Встреча»

Остановка в пути. Очень тонкий момент встречи с неизбежностью... Расставание с прошлым ради неясного пока будущего... Шаг в простёртые объятия осени... За началом неизбежно следует конец, но и за концом вновь приходит начало. Взаимообмен свершился: «Мы стали другими...»

Пожалуй, самая сильная часть этнограммы.

«Жинка»

Немного яростного «степного индастриала» с выразительным фанк-колоритом. Римейк композиции с первого альбома, получившей более живой и завершённый вид.

«Лебёдушка»

Ещё одна этнограмма-реминисценция, более глубоко и тонко переосмысленная. Хотя на первый, неглубокий взгляд в песне мало что изменилось, по сути, её уже не узнать – настолько сильно сдвинулись акценты.

«Паранья»

«Воспоминание» третье и последнее. Вне сомнения – самое эффектное. Незатейливая сия песенка вызвала удивление ещё на прошлом альбоме, несмотря на то, что исполнялась множество раз самыми разными людьми. И всё равно, вновь группа сделала её не похожей ни на кого. В том числе и на себя.

«Финская»

«Финская заздравная». Девушка в сарафане обводит уверенным взглядом родные просторы, привечает гостей. Исторически – самая первая песня фолк-проекта «Начало Века». Хорошо подходит для проведения свадеб-банкетов-торжеств (нужное подчеркнуть). Не «як цуп цопом» же единым...

«Кумушки»

Ещё одна великолепная баллада от группы «Начало Века». Нежный перезвон колокольцев, задушевный голосок Алёны... даже электрогитара кажется  «смягчённой» на общем фоне... Одно слово – сказка. Ух!

«Улетаю» (other vers.)

Не за горами прощание. Осень вступает в свои права... Перед глазами встают стаи тянущихся на юг птиц. Девушка в парке кружит в нарастающем хороводе листвы, соприкасаясь с осенью фибрами души своей, проникая в самое её сердце. Меланхоличный вальс одиночества в нахлынувшем потоке чувств, дней, воспоминаний...

Эта вещь вполне могла бы завершить альбом, если бы не…

«Гори»

Lullaby for the modern minds. Растворение в сущем на фоне убаюкивающего голоса Алёны. Пост-индустриальная молитва под пульсирующие звуки гитары и синтезатора, отбивающих последние «точки-тире» таинственного послания «этнограмма» в преддверии нарождающегося утра... Остаётся лишь прочитать его ещё раз с самого начала.

Конец связи.

                                                                                Автор: Евгений Семисотов.