Закон `О рекламе` не спас от спама

Новая редакция закона `О рекламе` требует предварительного согласия получателя на отправку рекламных писем. Однако, по мнению экспертов, вступление закона в силу не повлияло на ситуацию со спамом в России.

Вступившая в действие более полугода назад (1 июля 2006 г.) новая редакция российского закона `О рекламе` закрепила принцип `Opt-in`. Это значит, что распространять рекламу по сетям электросвязи можно только при наличии предварительного согласия получателя. Ранее действовал принцип `Opt-out`, в соответствии с которым получатель имел право только отписаться от нежелательных сообщений.

Однако отраслевые эксперты считают, что обновленный закон не повлиял на ситуацию со спамом. Доля спама в Рунете несколько снизилась сразу после вступления в силу закона `О рекламе` (возможно, заказчики спама ожидали первых результатов вступления в силу поправок к закону), но уже в ноябре она начала расти, и с конца ноября 2006 года спам составляет примерно 80% почтового трафика Рунета.

По словам Анны Власовой, руководителя группы спам-аналитиков `Лаборатории Касперского`, причина неэффективности закона — в отсутствии реальных инструментов для его исполнения. Также нет ясности, кто и как должен предоставлять пользователю оперативную информацию по той или иной спам-рассылке, чтобы у него были документальные доказательства для обращения к судебным органам.


Проблема заключается еще и в том, что, в отличие от западных стран, спам в России многими рекламодателями до сих пор не воспринимается как `нереспектабельный` вид рекламы. К услугам спамеров прибегают даже некоторые российские юристы: уже после принятия новой редакции закона в Рунете увеличилось количество русскоязычного спама с предложениями юридических услуг и аудита — доля таких незапрошенных писем в последние 3 месяца 2006 года составила в среднем 4% от всего спама, а в январе 2007 г. — около 2%. Лидирующие позиции занимают следующие тематические группы русскоязычного спама: образование; отдых и путешествия; услуги по электронной рекламе (самореклама спамеров); юридические услуги и аудит; недвижимость.

Эффективные законы против спама — необходимая составляющая борьбы со спамом. Однако специалисты подчеркивают, что наличие в одной стране даже совершенных антиспамовых законов не решит данную проблему, которая носит международный характер. По данным `Лаборатории Касперского`, 22% от всего спама, адресованного в почтовые ящики пользователей Рунета, рассылается из России, 20% спамовых писем в Рунет попадают из США, 11% — из Китая.

Евгений Альтовский, эксперт МОО ВПП ЮНЕСКО `Информация для всех`, тоже считает, что новая редакция федерального закона `О рекламе` установила декларативный запрет на распространение спама, однако не создала механизмов контроля над соблюдением соответствующей нормы. В то же время г-н Альтовский указывает, что данный закон не предусматривает обращение пострадавшего с жалобами куда-либо, кроме ФАС – например, в суд. В суд подается обычный гражданский иск на возмещение материального ущерба и морального вреда, право требовать возмещения в гражданском порядке, по его мнению, абсолютно не зависит от обсуждаемого законодательного документа.

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий