Сериалы
Читайте сейчас
Самый правдивый роман о войне
1

Самый правдивый роман о войне






Первая экранизация романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Режиссер: Сергей Урсуляк. В ролях: Александр Балуев, Сергей Маковецкий, Анна Михалкова, Полина Агуреева, Евгений Дятлов, Лика Нифонтова.

Роман «Жизнь и судьба» писателя Василия Гроссмана был признан самым правдивым романом о Великой Отечественной войне.

«Предложение канала „Россия“ экранизировать „арестованную книгу“ Гроссмана сегодня можно расценивать как подарок судьбы, — считает режиссер Сергей Урсуляк. — То, что один из крупнейших каналов страны захотел привлечь внимание зрителей к серьезной и настоящей литературе, значительной и объемной теме — знак перемен, которых в обществе многие ждут так же, как в перестроечные годы ждали публикации в России романа Гроссмана».

Роман создавался почти 10 лет. В 1960-м году он был изъят у автора службами КГБ. Всю оставшуюся жизнь писатель посвятил борьбе за освобождение своего произведения, которое он справедливо считал делом всей своей жизни. Чудом сохранившийся экземпляр впервые был опубликован в 1980-м году в Швейцарии. В России произведение увидело свет только в 1988-м. Осенью 2011-го года радиовещательная корпорация Би-би-си создала по сюжету «Жизнь и судьба» 13-серийный радиоспектакль, благодаря которому роман возглавил список бестселлеров Великобритании.rus-1-600

Энтони Бивор, историк и писатель, переведший на английский язык военные дневники Василия Гроссмана, назвал роман "лучшим русским романом XX века". В картине снимались звезды российского кинематографа: Александр Балуев (роль политработника Крымова), Сергей Маковецкий (роль физика Штрума), Анна Михалкова (роль Марии Ивановны), Полина Агуреева (роль Жени Шапошниковой), Сергей Пускепалис (Греков), Евгений Дятлов (Новиков).

«Жизнь и судьба» — это портрет эпохи, основным событием которой стала война. Гениальный, по словам Александра Твардовского, роман рассказывает о людях, которым выпало жить во время, когда врагов хватало и в России, и за ее пределами, когда во имя Победы можно было поступиться всем. И всё же у каждого был выбор — жизнь, полная компромиссов, или судьба, дарующая внутреннюю свободу. Эпоха 40-х годов прошлого века оставила новым поколениям вопросы, которые и в судьбе, и в жизни не зависят от времени. Человеческая совесть не подлежит идеологическим ревизиям. Об этом в первую очередь кинолента, который выходит на канале «Россия».

Основная идея фильма — противостояние свободы насилию. Советский народ ведет войну с фашизмом за свободу Родины. Сталинград — с одной стороны, сердце этой свободы, с другой — «заложник» сталинской эпохи, которая враждебна свободе. Эта двойственность подчеркивает трагедию народа, которому приходится вести войну на два фронта. Во главе народа-освободителя — преступник и тиран, который видел в победе страны победу своей личности и собственной власти. "Жизнь и судьба" — картина напряженных диалогов и дискуссий, свидетелем которой становится зритель.kinopoisk.ru

На Лубянке, в казанской квартире ученых, в доме Грекова, на пороге газовой камеры, под пулями — везде поднимаются самые важные вопросы цивилизации — о свободе и насилии, о тотальной покорности человечества перед лицом насилия. Победа под Сталинградом определила исход войны, но молчаливый спор между победившим государством и народом продолжался. От этого спора зависела судьба Человека и его Свобода. И пусть Свобода родилась на обломках дома Грекова — в душах героев Штрума, Новикова, Грекова, — это была Свобода с большой буквы, положившая начало неискоренимому движению народа к его духовному раскрепощению. Жизнь сильнее судьбы, а человек сильнее своего страха.

«Хорошая литература — большая редкость. Именно это заставило меня согласиться на эту работу», — говорит Александр Балуев, исполнивший роль Крымова.

"Письмо матери, которое читает Штрум. Это невероятно. Это съемки, которые всю душу перевернули, — поделился Сергей Маковецкий, исполнивший роль Штрума. — Я не мог читать спокойно само письмо, так же, наверное, как и все... Когда началась война, она оказалась на оккупированной территории, в гетто. Она прощается с сыном. Она просит у него прощения. Она умоляет его беречь себя. Это письмо очень сильного человека, очень сильной женщины. В этом письме — качество человека. Люди, находящиеся в очень страшных обстоятельствах, люди тогда умели сохранить достоинство. Хотя все обстоятельства против того, все для того, чтобы человек превратился в животное и в ничтожество. И все-таки очень многие сохраняли достоинство..."effffa8deef3c927fefc014850129bb6.vlg

«Во время съемок эпизодов в Сталинграде у меня было ощущение, как будто машину времени посетил, — говорит Сергей Пускепалис, исполнивший роль Грекова. — На мгновения представил все те ужасы, все кошмары той войны...»

Съемки проходили в Ярославле и Подмосковье. Для достоверного воссоздания событий переломного 1943 года создатели киноленты выстроили не имевшие аналогов в истории кино с декорациями фрагментов мест ожесточенных боев, улиц Сталинграда, диорами сражений, макетами военной техники и зданий, задействовали огромное количество игрового ретро-транспорта и специальных кинопостановочных средств.

«Мы старались быть правдивыми в локальном изображении войны, — сказал Сергей Урсуляк. — Более правдивыми, чем, скажем, в „Ликвидации“ или „Исаеве“. Там я мог позволить себе некоторые вольности — здесь нет».

По материалам: www.telesem.ru