Телеканалы `открывают карты`

Самый закрытый сектор медиабизнеса обнародует свои финансовые показатели

Российский бизнес постепенно приобретает цивилизованные формы. Впервые в этом году все крупнейшие телеканалы рассказали в прессе о своих доходах и объяснили их структуру. Исторически самый закрытый сектор медиабизнеса под влиянием моды становится прозрачным. Получается, что пять первых каналов по доле аудитории занимают две трети рынка. Эксперты полагают, что в ближайшее время расстановка сил в этом секторе кардинально изменится. В эпоху цифровизации эти деньги распределятся между сотнями телеканалов.

Объем рынка

Весь медиарынок в России в прошлом году, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), составил $ 6,49 млрд. Телевидение в этом пироге всегда считалось самым лакомым кусочком. Ни радио, ни пресса, ни наружная реклама в отличие от телевидения не могут охватить всю страну и привлечь внимание 90 % населения страны. Сегодня объем телевизионного рынка оценивается в $ 3,149 млрд.

Для сравнения – второй по объему сектор наружной рекламы `весит` $ 1,18 млрд. В первом полугодии 2007 года телевизионный сектор прирос на 27,4%. В прошлом году рост составил 36%.

Снижение темпов произошло из-за роста цен на телерекламу и оттока части рекламодателей, а также из-за новой редакции Закона `О рекламе`. Общие процессы сокращения темпов роста всего медиарынка повлияли и на телевидение. Если в последние годы, по данным АКАР, рынок рос со скоростью 30-35 % в год, то к 2010 году этот показатель сократится до 12,5 %.

Александр Костюк, заместитель генерального директора TNS Gallup Media, комментирует: `В целом говорить о сокращении роста ТВ-рынка некорректно. Хотя на протяжении последних семи лет такую тенденцию можно проследить. Впрочем, особых поводов для пессимизма нет. Дело в том, что прогнозирование в этом вопросе всегда дает меньшие цифры, чем показывают фактические результаты. Одним из факторов, повлиявших на ситуацию 2006 года, стала новая редакция Закона `О рекламе`, которая повлекла за собой отток части рекламодателей`.

В первый раз

В этом году все телеканалы раскрыли свои финансовые показатели, включая `Первый` и ВГТРК. Данные по `Первому каналу` стали известны в августе, когда ИТАР-ТАСС со ссылкой на данные системы `СПАРК` передал, что выручка крупнейшего канала страны за прошлый год составила 16,521 млрд рублей и по сравнению с 2005 годом выросла на 24 %. Чистая прибыль `Первого канала` упала на 14,2 % – до 1,881 млрд рублей. В этом же материале ИТАР-ТАСС назвал и выручку ВГТРК. По данным агентства, она составила 17,925 млрд рублей. Чистая прибыль ВГТРК сократилась почти в пять раз – до 434,48 млн рублей.

На самом деле ВГТРК еще в начале года поспешил с отчетом и раскрыл финансовые итоги года, несмотря на то, что перед ВГТРК не стояли задачи выхода на IPO или привлечения дополнительных денежных средств с помощью выпуска облигаций. Антон Златопольский, заместитель генерального директора ВГТРК и генеральный директор канала `Россия`, объяснил свое заявление тем, что, во-первых, ВГТРК – участник рынка электронных средств массовой информации и показатели компании – это своего рода оценка ее эффективности, а, во-вторых, эта телекомпания выполняет и социальные функции, источника финансирования у нее два – это доходы от рекламы и государственный бюджет. По его словам, в 2005 году поступления от рекламы на канале `Россия` составили $ 364,5 млн, а в 2006 году – $ 486 млн. Существенную статью доходов телеканала составляет продажа прав. В частности, в 2005 и 2006 гг. эта сумма составила $ 51 млн и $ 50,6 млн соответственно. Из всех проектов ВГТРК до 2006 года лишь телеканал `Россия` являлся самоокупаемым. Канал `Спорт` в прошлом году вышел на операционную безубыточность.

НТВ и ТНТ

По словам Олега Адамова, заместителя генерального директора канала НТВ, в 2006 году компания показала максимальный рост за последние три года, увеличив его до 30 %, что составило в сумме $ 402,5 млн. В чистой прибыли до выплаты дивидендов акционерам НТВ заработала $ 91 млн. Прогноз по выручке телекомпании на 2007 год оценивается в $ 466,3 млн. Доход от рекламы в прошедшем году для НТВ составил $ 469 млн (рассчитывается с учетом НДС). Прогноз на следующий год – $ 539 млн. Согласно сведениям Олега Адамова, ежегодно рентабельность продаж НТВ достигает 22-25 %, что свидетельствует о стабильном положении на рынке.

По словам Романа Петренко, генерального директора канала ТНТ, консолидированная выручка в ГК ТНТ (входят 28 юридических лиц) составила $ 173 млн, EBITDA выросла на 35 % по сравнению с 2005 годом – до $ 93 млн. `При этом по темпам роста наша компания уже четыре года опережает рынок. Если оборот рекламного рынка составил в 2006 году 36 %, то оборот нашего канала показал прирост 45 %. В этом году мы прогнозируем свой прирост в размере 40 %, но я ожидаю даже большего`, – говорит Р.Петренко.

Смелый СТС

В прошлом году о цифрах начал говорить и Александр Роднянский, генеральный директор CTC Media, когда впервые в истории российского медиабизнеса провел первичное размещение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже NASDAQ. После выхода на биржу компания стала богаче на $ 43,52 млн. Всего в результате продажи пакета акций СТС-Media привлекла $ 345,9 млн, что соответствует капитализации в $ 2,1 млрд. За три дня торгов капитализация компании выросла на $ 600 млн – до $ 2,7 млрд. Цена акции выросла с $ 14 за штуку до $ 18,2. Прошлый год компания завершила с выручкой в $ 370,8 млн, что на 56,2 % выше, чем в прошлом, а чистая прибыль выросла на 85,6 % – до $ 106,3 млн. Первое полугодие 2007 года компания окончила не с такими воодушевляющими показателями. Чистая прибыль снизилась на 10 % – до $ 30,7 млн во втором квартале 2007 года. Аналитики связывают эти изменения с тем, что каналу не сразу удалось оправиться и выйти на нужный уровень доли аудитории после сверхуспеха сериала `Не родись красивой`. Доля аудитории канала во втором квартале 2006 года составила 11,7 %, в первом квартале 9,3 % и во втором квартале 2007 года снизилась до 8,9%.

Тенденции

Александр Костюк говорит о том, что действительно пять каналов зарабатывают две трети денег телевизионного рынка. `В ближайшей перспективе, в течение 3-5 лет, количество каналов будет увеличиваться и будет продолжаться тенденция к сокращению главных игроков, то есть доля больших каналов снизится. В 2008 году тенденция будет только усиливаться`.

По мнению Ирины Полуэхтовой, руководителя отдела социологических исследований `Аналитического центра Видео Интернешнл`, `пока у основных игроков телерынка все в порядке`. Она напоминает, что ситуация на телерынке обостряется. Стремительно развивается цифровое телевидение. А значит, станет больше доступных телеканалов, появится много `нишевых`. Аналоговое ТВ, как следствие, потеряет главное преимущество – мгновенный и массовый охват аудитории. `Недалек день, когда зрители получат полную власть над телеэфиром. Например, уже сейчас в домохозяйствах США работают порядка 10 млн цифровых видеомагнитофонов, которые можно запрограммировать на запись любимого шоу без назойливых пауз. Телеканалы, маркетологи и рекламодатели срочно бросились на поиски дополнительных способов продвижения товара. Все большее внимание уделяется спонсорству и продакт-плейсменту`, – комментирует она.

Еще одна опасность грозит со стороны новых медиа. Интернет, мобильная телефония, электронная наружная реклама непременно будут `оттягивать` часть бюджетов. `Телевещатели и продавцы телевизионного времени вынуждены убеждать рекламодателей в эффективности ТВ как носителя. Они ищут пути, как удержать дробящуюся аудиторию. Например, RTL Television – крупнейший в Германии и в целом в Западной Европе вещатель и производитель программ – создал `семью` каналов: два из них общей направленности (RTL и RTL II), третий посвящен развлечениям и шоу Super RTL и четвертый – новостной N-TV`, – рассказывает Ирина Полуэхтова.

Зинаида Шумова, Маргарита Склярова

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий