Звезды
Читайте сейчас
Бесконечная история
0

Нравится0Tweet

В 1919 году в Англии вышел сборник стихов «Угнетенный дух» Клайва Гамильтона. Позже стало известно, что такого поэта не существует, а на самом деле это псевдоним Клайва Стейплза Льюиса — ученого, известного своими работами по средневековой литературе и христианской апологетике (раздел богословия, посвященный обоснованию вероучения с помощью рациональных средств – RUTV.ru). Но прошло еще несколько десятилетий, прежде чем Льюис, бывший учеником и последователем Джона Р.Р.Толкиена, прославился как писатель в жанре фэнтези. Наибольшую популярность автору принесла его философская сказка «Хроники Нарнии».

В 2005 году была экранизирована первая из семи историй, составляющих законченный цикл «Хроник». С тех пор регулярно, примерно раз в два года, в свет выходит киноверсия очередной части эпоса. К настоящему времени производители добрались до третьей книги «Покоритель зари, или Плавание на край света», где Эдмунд (Скандар Кейнс) и Люси Пэвенси (Джорджи Хенли) прощаются с выросшими Питером и Сьюзен. Зато, немного покопавшись в родне, они обнаруживают престранного кузена Юстэса (Уилл Поултер). И, прихватив с собой капризного мальчишку, присоединяются к Каспиану (Бен Барнс), отправившемуся на корабле «Повелитель зари» на поиски семерых тельмаринских лордов, изгнанных Миразом. Традиционно для «Хроник Нарнии» на пути к стране Аслана на Краю света они встретятся с чудесами и будут противостоять опасностям великого Восточного Моря.

Надо сказать, что чудес и опасностей будет в фильме предостаточно. Собственно, на них и сконцентрировался новый режиссер фрншизы Майкл Эптид, поскольку интеллектуальная составляющая этой книги оказалась весьма непростой для экранизации. Напомним, что нечто похожее случилось с первыми двумя частями: философская сторона практически не интересовала создателей фильма. В результате на режиссера, сценаристов и приемного сына Люьиса Дугласа Грешама обрушился вал критики со всех сторон: и от поклонников творчества писателя «за выхолощенность идеи», и от любителей жанра за то, что вместо настоящего фэнтези им подсунули сказку для младшего школьного возраста о говорящих животных.

Но в этой части создатели превзошли сами себя. Мало того, что в российском прокате фильм, потеряв слово «путешествие» получил название «Хроники Нарнии: Покоритель Зари», что стало еще одним поводом для недоразумений. У истории будто обрезали начало и конец: исчезли предыдущие герои и появились новые. Юстэс сумбурно явился «из ниоткуда», Каспиан так и не женился на любимой… Таким образом, те, кто не читал книгу, вообще перестали улавливать суть происходящего, им остается лишь наслаждаться красотами Нарнии и традиционными для этого жанра битвами с участием разных зверей.

Неизбежно за пять минувших лет выросли дети-герои. И теперь, глядя на половозрелого Эдмунда, играющего в короля, и малютку Люси, пыжащуюся в повадках маленькой девочки, испытываешь лишь отвращение и раздражение. Бен Барнс с упорством киборга продолжает доказывать, что его лучшая роль далеко позади. И это отнюдь не сказочный принц, а живущий среди отбросов современного лондонского общества Собакка из фильма «Больше Бена». Лучше всех вошел в роль отвратительного нытика Уилл Поултер. Его Юстэс настолько хорош в гадком обличии, что становится искренне жаль, когда в финале он присоединяется к клану добропорядочных поклонников Нарнии.

Что касается смены режиссера, сказать, что она пошла на пользу фильму, было бы сильным преувеличением. А ведь это тот самый Майкл Эптид, отработавший порядка 50 картинот музыкальных драм и комедий до детективов и триллеров, среди которых «И целого мира мало», «С меня хватит». Впрочем, работам Эптида всегда недоставало искренней атмосферы, а ему самому — умения создать безупречное кино от начала до конца. В третьей части «Хроник» трудно апеллировать к достоверности – уж слишком сусальной она получилась. К сожалению, здесь на лицо и очевидная проблема с диалогами: при том что текст Льюиса по большей части остался в первозданном виде, от него — как от дополнения к картинке - толку, будто от вставных зубов.

Нельзя не признать, что как сказка «Хроники Нарнии: Покоритель Зари» выглядит не хуже и не лучше других приключенческих фильмов. Здесь правильно расставлены нравственные акценты, точно соблюдены пропорции положительных и отрицательных героев и нет этических перверсий. Ну а вопрос, стоило ли тратить деньги на технологию 3D, если даже мегауспешный проект «Гарри Поттер» решил с ней не торопиться, пускай останется на совести производителей.

Мария Свешникова