Современные мобильные ЖК – телевизоры могут воспроизводить программы высокой четкости

Вопрос о том, как лучше переместить телевизор с тумбочки в гостиной в автомобиль, а в идеале – в карман, производители электроники решают не первый год. Портативные телевизоры становятся все легче и меньше, а картинка на их дисплеях – все ярче и качественнее. Их главные конкуренты – мобильные телефоны, заточенные под передачу видеокартинки и звука. О том, что нужно, чтобы смотреть любимые передачи в походных условиях и что разработчики оборудования и операторы связи предложат телезрителям в ближайшем будущем, рассказывает корреспондент Ъ АЛЕКСАНДРА ХОДОНОВА.

Смотр по диагонали

Первый в мире портативный телевизор создала в 1960 году корпорация Sony. Мобильность того устройства была весьма условной, примерно как у его советских `потомков` типа `Шилялиса` или `Юности`. Перетаскивать такие устройства на дачу и обратно еще было можно, но передвигаться, вообще не расставаясь с ними, было крайне затруднительно.

В наши дни мобильные телеприемники изменились до неузнаваемости: поместить их в портфель или даже в карман не проблема, а по-настоящему мобильными их делает питание от батареек или электроцепи автомобиля. Тонкость таким устройствам обеспечивают ЖК-экраны, а высокое качество изображения в самых современных моделях обеспечивает поддержка телевидения высокой четкости HDTV.

По признаниям продавцов бытовой техники, спрос на такие устройства растет из года в год – в основном за счет расширения ассортимента таких устройств и снижения цен на них.

Прогнозируемый рост продаж портативных ТВ в этом году – 20%. `На российском рынке массовым спросом на сегодняшний момент пользуются простые и недорогие модели преимущественно китайского производства. Так называемые брэнды класса А – Sony, JVC, Panasonic и другие – из-за своей относительно высокой цены занимают пока небольшой сегмент рынка`,– рассказывает директор по связям с общественностью компании `Эльдорадо` Тимофей Суровцев.

У российских электронных ритейлеров выбор подобной техники относительно невелик – например, в ассортименте `Техносилы` присутствует около 35 наименований такой техники. Среди них, по словам представителей `Техносилы`, наибольшей популярностью пользуются Prology, Cheetah, Vitek, Mystery, Hyundai, Akai. `В среднем каждый производитель представляет не более пяти-шести моделей, различающихся цветом корпуса и диагональю экрана,– рассказывает директор по связям с общественностью компании Надежда Сенюк.– Самые простые модели с диагональю пять дюймов стоят около 4 тыс. руб., однако наиболее удобные и востребованные – семидюймовые ТВ, цена на которые начинается от 6 тыс. руб.`. По словам госпожи Сенюк, рынок мобильных ТВ на сегодняшний день очень однороден – модели разных производителей, как правило, отличаются лишь дизайном. `При выборе телевизора рекомендуется ориентироваться на качество матрицы и работы тюнера`,– продолжает она и добавляет, что определить эти два критерия можно визуально, оценив четкость и качество изображения телевизора непосредственно в магазине.

Хитами продаж являются сверхтонкие (толщина – 2,5 см) модели Prology HDTV-705XS (4,79 тыс. руб.) с диагональю семь дюймов и HDTV-805XS (6,29 тыс. руб.) с восьмидюймовой диагональю. Эти устройства поддерживают HDTV. При использовании этого стандарта, картинка на экране ТВ складывается не из 625 горизонтальных строк, как в используемом российскими телекомпаниями SECAM, а из 1080, что ощутимо улучшает качество изображения. В России вещатели пока только обсуждают планы введения HDTV, однако если вы собираетесь провести отпуск в США или некоторых странах Европы и Азии, то вполне сможете смотреть ТВ высокой четкости.

Впрочем, пользоваться такими телевизорами можно и там, где HDTV еще нет. Оба имеют стандартные системы цветности PAL/SECAM/NTSC, русскоязычное экранное меню, возможность зеркального отображения картинки и функцию переворота изображения, которая незаменима при нестандартных вариантах крепления телевизора. В обеих моделях предусмотрен аудио- и видеовход, стереовыход для подключения наушников, AV-выход и телескопическая антенна.

Все дело в трубках

Телефонное ТВ, по мнению аналитиков, в будущем станет одним из самых популярных мобильных развлечений

Портативный телевизор при всей невесомости и миниатюрности по большей части автомобильный аксессуар. Переместить телевизор в карман позволяют мобильные телефоны. О том, каким должно быть это `телефонное` ТВ, сейчас идут жаркие споры между разработчиками оборудования и операторами. Сейчас США, страны Европы, Южная Корея переживают бум сотовой связи третьего поколения (3G), позволяющей передавать и принимать по сетям данные на высокой – до 2 Мбит/с – скорости. Для просмотра мобильного телевидения этого вполне достаточно. Сейчас любимые программы, что называется, на коленке смотрят с помощью 3G-телефонов, к примеру, сотни тысяч корейцев.

В России аналогичная услуга тоже уже доступна. Ее в прошлом году начал предоставлять своим абонентам сотовый оператор стандарта IMT-MC-450 `Скайлинк`. `Мобильное ТВ могут смотреть абоненты в Москве и Петербурге, где работает высокоскоростная передача данных по технологии EV-DO (Evolution Data Only)`,– рассказывает пресс-секретарь сотового оператора Ольга Пестерева, отмечая, что технология как раз отвечает всем скоростным требованиям, поскольку при ее использовании скорость передачи данных может достигать 2,4 Мбит/с. На сегодняшний день московский абонент `Скайлинк` может смотреть в режиме онлайн десять каналов, среди которых РБК-ТВ, MusicBox TV, Rambler, ТНТ и другие. Для петербургских абонентов доступно восемь каналов.

Сегодня количество пользователей услуги составляет порядка 5% всех абонентов `Скайлинк` в Москве и Санкт-Петербурге. Развитие сервиса пока затрудняется недостатком сотовых телефонов, поддерживающих трансляцию видео: `Скайлинк` продает всего одну подходящую модель телефона – Ubiquam U300. Ее цена у дилеров составляет порядка $400. Можно, правда, приобрести EV-DO модем (AnyData ADU-E100D, Ubiquam UM-300-ISO, CNU-550E Silk) и синхронизировать его с ноутбуком, однако такое мобильное телевидение может получиться `золотым`: просмотр мобильного телевидения обойдется на порядок дороже. `В среднем стоимость ноутбука колеблется на уровне $1100-1200, тогда как стоимость модема составляет $200-300`,– подсчитывает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Мобильное телевидение предоставляют абонентам и несколько российских GSM-операторов. Первым оператором из `большой тройки` подобную услугу запустил `МегаФон`. С весны 2004 года его абоненты могут смотреть `Муз-ТВ`, World Music, `Дамский канал` и другие. Никакого специального оборудования для просмотра ТВ не надо, достаточно иметь обычный сотовый телефон с цветным дисплеем и поддержкой GPRS или EDGE. Передачи телеканала закачиваются на сервер оператора, после чего идет их сжатие для возможности просмотра на мобильном телефоне. Как рассказывают в `МегаФоне`, в основном абоненты просматривают телепередачу в течение 10-15 минут. Услугу `Мобильное телевидение` абонент может подключить бесплатно, оплачивается только трафик данных. Тариф – 7 руб. с НДС за 1 Мб для всех тарифных планов, кроме тарифного плана `МегаФон-Модем` и `Коммуникатор`, для которых стоимость 1 Мб будет составлять соответственно 4,70 и 5,09 руб. с НДС. Иными словами, абонент платит примерно рубль за минуту просмотра при скорости передачи данных по каналу GPRS 21,4 кбит/c (при помощи EDGE – 200 кбит/с).

Возвращение к телебашне

Будущее мобильного ТВ, как считают эксперты, за принципиально новыми стандартами, совмещающими возможности традиционного телевидения и сотовой телефонии. Они предполагают оснащение трубок специальными ресиверами, сигнал на которые поступает не из сотовой сети, а со специальных приемников на городских телебашнях. По оценкам аналитической компании Juniper Research, доходы провайдеров такого телевидения к 2010 году достигнут $11,7 млрд, а число абонентов – 65 млн. При этом лидерами по проникновению мобильного ТВ станут Япония, где доходы составят $2,9 млрд, и США с доходами $1,8 млрд.

Наиболее распространенным в европейских странах стандартом мобильного ТВ может стать DVB-H (Digital Video Broadcast Handheld; DVB – `ручной, портативный`) В декабре 2004 года Европейская ассоциация по телекоммуникационным стандартам признала DVB-H основным стандартом для мобильных ТВ-сервисов Европы. По данным исследований Frost & Sullivan, именно эта технология является самой перспективной на рынке мобильного телевидения. В 2006 году сервисы, запущенные с ее помощью, принесли $60 млн, а к 2010 году размер этих доходов может достигнуть $2,04 млрд. `Поскольку российский сотовый рынок развивается по европейскому пути, скорее всего, у нас будет принят стандарт DVB-H,– считает аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина.– Данный стандарт соответствует европейскому распределению частот`.

Впрочем, триумф DVB-H в качестве единого мирового стандарта – вопрос далеко не решенный. Существует несколько конкурирующих с ним технологий передачи телесигнала на трубки. Это DMB (Digital Multimedia Broadcast – `цифровое мультимедиавещание`), японская ISDB-T (Integrated Services Digital Broadcasting – `цифровое вещание с интеграцией услуг`), MediaFLO (создана компанией Qualcomm также для доставки вещательного контента на мобильные телефоны).

Впрочем, как констатируют участники рынка, говорить о начале масштабной конкуренции между стандартами не приходится. Серийных телефонов, поддерживающих инновационное цифровое вещание, пока фактически не существует. На рынке пока что есть один телефон, поддерживающий DVB-H,– Nokia N77. Российские продавцы сотовых телефонов предполагают, что в России он будет стоить $400-500, но раньше конца этого года его появления на прилавках не прогнозируют.

Негусто в России пока что и DVB-H-вещателей. Проекты в области мобильного телевидения сейчас разрабатывают крупнейшие российские участники телекоммуникационного рынка – АФК `Система`, альтернативный оператор `Голден Телеком`, сотовый оператор `Вымпелком`. Однако, по общему мнению участников рынка, полноценную услугу абоненты смогут получить лишь через пару лет. По прогнозам iKS-Consulting, количество потребителей мобильного телевидения в России к 2009 году может составить порядка 1-1,5% от совокупной абонентской базы всех операторов, при этом оказание данной услуги может принести операторам порядка $8 млн.

`Мобильное ТВ можно отнести к медийному направлению развития, которое мы считаем очень перспективным,– считает менеджер по связям с общественностью `Вымпелкома` Екатерина Осадчая.– Однако оно получит полноценное развитие точно не в этом году`.

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий