Производители плоскопанельных дисплеев разделились на два лагеря

Некоторые производители уже полностью отказались от производства ЭЛТ-телевизоров и мониторов. Первой стала японская компания Matsushita Electric. За ней последовала компания Toshiba. Вместо этого производители собираются сосредоточиться на производстве цифровых телевизоров. Сейчас на рынке идет борьба между производителями жидкокристаллических (ЖК, или LCD) и плазменных (PDP) панелей.

Мало кто сомневается, что в будущем плоские дисплеи полностью заменят привычные телевизоры с электронно-лучевыми трубками (ЭЛТ). Причиной тому – развитие технологии сигнала высокой четкости HD, цифровая конвергенция, HD-DVD и технология Blu-Ray. Точно так же пару-тройку десятилетий назад цветные телевизоры пришли на смену черно-белым. Некоторые производители уже полностью отказались от производства ЭЛТ-телевизоров и мониторов. Первой стала японская компания Matsushita Electric.

За ней последовала компания Toshiba, которая прекращает продажи телевизоров с аналоговыми тюнерами на территории Японии. Вместо этого производители собираются сосредоточиться на производстве цифровых телевизоров. Сейчас на рынке идет борьба между производителями жидкокристаллических (ЖК, или LCD) и плазменных (PDP) панелей.

ЖК и плазма: за и против

Обе технологии ученые начали изучать еще в 1960–1970-х годах, однако промышленное производство дисплеев на их основе началось значительно позже. Первая коммерческая плазменная модель появилась на рынке в начале 1990-х годов. Компания Fujitsu создала дисплей с диагональю экрана более 21 дюйма. Первый портативный компьютер с ЖК-дисплеем был выпущен компанией NEC в 1986 году. В 1995 году диагональ ЖК-панелей превысила 28 дюймов (71 см).

У каждой технологии есть свои преимущества и недостатки. Плазменный телевизор обеспечивает более сочные цвета в более широком диапазоне, чем телевизор с ЖК-дисплеем. Если сравнивать с ЭЛТ-мониторами, то цветовой диапазон “плазмы” в ряде случаев бывает хуже. Углы обзора у плазменного телевизора шире, чем у ЖК-дисплеев. Прежде всего, потому, что пиксели в “плазме” как бы сами излучают свет, а у ЖК-мониторов свет от лампы подсветки проходит через кристалл пикселя. Однако с бурным развитием технологий у ЖК-телевизоров этот недостаток постепенно исчезает. Контрастность “плазмы” аналогична лучшим ЭЛТ-телевизорам. Основная тому причина – глубокий черный цвет. Выключенный пиксель не излучает цвет совсем, в отличие от пикселей ЖК. Стоит отметить также, что одной из характерных особенностей плазменных панелей является большой размер пикселей: как минимум 0,5–0,6 мм. По этой причине плазменных телевизоров с диагональю меньше 32 дюймов не существует.

Плазменные панели традиционно позиционируются на high-end сектор рынка, где проблемы высокой цены, старения и высокого энергопотребления вторичны по сравнению с качеством. Технология ЖК вышла в свет благодаря компьютерам и лишь потом была адаптирована к производству телевизоров. ЖК-мониторы сегодня практически заменили громоздкие ЭЛТ-дисплеи и вытесняют их с рынка. “Если говорить о компьютерных мониторах, то ЖК здесь доминирует. Большие мониторы с кинескопом используются только в профессиональных студиях”, – говорит директор по связям с общественностью Российской ассоциации товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. Кроме того, в портативной и мобильной технике без ЖК просто нельзя обойтись. Впрочем, здесь набирают силы OLED-дисплеи (в основе которых лежат органические светодиоды – Organic Light-Emitting Diode), но пока они продвигаются вперед мелкими шажками.

Казалось бы, ЖК и “плазма” гармонично сосуществуют на рынке благодаря вполне определенному значению размера диагонали, ниже которого преимущество имеют ЖК-дисплеи, выше – плазменные. Вместе с тем ЖК постепенно отбивают рынок у широкоформатных плазменных панелей. Если раньше “водораздел” проходил через 40 дюймов, то сейчас он сместился до 50 – 60 дюймов и продолжает повышаться.

Расстановка сил на рынке

В 2003 году сегмент плоскопанельных телевизоров занимал небольшую долю (около 1%) в общей структуре рынка телевизоров. Вместе с тем он был самым перспективным и показывал наиболее высокие темпы роста – порядка 200% в год. В 2005-м доля кинескопных телевизоров составляла 58%, тогда же наметилась тенденция к ее снижению. 28% рынка в позапрошлом году приходились на ЖК-телевизоры и 13% – на телевизоры плазменные. В прошлом году доля ЖК-дисплеев достигла уже 49%.

Прогресс в развитии плоских панелей и вытеснение ЭЛТ переросли в конкуренцию между производителями “плазмы” и ЖК. Аналитическая компания DisplaySearch прогнозирует, что в 2008 году объем рынка плазменных телевизоров достигнет максимума ($24 млрд) и уже в 2009-м начнет уменьшаться. Объем рынка ЖК-телевизоров, напротив, будет расти: в 2008 году он составит $75 млрд, в 2010-м – $93 млрд. Похожей точки зрения придерживается и Антон Гуськов. “Доля ЖК-панелей будет увеличиваться, – считает он, – а объем плазменных панелей сохранится на уровне 10–13%. Они будут составлять широкоформатный и премиум-сегмент”. В связи с этим многие производители либо отказываются от производства плазменных панелей, либо значительно сокращают инвестиции в эту область.

Одной из первых компаний, отказавшихся от производства плазменных панелей в пользу ЖК, была японская Sony. За ней последовала и тайваньская Chunghwa Picture Tubes (CPT).

ЖК и “плазмой” одновременно занимаются южнокорейские Samsung Electronics, LG Electronics, Hitachi, а также японская Matsushita. Самые большие инвестиции в технологию производства плазменных телевизоров делает Matsushita (торговая марка Panasonic).

В настоящее время руководство Matsushita основное внимание уделяет производству плазменных HD-телевизоров, считая это одним из наиболее приоритетных направлений. Подтверждением тому могут служить намерения компании построить самый крупный в мире завод по производству плазменных панелей (подробнее об этом см. “Газету” за 11 января 2007 года). Стоимость проекта составляет $2,4 млрд, производство начнется в мае 2009 года. Плановая мощность завода – 1 млн панелей в месяц.

За счет наращивания массового производства Matsushita надеется резко снизить стоимость плоских плазменных телевизоров. “Чем больше панель, тем важнее время отклика матрицы – насколько хорошо она может отображать движущиеся объекты. С этой точки зрения плазма по-прежнему лучше ЖК”, – говорят в Matsushita.

Производители ЖК признают, что проблемы жидкокристаллических панелей с задержками особенно заметны, если сравнивать выполненные по двум разным технологиям телевизоры с экраном 50 дюймов и больше. Впрочем, скорее всего, со временем благодаря постоянным усовершенствованиям проблема долгого отклика матрицы будет решена. По данным банка Credit Suisse, около 80% всех инвестиций в технологии производства плоских дисплеев приходится на ЖК, остальные 20% – на плазму и другие технологии. Компании, которые делают акцент на ЖК-дисплеях, например Sharp и Sony, выпускают модели диагональю от 16 до 65 дюймов. При этом они отмечают, что качество изображения у крупных панелей ничуть не уступает качеству изображения у плазменных дисплеев.

2007 год, по мнению специалистов аналитической компании Displaybank, принесет еще более серьезное снижение цен на ЖК-телевизоры во всем мире. Россия не станет исключением: здесь в 2006 году цены на ЖК-дисплеи в среднем упали на 35%. Согласно прогнозам в третьем квартале 2007 года стоимость ЖК-телевизора с диагональю экрана 32 дюйма составит $300. 40-дюймовый телевизор обойдется покупателям в $500.

Снижение цен в нашей России отечественные аналитики связывают в большей степени со строительством заводов в РФ, нежели с общемировой конкуренцией. “На территории России LG построила завод, который начал работать осенью 2006 года. В ближайшее время он начнет производить ЖК-телевизоры, что существенно повлияет на российский рынок”, – говорит Антон Гуськов.

Перспективы

В целом эксперты придерживаются мнения, что ЖК-панели – более перспективная для производителей ветвь. По прогнозам аналитиков, ЖК-дисплеи в ближайшем будущем будут доминировать на рынке, а доля плазменных телевизоров составит примерно 10–15%, и это будут широкоформатный и премиум-сегмент.

“Если говорить о технологиях, то выпуск плазменных панелей более затратный – в первую очередь из-за особенностей производства: для экранов используется цельное стекло, и при этом они достаточно велики”, – рассказал “Газете” директор по связям с общественностью компании “Эльдорадо” Тимофей Суворовцев. Кроме того, нельзя забывать, что плазменный телевизор – достаточно энергоемкое удовольствие. Впрочем, покупатели, которые отдают предпочтение “плазме”, как правило, не озабочены счетами за свет.

ЖК постепенно подтягивается к “плазме” по качеству передачи изображения. “Производство жидкокристаллических панелей, изначально дорогое, теперь дешевеет и становится более массовым. Так что ЖК имеет более радужные перспективы, чем плазма”, – отмечает Тимофей Суворовцев. Об этом говорит и пресс-секретарь компании “М.Видео” Надежда Киселева: “Поскольку спрос на ЖК растет, увеличивается объем производства, соответственно, снижается цена”. Производители плазменных телевизоров с этим не согласны. Например, в Matsushita уверены, что плазма в последнее время плохо рекламируется, поэтому многие ошибочно не видят для нее будущего.

Газета, 14.02.2007

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий