Звезды
Читайте сейчас
«Мастер и Маргарита» пролежал на полке 17 лет
0

 
7 апреля на экраны выходит фильм, пролежавший на полке 17 лет.
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» – одно из самых загадочных произведений литературы. После многих неудачных попыток сделать по нему спектакль или фильм появились легенды, что этому препятствуют потусторонние силы. По словам режиссера Юрия Кары, на съемках его экранизации тоже происходили мистические истории.
Один из первых съемочных дней проходил в саду «Эрмитаж». В разгар съемок на площадке появился режиссер театра «Эрмитаж» Михаил Левитин. «Он кричал: «Прекратите, у вас ничего не получится!» – вспоминает Юрий Кара. – Оказалось, Левитин также приступал к постановке «Мастера и Маргариты» и снял рабочий материал на видео. Но в это время в театре прорвало батарею отопления и горячая вода залила пленки. А когда режиссеру сообщили об этом и тот, посмеявшись, повесил трубку, батарея лопнула в кабинете, и струя горячей воды ударила в него. Узнав эту историю, я пригласил на площадку священника, и он окропил нас и камеру святой водой. И проблем с камерой у нас долго не было. А вот когда съемки продлились и мы взяли другую камеру, она постоянно ломалась».

Во время съемок эпизода с распятием неожиданно претворились в жизнь булгаковские строки: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город». «Мы думали, как показать это на экране, – рассказывает Юрий Кара. – Нашелся пиротехник, который за 10 тысяч долларов согласился изобразить тучу. Он отъехал от места съемок километров на 15, что-то там зажег, смотрим – огромнейшая черная туча заволакивает небо. Мы настроились: сейчас она подойдет поближе, и будем снимать. Но вдруг вместо тучи к нам подлетают 15 боевых израильских вертолетов, из них выбегают автоматчики в масках. Военные говорят: «Нас предупредили, что будут съемки, но тут рядом арабские страны, мало ли что. Подумали, началась война».
На съемках той же сцены удивительную сознательность проявили слепни, которые должны были садиться на Иешуа. Их наловили для съемок и посадили в банку, а когда в нужный момент открыли ее, насекомые полетели в разные стороны. Решили снимать без них. Но когда режиссер скомандовал: «Мотор!» – слепни вернулись и облепили актера.
Особенно остро воздействие романа Юрий Кара почувствовал на себе, когда завершал съемки. «Булгаков умер от болезни почек, – рассказывает режиссер. – И у меня в последний месяц съемок начались с ними проблемы. Я уже думал: «Все, повторю судьбу писателя». Но, к счастью, медицина по сравнению с тем временем ушла далеко вперед. Я лечился, не прекращая съемок, и вылечился».
Когда фильм был готов, в его судьбу снова вмешался случай. На момент начала съемок роман «Мастер и Маргарита» считался общественным достоянием. Но в 1993 году был принят закон «Об авторском праве и смежных правах», по которому охрана авторских прав продлевалась до 70 лет. С внуком последней жены Булгакова Сергеем Шиловским договориться не удалось, и фильм лег на полку. Но спустя время соглашение было достигнуто, и к 120-летнему юбилею писателя картина выходит на экраны.

Герои и лица

Маргарита (Анастасия Вертинская). На эту роль рассматривались Анна Самохина, Ольга Кабо, Елена Майорова, но предпочтение отдали Вертинской. В ней, по словам создателей фильма, чувствуется порода, как и в булгаковской героине.
Мастер (Виктор Раков). На роль возлюбленного Маргариты также был отбор. Думали о Леониде Филатове, который уже сыграл Мастера на сцене. «Я пошел на поводу у Маргариты, – рассказывает Юрий Кара. – Это был наш совместный выбор с Анастасией Вертинской».

Воланд (Валентин Гафт). В этой роли хотел сниматься Евгений Евстигнеев. Говорил: «Вот только слетаю в Англию на операцию». Но операция закончилась для актера трагически.
Иешуа (Николай Бурляев). В этой роли хотели снимать Бориса Плотникова. Но Николай Бурляев предложил свою кандидатуру, сказав: «Лучше не найдете», – и смог убедить в этом создателей фильма.
Понтий Пилат (Михаил Ульянов). «Я предложил попробоваться Алексею Петренко, – рассказывает Юрий Кара. – Он ответил, что ему еще во МХАТе предлагали эту роль, но его мама сказала: «Сынок, это тот, что убил Христа? Не надо тебе его играть».
Иуда (Игорь Верник). «Поначалу мне ассистенты предложили Алексея Яковлева (сын Юрия Яковлева и Екатерины Райкиной), – говорит режиссер. – Но пришел Верник и убедил снять его».
Коровьев (Александр Филиппенко). «Эту роль хотел играть Савелий Крамаров, – рассказывает режиссер. – Помню, он позвонил мне в 7 утра и говорит: «Я буду играть Коровьева, только чтобы съемки были в Израиле». «Но он же в Москве действует», – ответил я. «Нет, в Москву не поеду».
Кот Бегемот (Виктор Павлов). Эту роль репетировал Константин Райкин, но потом отказался. «Кота хотел сыграть Вячеслав Невинный, – рассказывает Юрий Кара. – Я ему говорил: «Но вы же большой!» А он отвечал: «Так он же Бегемот!»
Бездомный (Сергей Гармаш). Сначала эта роль была предложена Николаю Бурляеву. А Гармаш должен был играть таксиста, которого укусила пчела.