Звезды
Читайте сейчас
Женщина-фейерверк: Людмила Гурченко
0

О ней всегда говорили в превосходной степени

Она была живой легендой экрана, русской Марлен Дитрих и супер-звездой. Но никогда не обижалась, если поклонники называли ее просто Люсей. Более того, подобное обращение актриса считала самым весомым признаком своего признания у миллионов людей.

 

Людмила Гурченко

Людмила Марковна Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове. Ее мать работала массовиком, а отец баянистом во Дворце пионеров. Люся с самого раннего детства обожала музыку и бросалась в пляс, как только ее отец брал в руки баян. Девочка проявляла незаурядный артистизм при каждом своем выступлении, и восхищение отца помогло ей развить талант.

Много позже звезда написала книгу о своем «взрослом детстве». Она была издана в 1983 году и рассказывала о трудной, голодной жизни в оккупированном немцами Харькове. Эта история маленькой девочки в большой войне, рассказанная от первого лица, потрясла многих. «Как зрители, которые воспринимают личность Людмилы Гурченко по-разному, только не равнодушно, так и читатели с первого же момента выхода в свет ее книги „Мое взрослое детство“ обрушились на автора, кто – обожанием и восторгом, кто – с раздражением и сарказмом. Стало ясно одно: книга Людмилы Гурченко – это явление!», – сказал Никита Михалков.

Карнавальная ночь

В 1953 году Люда поехала в Москву и поступила во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. На дипломном курсе Людмила исполняла роль Кето в оперетте «Кето и Котэ» и роль Имоджин в сценической композиции по Теодору Драйзеру «Западня», в которой и пела, и танцевала, и играла на рояле.

В 1956 году она, еще будучи студенткой ВГИКа, сыграла клубного работника Леночку Крылову в музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Первая роль в кино принесла актрисе сумасшедшую популярность. Очаровательная молодая девушка, исполняющая песню «Пять минут», покорила сердца и стала кумиром миллионов.

Этот фильм побил все рекорды проката. На него было продано 48,64 миллионов билетов (деньгами тогда успех фильма не измеряли). Говорили, что в юную исполнительницу главной роли влюбился видный деятель политбюро, но, получив отказ, запретил Гурченко сниматься. Это всего лишь легенда. Потом актриса снималась, но роли были не всегда яркие.

Оглушительный «Карнавальной ночи» не принес больших денег. После выхода фильма Людмила снимала маленькую комнатушку, которую в одном интервью назвала углом. Уже будучи известной, она не могла позволить себе жить на широкую ногу. Свое первое концертное платье отдала в комиссионный магазин, чтобы расплатиться с долгами семьи. Через несколько лет друзья подарили актрисе его копию, отличавшуюся только цветом. Она хранила ее в своем гардеробе до самой смерти.

Музыкальное амплуа

В 60-е годы следом за «Карнавальной ночью» на экраны вышла музыкальная комедия «Девушка с гитарой». Затем у молодой актрисы были роли в мелодраме «Гулящая», драмах «Балтийское небо» и «Рабочий поселок», военной драме «Роман и Франческа», фарсе «Женитьба Бальзаминова». Но к началу 70-х годов Гурченко была малозаметна, как бы выключена из большого кинематографа. Так продолжалось до выхода в 1974 году мелодрамы «Старые стены», в которой актриса сыграла директора ткацкой фабрики, но без налета характерных черт советского руководителя. Сама Людмила Марковна потом говорила об этом периоде своей жизни: «Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и... десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней? Ничего!»

Людмила Гурченко

Только в последующее десятилетие Людмила Гурченко стала одной из ведущих актрис – ее приглашали преимущественно в музыкальные комедии и оперетты: «Табачный капитан», «Цирк зажигает огни», «Соломенная шляпка», «Небесные ласточки». Ради роли в музыкальном фильме «Мама» Гурченко отказалась от роли генеральши в одном из лучших фильмов Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Помимо комедий регулярно выходили ее телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы. Людмила Марковна неизменно была яркой и неподражаемой. Но за актрисой закрепился штамп исполнительницы одной роли.

За рамки!

Гурченко настойчиво пыталась вырваться за рамки навязанного ей амплуа, хотела играть драматические роли. И в конце концов добилась своего, исполнив роль Риты в мелодраме «Любимая женщина механика Гаврилова» и официантки Вера Нефедовой в лирической комедии Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». Эти работы были отмечены призами «Золотой орел» и «За лучшую женскую роль» на кинофестивале в Маниле в 82-ом году и на ВКФ-83 в Ленинграде.

Даже небольшие эпизоды она превращала в моменты высокого искусства – для нее не существовало маленьких ролей. Достаточно вспомнить «Полеты во сне и наяву» и «Познавая белый свет». Ее растущее мастерство поражало коллег, зрителей и критиков богатой палитрой. Людимила Гурченко состоялась как эстрадная певица со своим оригинальным репертуаром и стала разносторонней актрисой театра и кино.

Людмила Гурченко

Олег Басилашвили: «Пронести сквозь всю жизнь вот эту тягу к юности, к молодости, и оставаться молодой на экране и в жизни – это может только она. То, какой урок работоспособности она преподала мне на съемках фильма „Вокзал для двоих“ – я ей по гроб жизни буду благодарен! Вот такого работоголика, сумасшедшего, одержимого, ненавидящего лентяев и бездарность, что одно и то же, фактически я никогда не встречал».

Сила и слабость

Столь сильной и талантливой женщине трудно было обрести счастье в личной жизни. Семейная жизнь требует времени и энергии, а все это Людмила Марковна отдавала работе.

Первым ее мужем был красавец Борис Андроникашвили, сценарист и историк, сын репрессированного писателя Бориса Пильняка и двоюродный брат грузинского режиссера Шенгелая. Через три года этот студенческий брак распался. У ее дочери Маши своя судьба. К кино она никакого отношения не имеет – с матерью были непростые отношения, которые всесторонне муссировались в прессе. Людмила Марковна объясняла это так: «Мать я, честно говоря, никакая. Актрисе нельзя быть матерью. Все нужно отдавать или профессии, или детям. Я никогда не понимала, как сочетать работу и детей».

Со вторым мужем, знаменитым Иосифом Кобзоном, Гурченко тоже рассталась, и не любила вспоминать об этом периоде жизни.

Со своим последним супругом, Сергеем Сениным, она познакомилась во время съемок фильма, продюсером которого он был – «Секс-сказки» по Владимиру Набокову. После они вновь встретились на съемках фильма «Любовь»и больше не расставались.

Вечно молодая

О неувядамеой внешности актрисы ходили легенды. И в пятьдесят, и в семьдесят она оставалась, назло завистникам, легкой и изящной. Секрет, видимо, заключался не столько в умело проведенных пластических операциях, а в ее неуемной энергии. На вопрос, какой должна быть женщина с большой буквы, она отвечала: «Эта женщина выглядит так, как никто другой. У нее есть интуиция, юмор, форма и собственный стиль. В моей профессии интуиция главное. Уверенность – глупая штука. А вот интуиция! Мне, например, прежде чем выступить на концерте, надо представить, кто будет в зале, чего от тебя ждут, и в соответствии с этим подобрать репертуар, одежду, прическу. Если интуиция подведет, это может привести к самым печальным последствиям. Бывает, женщина и собой хороша, и фигура прекрасная, и одета великолепно, а особых чувств не пробуждает. А случается говорит или просто улыбается – и у всех мороз по коже».

Сейчас звезды пользуются услугами стилистов и покупают себе вещи модных брендов. А Гурченко в непростое время, когда в магазинах было невозможно купить что-то красивое, умудрялась находить свой стиль!Включала интуицию, вносила бесконечное разнообразие в свои наряды – и в результате появлялась на экране в образе красавицы. И в 60-е, и в 80-е, и в нулевые она выглядела ослепительно, по-королевски.

Людмила Гурченко

Часто фасоны одежды актриса изобретала сама. Обладая богатейшей фантазией, она придумывала сумочки, умело соединяла необычные детали со старинными вещами, сама моделировала, кроила, шила, освоила сложнейшую вышивку и работу с кружевом. Даже шляпки сама делала. В гардеробе звезды имелись аксессуары, перья, цветы и украшения, которые со временем не теряют актуальности. Гримироваться и причесываться она тоже могла без помощников.

Ее феноменальная стройность поражала воображение. Людмила Марковна не увлекалась диетами, просто признавалась – гены не позволяют «расплываться». Но один рецепт стройности всё же был: не переедать!

Гурченко в 70 лет принимала участие в фото-сессиях для модных журналов, без устали переодевалась в десятки нарядов, вдохновенно вживалась в новые образы.

Пестрые сумерки

К своему 75-летию Людмила Марковна сняла фильм «Пестрые сумерки», в котором сама же и сыграла. Это был ее режиссерский дебют. По ее собственным словам, «фильм получился об одиноких талантливых людях». Сюжет основан на судьбе слепого пианиста Олега Аккуратова, в развитии таланта которого Гурченко принимала большое участие. В «Пёстрые сумерки» вошли актерские импровизации о возрасте, о несложившихся отношениях матери и ребенка, об одиночестве – всё это Людмиле Марковне было очень хорошо знакомо.

Этот фильм оказался для звезды последним. «Пёстрые сумерки» – своеобразный прощальный бенефис великой актрисы, в конце которого она как будто пробежала на небо по длинной лестнице и встретила гром прощальных аплодисментов.

Мало кто знает, что Гурченко преследовали травмы ног. Так, на съемках детского мюзикла «Мама» по мотивам сказки «Волк и семеро козлят», где она играла маму-козу, она получила травму. Актеры в этом мюзикле катались на коньках. На одной из репетиций, когда Людмила Марковна присела отдохнуть, к ней подошел ее партнер по фильму – клоун Олег Попов. Дескать, давай продолжим репетицию. Актриса попросила дать ей передышку. Тогда Олег в шутку, не рассчитав своих сил, прыгнул в коньках ей на ногу. Врачам чудом удалось спасти ногу, речь шла об ампутации…

В феврале 2011 года Людмила Марковна снова попала в больницу с травмой ноги, – неудачно поскользнулась возле дома во время прогулки. «Я сломала ногу. Глупо, гуляла с собаками», – записала она в дневнике. В итоге пришлось перенести сложную операцию, от которой актриса так и не оправилась – 30 марта 2011 года, на 76-м году жизни, Людмила Гурченко скончалась. Коллеги по цеху, актеры и режиссеры, для которых она была особенно близким человеком, не могли в это поверить, такой оптимистичной она выглядела.

Цитата: «Что такое счастье? На разных этапах жизни счастье – это „влюблена, имею успех, нравится, я нравлюсь“, и всё такое. А потом счастье, когда ты уходишь из дома на любимую свою работу, любимее и радостнее ничего в жизни нет. И усталая, измученная, бежишь домой, потому что там счастье, там тепло, там радость, там тебя ждут».