К Рождеству Христову телеканалы 18-й год подряд транслируют богослужение, которое проводит Патриарх Московский и всея Руси.
Для совершения службы патриарх надевает архиерейские облачения. Каждая деталь в них имеет символическое значение. Во время Рождественской службы глава Русской православной церкви и другие священники одеты в облачения золотого цвета (он символизирует и золото, которое волхвы принесли новорожденному Иисусу, и Божественный Свет).
1. Митра– головной убор, украшенный небольшими образками и цветными камнями. Она знаменует собой терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя.
2. Панагия – медальон на длинной цепочке с небольшой иконой Богоматери. Это отличительный нагрудный знак всякого епископа и крест.
3. Саккос – верхняя богослужебная архиерейская одежда, расшитая вручную, украшенная стразами и жемчугом. Саккос, как и риза у священника, знаменует собой багряницу, в которую был облачен Христос перед казнью.
4. Палица – четырехугольный плат, привешивается за один угол на правом бедре поверх саккоса. Палица символизирует «духовный меч» – слово Божие, которым должны быть вооружены священнослужители для борьбы с неверием и нечестием.
5. Подризник – длинная до пят одежда, в талию, с рукавами белого или желтого цвета, шелковая.
6. Омофор – широкая лента с изображением крестов, надеваемая на плечи поверх саккоса. Великий омофор, огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим – на спину. Малый омофор спускается обоими концами на грудь, спереди сшит или закреплен пуговицами. Символически изображает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без омофора, как и без епитрахили, священнодействовать нельзя. Архиерей совершает все богослужения в великом омофоре, кроме литургии, совершаемой в малом омофоре.
7. Поручи – широкие ленты со шнурами, стягивающие рукава подризника у запястья.
Орлецы – небольшие круглые коврики, которые подкладываются под ноги во время богослужения. На них изображен орел, летящий над городом. Орлецы означают, что епископ должен подобно орлу возноситься от земного к небесному.
Во время богослужения перед патриархом носят Патриарший предносной крест – художественное изображение Распятия Христа, прикрепленное к древку.
«Телесемь» поговорила с комментатором Рождественской службы Алексеем Светозарским, профессором Московской духовной академии.
– Вы комментируете трансляции уже 10 лет. И каждый год все, что показывают на экране, остается неизменным…
– Но при этом процесс богослужения очень живой! Есть моменты непредсказуемые – как будут петь, какой будет настрой, сколько по времени продлится трансляция.
– Что наиболее сложно для вас как для комментатора?
– Литургия. Во время нее сложно отвлекаться и давать какие-то комментарии. Литургия – это главное богослужение православной церкви, поэтому я должен быть все время начеку и обращать внимание на ее основные моменты, такие, как исполнение праздничного песнопения, тропаря Рождества Христова, кондака, чтение Евангелия.
– Вы уже готовите текст к предстоящей службе?
– Безусловно. Каждый год я пытаюсь рассказать зрителям что-то новое. В этом году использую новые моменты в объяснении последования богослужения, его внутренней логики, в моих комментариях будет присутствовать философский аспект.
– У представителей Патриархии есть какие-то пожелания по тексту?
– Я всегда беру благословение у патриарха. По установившемуся обычаю за 40 минут до начала трансляции иду в алтарь, патриарх уже находится там. Он меня благословляет и говорит слова напутствия.
– В чем оно заключается?
– Наша трансляция рассчитана на людей, нечасто посещающих храм, поэтому она сопровождается с моей стороны наиболее подробным и простым объяснением – что происходит, зачем происходит. Но есть и другая часть телезрителей – это верующие люди, которые в силу тех или иных причин физически не могут посетить храм. Они смотрят службу и молятся так, как они молились бы в церкви. Патриарх просит меня учитывать это.
– Как проходят подобные трансляции в других странах?
– В Греции и на Кипре служба транслируется без комментариев, потому что в этих странах давние традиции церковной жизни. Католики смотрят репортажи из Ватикана в Интернете. В протестантских странах транслируются рождественские мероприятия – концерты в храмах, выступления хоров и оркестров.
– А есть священнослужители, которые выступают против трансляции?
– Такое мнение есть. Некоторые считают, что это расслабляет людей, принижает значимость события. Но я уверен, что, если нет у людей возможности самим приблизиться к храму, пусть богослужение придет к ним!
К ответу
Елена Писарева, продюсер телетрансляции праздничного богослужения:
– Трансляцию Рождественской службы Информационное агентство Русской православной церкви ведет с 1991 года. Годом раньше Алексий II был избран Патриархом Московским и всея Руси. Он был очень обеспокоен тем, что огромное количество людей не могут на Рождество и на Пасху попасть в храм в силу разных причин – старости, болезни и т. д. Поэтому он считал одной из своих основных задач обеспечить выход в эфир двух главных служб – Рождественской и Пасхальной.
Год от года этим занимается одна команда – продюсер, режиссер, директор, операторская группа. Мы все люди православные, знаем все тонкости. Есть особенно торжественные моменты службы – наша задача их не упустить. Например, открытие Царских врат. И наоборот, существуют моменты не для камеры. Главный оператор, находящийся в алтаре, знает, что нельзя снимать момент, когда священники готовятся к причастию. Ему кивком головы дают понять, что надо уйти, и он сразу же уходит. Или, например, оператор не может пройти мимо алтарной части перед патриархом – это будет вмешательством в службу.
В разные годы мы пытались разнообразить трансляцию – делали прямые включения, сюжеты. Но практика показала, что людям интересна сама служба, поэтому перестали экспериментировать. Трансляцию смотрит огромная аудитория. Рождественская служба короче Пасхальной, и рейтинг у нее выше.
Оставить комментарий