Телевидение
Читайте сейчас
`Жара` и `Волкодав` недосчитались 6,5 млн долларов
0

Часть этой суммы продюсеры рассчитывают отсудить у пиратов

После четырехнедельной борьбы за зрителей создатели и дистрибьюторы `Жары` и `Волкодава` подсчитывают убытки от деятельности пиратов. Потери фильмов из-за выпуска пиратских DVD, появившихся на прилавках в дни проката, создатели оценивают в 2,5 и 4 млн долл. соответственно.

Продюсеры российских блокбастеров сетуют, что теперь расходы на съемку фильмов им придется отбивать еще два-три года.

В минувшую пятницу продюсеры фильма `Жара` объявили о том, что намерены передать в суд 40 исков на общую сумму 2 млн руб. к компаниям, выпустившим пиратские диски с фильмом накануне начала проката. По словам президента компании CD Land (владеет правами на выпуск DVD фильмов `Жара` и `Волкодав`) Юрия Цейтлина, каждый иск содержит требование выплатить компенсацию за нарушение исключительных прав в размере 50 тыс. руб. По его словам, через полтора месяца иски будут переданы в суд. Столько же исков будет подано и по фильму `Волкодав`, добавляет г-н Цейтлин.

По словам сопродюсера `Жары` Федора Бондарчука, в первый же день проката `Жары` и `Волкодава`, 28 декабря 2006 года, в ларьках у кинотеатров можно было купить оба этих фильма на одном диске. При этом лицензионные DVD фильма `Жара` вышли лишь 25 января, а диски `Волкодава` появятся только на этой неделе.

Председатель совета директоров концерна `Союз` Александр Менн говорит, что при оценке ущерба, как правило, используется следующая схема: каждый проданный пиратский DVD эквивалентен средней стоимости двух билетов в кинотеатр.

Появление пиратской продукции снижает доходы прокатчиков на 20—30%, говорит сопродюсер `Жары` Дмитрий Рудовский. Таким образом, `Жара` потеряла из-за пиратов примерно 2,5 млн долл. Г-н Рудовский отмечает, что пираты отнимают у прокатчиков примерно четверть годового дохода: `Если взять оборот всего кинопроката прошлого года — 412 млн долл., то киноиндустрия потеряла из-за пиратства около 100 млн долл.`. Похожие расчеты приводит и вице-президент по маркетингу `Централ Партнершип` Георгий Малков, который отмечает, что потери `Волкодава` от деятельности пиратов составили 4 млн долл., или 20% от 20,1 млн долл., которые собрал в прокате фильм. Как отмечает глава кинокомпании Pygmalion Production Film Сергей Члиянц, пираты фактически отнимают у прокатчиков одну-две недели проката, так как фильмы приходится снимать с проката раньше из-за широкой продажи пиратских DVD.

Вместе с тем практика борьбы с пиратством показывает, что предотвратить появление контрафактных DVD с фильмами в дни проката удавалось только `Первому каналу`. Участники рынка считают, что именно по этой причине фильм `Дневной дозор`, продюсером которого выступил Константин Эрнст, стал самым кассовым фильмом 2006 года, собрав в прокате около 34 млн долл. `Были задействованы серьезные административные ресурсы, да и сам `Первый` действовал эффективно, посылая камеры на все места, где обнаруживалась контрафактная продукция`, — вспоминает Александр Менн. Он считает, что у производителей и дистрибьюторов `Жары` и `Волкодава` есть шанс выиграть 80% исков. `Главная проблема в такого рода делах в том, что иски подаются против структур, которые уже отсутствуют`, — отмечает г-н Менн. Кроме того, напоминает он, старая версия той части Гражданского кодекса, которая регулирует авторское право, уже не действует, а новый законопроект еще не вступил в силу.

Председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников напоминает, что в ноябре прошлого года Госдума одобрила во втором чтении новую редакцию четвертой части Гражданского кодекса, регулирующей отношения в области авторского права. А в сентябре 2006 года был одобрен законопроект `О внесении изменений в статьи 146 и 180 Уголовного кодекса РФ`. Он переводит преступления, нарушающие авторские и смежные права и права владельцев товарных знаков, в категорию тяжких.

АНАСТАСИЯ ВАСИЛЬЕВА

29.01.2007

РБК daily