Журналистам зачитали их права. По освещению предвыборных кампаний

Владимир Плигин (слева) и Александр Вешняков охотно описали журналистам тяжкие последствия их работы на выборахФото: Дмитрий Лекай / Коммерсантъ

Вчера комиссия Общественной палаты (ОП) по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ совместно с `Медиасоюзом`, Центризбиркомом и Госдумой провела Всероссийскую конференцию `СМИ и выборы`. Организаторы сразу предупредили региональных журналистов, что во время грядущей думской избирательной кампании избежать санкций им позволит лишь строгое соблюдение закона. Но при этом честно признали, что сам закон дает широкое поле для разных трактовок.

После дежурных слов про дальнейшее развитие свободы слова и защиту прав журналистов, с которыми выступили члены ОП Павел Гусев и Елена Зелинская, организаторы конференции сосредоточились на разъяснении наиболее спорных норм законодательства, в нарушении которых, с их точки зрения, виновны журналисты. С этой задачей совместными усилиями справились глава ЦИКа Александр Вешняков и председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству единоросс Владимир Плигин.
`Две партии в областном центре проводят митинги. Про одну журналисты рассказывают, про другую – нет. Нарушение равенства прав кандидатов? Думаю, никто с этим спорить не будет`,– привел пример господин Вешняков. С ним взялся поспорить телеведущий из Карелии, поинтересовавшийся, что делать, если одна партия собирает многотысячный митинг, а вторая – трех старушек. `Если партия ничего не делает, ничего и не пишите`,– уклончиво парировал глава ЦИКа, но предупредил, что ответить за это прессе все равно придется.
Депутат Плигин напомнил журналистам, что бороться за социальную справедливость закон им разрешает, а вот разжигать национальную, религиозную и социальную ненависть – нет. Ему тут же достался вопрос от самарского журналиста: `У нас есть кандидаты, которые на выборы идут под лозунгом `Олигархи, хватит воровать!`. Чего здесь больше: борьбы за социальную справедливость или разжигания социальной ненависти?` Глава комитета ненадолго задумался, но не придумал ничего лучшего, чем фактически признать неопределенность этой нормы: `Когда пойдете к судье, обратите внимание на ее настроение`.
Вопросы журналистов были в основном связаны с тем, что в большинстве норм, регулирующих работу СМИ на выборах, содержатся разночтения, которые позволяют использовать закон по усмотрению властей. `А вы хотите говорить обо всем, ни за что не отвечать, еще и денежки на этом зарабатывать?` – пошел в наступление глава ЦИКа. В задних рядах зашептались: `Кажется, они нас ненавидят`.
Владимир Плигин на личном примере показал, как юридически правильно использовать националистическую риторику. Он рассказал историю про встречу с `молодым человеком – черненьким`, который сообщил депутату, что боится ехать в Москву, потому что там его будут притеснять. “Черненький` – надо будет запомнить термин`,– старательно записали журналисты.
`Оценка экстремизма – тонкая грань. Мерилом может быть только здравый смысл`,– помог главе комитета его заместитель Алексей Митрофанов (ЛДПР), чья партия в 2003 году активно использовала лозунг `Мы – за бедных, мы – за русских`. Он выразил сочувствие СМИ по поводу споров, которые возникнут на думских выборах из-за борьбы двух `основных партий, опирающихся на административный ресурс` – `Справедливой России` и `Единой России`, и посоветовал `готовиться`.
Впрочем, были и более конкретные рекомендации – например, по поводу одного из многочисленных разночтений, связанных с правилами агитации. Как записано в резолюции конференции, закон `О средствах массовой информации` мог бы освободить СМИ от ответственности за политическую рекламу, содержащую сведения, не соответствующие действительности, или затрагивающую жизнь частного лица. Резолюция направлена в адрес комитета Госдумы по конституционному законодательству, но перспективы поправки туманны. Владимир Плигин вчера не стал обсуждать ее по существу, сославшись на то, что комитет ее еще не получил. А глава ЦИКа Александр Вешняков предложил регулировать взаимоотношения между СМИ и кандидатами в рамках специально заключаемых предвыборных договоров.

ИРИНА Ъ-НАГОРНЫХ

Газета `Коммерсантъ`, № 20 (№ 3596) от 09.02.2007

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий