Неизвестный Стэнли Кубрик

В московском издательстве Rosebud Publishing вышла переведенная на русский книга английского ученого Джеймса Нэрмора “Кубрик”

Британский киновед написал первую монографию о великом американском режиссере, где поэтапно проанализирован каждый фильм Стэнли Кубрика, дошедший до проката. Разбор полетов проводится одновременно на нескольких уровнях: автор не только подробно останавливается на истории создания той или иной картины, но и пристрастно анализирует раскадровку, игру актеров, а также обращается к филологическому и психоаналитическому инструментарию. Нэрмор объявляет Кубрика последним приверженцем модернизма – стиля, для которого характерна холодная отстраненность, эстетское внимание к деталям, провоцирующий гротеск и пессимистичный взгляд на исторический прогресс.

Неизвестный Стэнли Кубрик

Несмотря на то, что Кубрик – культовый автор, любые попытки подвести его под какие-то стандартные рубрики неизбежно терпят неудачу. Отчасти этому способствовало затворничество режиссера: известно, что он крайне редко показывался на людях, интервью давал преимущественно по телефону, не пускал журналистов на съемочную площадку, а свои фильмы характеризовал с помощью кратких аннотаций, предоставляемых выпускающим кинокомпаниям.

Такое добровольное заточение в “башне из слоновой кости” нередко приводило к курьезам. В книге описан эпизод, когда некий авантюрист Алан Конуэй принялся в конце 90-х выдавать себя за Кубрика, не обладая с ним внешним сходством и совершенно не разбираясь в кубриковской фильмографии. “Представляясь “Стянли”, Конуэй получал от самых разных лондонцев, надеявшихся извлечь выгоду из знакомства с великим кинорежиссером, приглашения на обеды, дармовую выпивку, театральные билеты и однополый секс, – со свойственным ему изяществом пишет Джеймс Нэрмор. – После разоблачения Конуэй сделался своего рода знаменитостью, появился на ВВС, а впоследствии стал героем фильма “Назовите меня Стянли Кубриком” с Джоном Малковичем в главной роли”.

Исследователь довольно подробно останавливается на юных годах Стэнли Кубрика. Как известно, будущий режиссер начинал карьеру в качестве фоторепортера, снимающего для издания “Look”. Кубриковский стиль формировался под влиянием скандально известного репортера Уиджи, ставшего прообразом всех современных папарацци. Уиджи стал первым фотографом, который приобрел рацию, с помощью которой первым узнавал о всех громких преступлениях, с мест которых делал натуралистичные снимки истерзанных тел. В сочетании с холодной отстраненностью модернистов этот суровый натурализм привел Кубрика к эстетике гротеска, подразумевающей опасное балансирование между ужасным и комичным.

Неизвестный Стэнли Кубрик

Кадр из фильма “Доктор Стрейнджлав”

Торжеством данного метода стал фильм “Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал беспокоиться и полюбил атомную бомбу” (показательно, что именно этот фильм был показан 8 февраля на презентации русского перевода книги Нэрмора в Библиотеке имени Эйзенштейна). “Черная” комедия, посвященная свершившемуся ядерному Апокалипсису, в карикатурном виде представила многих современных Кубрику американских политиков. Так, в образе инвалида-нациста Стрейнджлава многие узнали автора книги “О термоядерной войне” Германа Канна. Нэрмор подчеркивает, что, подобно экранному безумцу в инвалидной коляске, Канн всячески приветствовал применение ядерного оружия и предлагал на случай ядерного взрыва построить под землей бункер для спасенной элиты, где на каждого мужчину приходилось бы по 10 женщин.

Неизвестный Стэнли Кубрик

Кадр из фильма “Лолита”

Сексуальные мотивы вообще исключительно сильны в кубриковских фильмах. “В его фильмах тело является источником ужаса, обуздать который можно только насмешкой, радикальным юмором (вероятно, поэтому его картины всегда имели успех у эстетствующих юношей и молодых мужчин)”, – пишет Джеймс Нэрмор. Склонность к фрейдистской интерпретации поведения героев часто создавала Кубрику проблемы с авторами сценариев. Работая над “Лолитой”, Стэнли Кубрик приложил титанические усилия, чтобы уберечь себя от критических выпадов Владимира Набокова (тайно сократил сценарий и оговорил в контракте с писателем запрет на публичные негативные высказывания о фильме).

Неизвестный Стэнли Кубрик

Кадр из фильма “Сияние”

Подобный фокус не прошел со Стивеном Кингом, чей роман “Сияние” лег в основу одноименного фильма”. Писатель посчитал, что Кубрик “искал зло в самих героях и превратил фильм в семейную драму с парой намеков на сверхъестественное”. “В 1996-м Кинг выпустил скверный пятичасовой сериал “Сияние”, где сам снялся в эпизодической роли густо загримированного дирижера призрачного оркестра. Концовка сентиментальная: благостный призрак отца появляется на выпускном вечере сына в колледже, чтобы изъявить отцовскую любовь”, – едко прибавляет Нэрмор в скобках.

Из книги мы узнаем, что неоднозначные отношения складывались у Стэнли Кубрика и с его актерами. С одной стороны, он совершенно не вмешивался в работу своего любимого комика Питера Селлерза, предоставляя ему полную свободу для импровизаций. С другой, если верить Нэрмору, режиссер совершенно затерроризировал на площадке Шелли Дювал, сыгравшую одну из главных ролей в “Сиянии”. А Кирк Дуглас по итогам съемок в “Спартаке” назвал Кубрика у себя в мемуарах “талантливым г…нюком”.

Неизвестный Стэнли Кубрик

Кадр из фильма “Барри Линдон”

Не обошел Нэрмор своим вниманием еврейское происхождение Кубрика. Так, ученый заметил, что режиссер удалил все аллюзии на еврейские корни героев в своем последнем фильме “С широко закрытыми глазами” (по рассказу Артура Шницлера). Замечателен также пассаж по поводу фильма “Барри Линдон”: “Но Кубрику, американскому еврею, обосновавшемуся в британской усадьбе, было куда проще отождествить себя с аутсайдером Барри Линдоном, который, сам того не ведая, поднял неудавшийся бунт против своего времени. По схожим причинам Кубрик отождествлял себя с Наполеоном, корсиканским выскочкой, свергнувшим старый порядок во Франции и заложившим основы современного мироустройства”.

К выходу книги Джеймса Нэрмора в Москве приурочены ретроспективные показы кубриковского наследия. Так, фильм “Космическая Одиссея-2001” будет показан уже в это воскресенье в клубе “Билингва” (начало в 14.00, вход свободный).

По материалам:www.km.ru

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий