«Братья Карамазовы» стали сериалом

Алёша и Грушенька (Елена ЛЯДОВА)

Алёша и Грушенька (Елена ЛЯДОВА)

Актеров, снявшихся в телефильме, заставили выучить роман наизусть.

На Первом канале – громкая премьера: новая экранизация самого загадочного романа Федора ДОСТОЕВСКОГО «Братья Карамазовы». Еще до выхода на экран эту телеверсию начали сравнивать с классической советской картиной, снятой Иваном ПЫРЬЕВЫМ в 1968 году. Но режиссер Юрий МОРОЗ сравнений не боится, уверяя, что «его Достоевский» – «более детален и передан с документальной достоверностью».

– Сейчас нет ограничений, которые были во времена Пырьева, – говорит Юрий Мороз. – Нам не надо было укладываться в три серии, появилась возможность создать максимально точную экранизацию. Наша картина вместила всю книгу целиком, вплоть до детства братьев и предыстории Грушеньки, а также эпизоды с Великим Инквизитором. К тому же во времена Пырьева существовала цензура. Режиссер не мог позволить себе многих вещей. Я говорю о передаче философии веры и искушения. Мы же могли позволить себе раскрыть тему, заявленную в самом романе как бы от противного, – Если Бога нет, то все позволено. На мой взгляд, она и тогда была актуальна, а уж для сегодняшнего общества – подавно.
В картине Пырьева снимались звезды: Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Андрей Мягков. Но они были гораздо старше своих героев. Нынешние братья Карамазовы – Сергей Горобченко, Анатолий Белый и Александр Голубев – ненамного старше своих персонажей.

1.	Смердяков (Павел ДЕРЕВЯНКО), Дмитрий (Сергей ГОРОБЧЕНКО), Алеша (Александр ГОЛУБЕВ), Иван (Анатолий БЕЛЫЙ), Федор Павлович Карамазов (Сергей КОЛТАКОВ)

1. Смердяков (Павел ДЕРЕВЯНКО), Дмитрий (Сергей ГОРОБЧЕНКО), Алеша (Александр ГОЛУБЕВ), Иван (Анатолий БЕЛЫЙ), Федор Павлович Карамазов (Сергей КОЛТАКОВ)

– У Достоевского Алеше – 20 лет, Ивану – 24, Мите – 28, – говорит Юрий Мороз. – Видимо, у Федора Михайловича были свои причины сделать героев такими юными. Я рискнул взять молодых. Анатолий Белый и Сергей Горобченко – Иван и Митя Карамазовы – уже хорошо известны публике. А вот Саша Голубев (Алеша) и Елена Лядова (Грушенька) не успели еще широко «засветиться». Сашу зрители могли видеть в «Ликвидации» и «Курсантах», Лену – в фильме Алексея Учителя «Космос как предчувствие». Для меня не была важна медийность актера. Прежде всего я смотрел, подходит ли он на эту роль по амплуа, насколько талантлив и подготовлен, чтобы справиться с таким сложным образом. Немаловажно было и создание общности ансамбля: это все же три брата, отец – словом, семья, некий организм. На роль отвратительного старика был приглашен Виктор Сухоруков. Но за две недели до съемок он отказался. В итоге Федора Карамазова великолепно сыграл актер МХАТа Сергей Колтаков. Сделал из него эдакое средоточие зла, безбожия и разврата.
Иван Карамазов выступает в защиту брата на суде

Иван Карамазов выступает в защиту брата на суде

Такой реальный XIX век

Съемки, которые велись не один год, проходили и в Минске, и в Москве, и в Россоши. Чтобы достоверно передать дух и реалии той эпохи, режиссер старался избегать частого использования павильонов и бутафории. Поэтому снимали в настоящих дворянских усадьбах (князей Трубецких, мецената Мамонтова), костюмы воссоздавались с документальной точностью (вплоть до расположения складок и пуговиц).
Для знаменитой сцены суда над Митей Карамазовым был выстроен зал в натуральную величину. Заказали роскошную люстру по чертежам того времени (она действительно опускалась на длинной цепи, чтобы можно было зажечь свечи), двери, бра, обивка кресел в точности повторяли детали интерьера того времени. Даже обои, которые дотошный художник Марат Ким нашел на фабрике, воспроизводящей технологии XIX века, смотрятся подлинными.
На площадке режиссер не допускал никаких импровизаций и отсебятины. Боясь исказить смысл, философию и дух романа, Мороз следовал произведению чуть ли не буквально. Дошло до того, что всех актеров заставил по нескольку раз перечитать «Братьев Карамазовых». Но и этого показалось мало. Канонический текст артистам пришлось заучивать наизусть, и не дай Бог было ошибиться в диалоге или монологе! Режиссер повторял дубль.
Отдельного упоминания заслуживает музыка, написанная специально для этого фильма. Ее автор – композитор Энри Лолашвили, который сочинил саундтреки к кинохитам «О любви», «Статский советник», «Ликвидация». В «Братьях Карамазовых» музыку исполняет симфонический оркестр «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета. Это уникальный случай, ведь в российском кино звучания симфонического оркестра не было уже очень давно.

Алёша пытается выяснить у Смердякова обстоятельства гибели отца

Алёша пытается выяснить у Смердякова обстоятельства гибели отца

Зеленые волосы и корсеты

О съемках актеры вспоминают и со смехом, и с некоторым трепетом.
– Сняться в «Братьях Карамазовых» – моя сбывшаяся мечта! – говорит Наталья Лесниковская, сыгравшая Марью Кондратьевну. – На съемках со мной произошел смешной казус. Стилисты решили поменять для роли цвет волос. Когда я увидела себя в зеркале, мне стало дурно! Вместо светло-русых волосы оказались зеленовато-серыми. Вряд ли у Марьи Кондратьевны были волосы такого цвета! Пришлось срочно исправлять ситуацию.
– А меня после съемок в «Братьях Карамазовых» этот роман теперь сопровождает повсюду, – делится Сергей Горобченко. – Начать с того, что после этой роли я посмотрел со стороны на себя прежнего. И кое-что в себе поменял. Но самое интересное, что Достоевский теперь везде на моем пути как-то проявляется. Например, закончив съемки в Минске, я сел в самолет, чтобы лететь за границу. Вы не поверите, но боинг носил имя Достоевского….
– Мне запомнились корсеты, – улыбается Виктория Исакова, супруга режиссера, сыгравшая Катерину Ивановну. – Вообще платья для меня и Лены Лядовой (Грушенька) были не простым делом! Эти корсеты – просто какой-то кошмар! Что-либо съесть – невозможно! Еда встает в грудной клетке, и там остается. Нормально вздохнуть, и то проблема. Ни сгорбиться, ни согнуться. Приходится сидеть и ходить прямо, как струна. Зато после этих съемок осанка у меня просто великолепная!

СПРАВКА
* «Братья Карамазовы» Юрия Мороза стали шестой по счету экранизацией произведения великого классика. Первый фильм был снят еще в царской России в 1915 году режиссером Виктором Турянским. Спустя несколько десятилетий – в 1958 году – за роман взялся американский режиссер Ричард Брукс. Через год после этого на экраны вышел советский трехсерийный фильм Ивана Пырьева. 
В 1990 году режиссер Ренита Григорьева представила на суд зрителей картину «Мальчики», снятую по одноименной десятой главе «Братьев Карамазовых». А совсем недавно на экран вышли «Карамазовы» чешского мастера Петра Зеленки. Но лучшей киноверсией «Братьев Карамазовых» до сих пор считается картина Пырьева.

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий