Патриарх российского фолка Борис Базуров возвращается на сцену

Патриарх российской фолк-сцены, основатель российского этно-симфо-рока и фьюжн Борис Базуров возвращается на сцену. 31 января он даст семинар по корневой этнике и современной импровизации, а 1 февраля даст концерт с демонстрацией изобретенного им гибридного инструмента «гуслетар».

Борис Базуров – отечественный композитор, дирижер, певец и мульти-инструменталист, один из отцов-основателей русской реконструкции и фольклорного движения, стоявший еще в конце 70-х годов прошлого века у истоков российского этно-симфо-рока и фьюжн.

Подлинным началом эры русского этнического”фьюжн” следует считать концерты ансамбля Покровского и “Арсенал” Алексея Козлова в Киеве и в Москве (ДК “Москворечье”) в 1979-80 гг.. Это зафиксировано во многих энциклопедиях, (в том числе, “Советский джаз”, изд.”Советский композитор”, 1987 г.) Алексеем Баташевым, Аркадием Петровым и Леонидом Переверзевым. Более того, вместе с фанком и русской этникой на этих концертах был представлен сплав тувинской, татарской, корейской традиций в истинно джаз-роковом мировом мэйн-стриме. Собственно, отечественный “world music” первого поколения. Борис Базуров был солистом ансамбля Покровского и исполнителем-инициатором свободной импровизации совместно с “Арсеналом” индийской раги Пуриакалиан. Эта этно-фьюжн программа была включена в официальную культурную программу Олимпиады-80 в Москве. И неоднократно была показана.

Важной вехой стал выход фильма Никиты Михалкова “Родня”, где в финале фильма звучит “Растворите вы мне темную темницу” хутора Яменского в исполнении “Бумеранга” Э.Артемьева, Дм.Покровского, Тамары Смысловой и Бориса Базурова, запевающего песню со второго куплета по просьбе Никиты Сергеевича по соображениям цензуры. Это был первый пример казачьего этно-рока.

Переломным оказался и 1987 год. Покровский едет в Америку и пишет знаменитый smooth-world-jazz винил с Полом Уинтером в Москве на “Мелодии”, вышедший в синхронно в Штатах и Союзе в начале следующего года. В конце 87-го Борис Базуров оставляет свой прежний ансамбль “Русичи” и организует этно-рок группу “Народная опера”, уже к марту 88 года записавшую три композиции для советского ТВ (в частности -в телешоу Аллы Пугачевой). И летом 88-го в неполном составе также посетившую Калифорнию.

“Масленка” и “У нас было с Дона до Донца” были тут же опубликованы на гибком “синем” сингле журнала “Народное творчество”, который закрывал этот архаичный записывающий формат в СССР. Через полгода уже был готов к выпуску на “Мелодии” и виниловый лонг-плей “Народной оперы” с фрагментами этно-рок оперы “Казак Разин Степан” и “world music” сюитой “Русалии” с элементами джазовой антифонной алеаторики, фанка и фолк-рока.

Виниловый лонг-плей “Народной оперы” с фрагментами этно-рок оперы “Казак Разин Степан” и “world music” сюитой “Русалии” с элементами джазовой антифонной алеаторики, фанка и фолк-рока

Это была впервые зазвучавшая музыка отнюдь не от арифметического слияния двух или нескольких коллективов, владеющих разными исполнительскими традициями (как в случае ансамблей Покровского и Уинтера, позже – “Карагода” и “Baba Yaga”), а сыгранные и записанные полноценные оригинальные треки музыкантов, одинаково владеющих джаз-роком и древнерусскими вокальными и инструментальными импровизационными стилями.

Потом были фестивали “Джаз Архангельск” по приглашению Владимира Резицкого, “Джаз и фольклор в Абакане” с Алексеем Баташевым, где Борис Базуров получил приглашение занять место в трио Михаила Альперина и чтобы смягчить отказ, посоветовал туда еще неизвестного джазовому миру сотрудника кабинета народного творчества Московской консерватории Сергея Старостина.

Впереди еще была премьера зимой 90-го “Разина” в клубе “Дукат” и выход оперы на двух CD “BSA records”. И Канны с саундтреком на “BMG” “Курочки Рябы” А.Кончаловского с индо-европейскими миксами этнического хора села Безводное и “Народной оперы”, и многое-многое другое..

Борис Базуров занимался с Пелагеей, когда мама юной девочки спросила позаниматься с юным дарованием во времена 850-летия Москвы.. Приходила и солистка «Мельницы» Хелависа на пару репетиций «Рюрика» в начале 2000-х. Ученик Базурова Роман Ломов – уже восемь лет как солист «Ивана Купалы»…

Руководитель нескольких фольклорных ансамблей, автор многочисленных работ в кино и театре, этно-рок опер, мюзиклов, виниловых альбомов и CD, оригинальных обучающих методик по этно-вокалу, игре на традиционных средневековых и ультра-современных электронных музыкальных инструментах, Базуров возвращается к активной концертной практике со своими новейшими идеями модернизации и развития русской композиторско-исполнительской школы.

Разработанная Базуровым система сольного десятипальцевого тэппинга на американском чепмен стике не имеет аналогов. Прогрессивные свободные “one-man-band” импровизации на стыке этно, джаза и современной академической музыки уже признаны калифорнийскими производителями и ведущими мировыми музыкантами жанра.

На стыке древнерусских реконструированных традиций и десятипальцевого оригинального тэппинга им создан концепт нового гибридного инструмента «гуслетар» (в американской терминологии «psalty-stick»).
Борис Базуров

31 января в 15 часов пройдет семинар Бориса Базурова “Соло на графите. Архаика и Hi-Tech. Мульти-инструментализм в корневой этнике и современной импровизации” в клубе “Олимпиада 80”.

1 февраля в 21 час состоится концерт Бориса Базурова “Stick&гусли = 10х10. Hi-Tech и архаика” в клубе “Швайн”.

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий