Тяжелая судьба автора “Белого солнца пустыни”

Известному режиссеру Владимиру Мотылю исполнилось бы 26 июня 85 лет

В фильмографии Мотыля всего дюжина картин. Этот факт объясняется не только повышенно требовательность. Режиссера к себе, но и тем, что его постоянно преследовали, зажимали, зарубали на корню как уже готовые картины, так и предоставляемые на суд чиновников сценарии. Официальное признание пришло к нему лишь в 90-е.

Тяжелая судьба автора "Белого солнца пустыни"

Владимир Мотыль © РИА Новости, Галина Кмит

Причина постоянных гонений на Владимира Мотыля кроется в том, что он был внутренне свободным и независимым человеком. Будущий режиссер родился в Белоруссии в семье польского эмигранта Якова Мотыля. Последний сгинул в ссылке, когда сыну было всего три года. Деда Владимира Мотыля сослали в Сибирь как кулака. Та же участь постигла позднее и маму будущего режиссера.

Еще со школы Владимир Мотыль проявлял кинематографические наклонности. Когда ему было всего 11 лет, он организовал в школе драмкружок, где ставил одноактные пьесы и сам рисовал декорации. Мама Мотыля поощряла его увлечения, выписывая ему на последние гроши журнал “Советский экран”. Владимир Яковлевич окончил театральный факультет Свердловского университета, а затем и истфак.

Первой работой Мотыля была “лирическая кинопоэма” “Дети Памира”, за которую он позже был объявлен почетным гражданином Душанбе. Затем начались проблемы. Один за другим зарубались сценарии фильма о театральной провинции “Девочка и рябина” и драмы о студентах-заочниках. Экранизировать чеховских “Трех сестер” ему тоже запретили, а снимать фильм по повести Алексея Толстого “Гадюка” ему не дал директор “Мосфильма” Иван Пырьев.

Тяжелая судьба автора "Белого солнца пустыни"

Владимир Мотыль © РИА Новости, Владимир Федоренко

Анализируя причины неудач, сам Мотыль писал в 1965 году в дневнике: “Машина кинематографа состоит не менее чем из 28 звеньев, и сценарий проходит при условии полного единогласия всех 28! Если хоть в одном звене кто-то усомнится, вся машина начинает вращаться в обратную сторону. Все должны сказать “да”. Но кто-то болен, кто-то за границей, кто-то в командировке, кто-то еще читает, а кто-то сменился. Беспрепятственно катятся лишь ровные шары без мысли и художественных примет. Но если есть мысль, да еще форма – караул!!! Поэтому подавляющая часть режиссеров катит шары, соответствующие ГОСТу. А те, кто пытается сделать что-то свое, должны пробивать. То есть убеждать каждого из 28, что сценарий нужен, не вреден, интересен, не формалистичен, экономически выгоден, что он за советскую власть и т.д. и т.п”.

 

Тяжелая судьба автора "Белого солнца пустыни"

Кадр из фильма “Белое солнце пустыни”. Взято с сайта kino-teatr.ru

Гениальная картина “Белое солнце пустыни” (1970) тоже запросто могла лечь на полку. Фильм, снятый в набиравшем тогда обороты жанре “истерн” по воспоминаниям ветерана Гражданской войны о брошенном в пустыне басмачами гареме, подвергли жесточайшей цензуре. Многие эпизоды были безжалостно вырезаны, однако ленте все равно не давали ходу. Мытарства длились до тех пор, пока накануне ноябрьских праздников фильм не посмотрел завзятый ценитель западных боевиков Леонид Ильич Брежнев, который, наконец, дал высочайшее “добро”.

Тяжелая судьба автора "Белого солнца пустыни"

Кадр из фильма “Белое солнце пустыни”. Взято с сайта kino-teatr.ru

В кинотеатрах “Белое солнце пустыни” в 1970 году посмотрели 50 миллионов зрителей. Это число могло бы быть и больше, если бы чиновники не присвоили фильму вторую категорию. По сей день “Белое солнце пустыни” является, пожалуй, самой любимой кинолентой российских зрителей. Буквально пару недель назад свет увидело очередное переиздание “Солнца” на DVD – с роскошным буклетом и обстоятельной сопроводительной статьей Олега Кашина. Однако сам Мотыль получил за свой шедевр Государственную премию лишь спустя 30 лет после съемок, а его фильмы продолжали класть “на полку”. В их числе, например, оказался “Лес” (1980) по одноименной пьесе А.Н. Островского, который признали “безыдейным”.

Прощальным фильмом Владимира Мотыля стала историческая мелодрама “Багровый цвет снегопада”, телепремьера которой состоялась 17 июня 2012 года. Режиссер скончался 21 февраля 2010 года. Дома Владимиру Мотылю стало плохо. Его доставили в одну из клиник с подозрением на инсульт, но, на самом деле, врачи диагностировали у кинематографиста пневмонию и перелом шейных позвонков. Мотыля похоронили 25 февраля 2010 года на Востряковском кладбище, где, в частности, покоятся такие замечательные актеры, как Янина Жеймо и Виктор Авилов.

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий