Звезды
Читайте сейчас
Дживан Гаспарян показал Москве своего внука
0

1 июня в Московском Международном Доме музыки состоялся концерт армянского виртуоза дудука Дживана Гаспаряна.

Началом музыкальной карьеры знаменитого дудукиста можно назвать 1948 год, когда Дживан Гаспарян в составе национального самодеятельного ансамбля впервые выступил на смотре мастеров искусств республик СССР на сцене Большого театра. Интересно, что на этом концерте присутствовал сам Сталин, который после выступления в знак благодарности подарил ему золотые часы.

 

Теперь Дживан Гаспарян известен всему миру. Как рассказал перед концертом Дмитрий Дибров, на недавнем 70-летии дяди Дживана в Ереване президент Армении просидел семь часов на торжественном концерте, и не ушел. "Президенты приходят и уходят, а Гаспарян остается" — резюмировал ведущий.

Главной целью концерта в Москве оказалось представление Дживаном-старшим своего внука, дудукиста Дживана-младшего.

 

Дживан-младший предпочитает обильные тремоло и энергичные опевания. Его исполнение необычайно искренне, пусть и не всегда точно. Дживан-старший слушает внука внимательно, и непременно аплодирует на коде. Соло внука отличаются сдержанной экспрессией, и публика также встречает их уважительными аплодисментами.

Дуэты деда и внука интересны тем, что часто используется один и тот же эффектный прием. На коде импровизации Дживана-старшего внук подхватывает его партию через глиссандо сверху вниз к финальной точке соло деда. И продолжает импровизацию.

Композицию "Ов сирун-сирун" Дживан Гаспарян посвятил Диброву, который неоднократно говорил, что это его любимая мелодия в исполнении Гаспаряна.

 

Знакомые армянские народные мелодии в исполнении ансамбля Дживана Гаспаряна звучат, как истинное высокое искусство. Аранжировки выстроены так, что симфонизм рождается всего из 3-4 звучащих духовых. По форме зачастую они весьма близки к среднеевропейскому менуэту.

Как правило, композиция начинается с протяжного строя из басовой ступени гармонии, подобно тому, как строят звук оркестры ирландских и шотландских волынщиков. На ее основе развивается сольная импровизация Дживана Гаспаряна, вольно трактующего армянские народные мелодии. Как правило, дядя Дживан придает им одухотворенный трагизм и благородную скорбь. Затем ансамбль развивает гармонические ряды. Получаются произведения, симфонические по форме и наполненные глубинной армянской тоской по содержанию.

 

Возможно, секрет искусства Дживана Гаспаряна в том, что его дудук не играет партии, его дудук поет, как человеческий голос. Недаром в конце концерта и сам Дживан запел.

Во втором отделении к квартету присоединились клавишник, гитарист и перкуссионист. В этом составе прозвучали композиции Гаспаряна из голливудских блокбастеров "Последнее искушение Христа" и "Гладиатор".

 

В какой-то момент Дживан взял в руки флейту, и сыграл изыщную легкую мелодию, напоминающую щебетание птиц. В финале концерта зал встал, и десять минут стоя аплодировал великому музыканту и его несомненно одаренному внуку.