Телеканалы расширят киноотказ

// Если российское рекламное законодательство приведут в соответствие с европейским


`Если ввести предусмотренные конвенцией ограничения, каналы, скорее всего, перестанут ставить фильмы в прайм-тайм и сократят объем кинопоказа`Фото: Виктор Чумачёв / Коммерсантъ

Российский телерекламный рынок ждут новые ограничения. Как стало известно Ъ, Минкультуры и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовят законопроект, приводящий рекламное законодательство в соответствие с Европейской конвенцией по трансграничному телевидению. Для того чтобы ратифицировать ее к 2009-2010 годам, придется еще больше сократить объем рекламы в эфире, ужесточив порядок прерывания рекламой кинофильмов. Телеканалы могут отреагировать на это резким сокращением кинопоказа в прайм-тайм.

Как сообщили Ъ в департаменте правового обеспечения и внешних связей Минкультуры, еще в октябре прошлого года правительство России поручило ведомству совместно с ФАС подготовить к марту 2007 года законопроект, предусматривающий поправки в ряд законов, в том числе `О рекламе`. Связано это с тем, что МИД России 4 октября подписал Конвенцию по трансграничному телевидению Совета Европы – документ, устанавливающий единые требования к телевидению для всех стран–участниц этой организации. Для того чтобы Госдума смогла ратифицировать конвенцию, необходимо привести российское законодательство в соответствие с нормами международного права. В частности, внести поправки в законы `О рекламе`, `О СМИ`, `Об авторском праве и смежных правах`. Замруководителя ФАС Андрей Кашеваров уточнил, что пока два ведомства не проводили совместных совещаний по этому вопросу, однако заверил Ъ, что `законопроект будет готов к установленному правительством сроку`. В Минкультуры полагают, что конвенция может быть ратифицирована парламентом в 2009-2010 годах. Соответственно, к этому времени все поправки в российские законы должны вступить в силу.
Конвенция по трансграничному телевидению была подготовлена кабинетом министров Совета Европы в 1989 году и вступила в силу в мае 1993 года. В сентябре 1998 года в нее внесли ряд поправок, в том числе касающихся телерекламы, телемагазинов и спонсорства. Конвенцию уже подписали 37 стран. Россия является членом Совета Европы с 1996 года и должна гармонизировать свое законодательство с международным правом.
Вступивший в силу в июле 2006 года новый закон `О рекламе` уже во многом соответствует нормам конвенции, а в некоторых вопросах даже более суров. Так, конвенция разделяет телерекламу и телемагазины. Если на рекламу она отводит 15% от суточного вещания канала (при этом в час ее объем не должен превышать 12 минут), то для телемагазинов предусмотрено еще 5%. В законе `О рекламе` такого послабления не предусмотрено. Однако сегодня в России нет прописанных в конвенции норм порядка прерывания передач: промежуток между рекламными блоками для обычных программ там определен в 20 минут, для кинофильмов – в 45 минут. Таким образом, именно эти нормы придется добавить в закон `О рекламе`.
Доля кинопоказа на крупнейших федеральных каналах, по данным TNS Gallup Media, достигает 18-25% от всех программ и приносит вещателям в среднем около 12% всех рекламных объемов (см. таблицу). `Кинофильмы, за исключением боевиков, отличная возможность получить контакт с женской аудиторией. Боевики с каждым годом теряют популярность среди мужчин в Москве, но по-прежнему пользуются повышенным спросом в регионах,– отмечает гендиректор агентства MediaFirst Юрий Малинин.– Если ввести предусмотренные конвенцией ограничения, каналы, скорее всего, перестанут ставить фильмы в прайм-тайм и сократят объем кинопоказа`.
Телевещатели соглашаются, что новые поправки в случае их принятия `вымоют кинопоказ из эфира`. `Сейчас существует разумная экономика кинопоказа: около двух часов телеэфира по понятной стоимости с прогнозируемыми рейтингами и, следовательно, с прогнозируемой доходностью,– объясняет президент `СТС Медиа` Александр Роднянский.– Боюсь, прагматические соображения вытеснят качественное кино из эфира`. Он обращает внимание и на еще один негативный момент. Продажа телевизионных прав каналам сегодня – один из источников финансирования отечественного кинопроизводства: `Если сократится количество GRP, которые может набрать фильм, то и суммы, которые каналы смогут предложить за эти права российским производителям, снизятся. А вместе с ними и инвестиции в российское кино`.
Один из авторов нового закона `О рекламе` Владимир Мединский одобряет идею ввести 20-минутный промежуток между рекламными блоками, но не уверен в необходимости более строгих ограничений для кинопоказа: `Это, безусловно, в интересах телезрителей, но может негативно сказаться на доходах телеканалов. В результате пострадают те же зрители`. Гендиректор Ассоциации рекламодателей Вадим Желнин отмечает, что важно обсудить со всеми участниками рынка сроки введения новых ограничений, предусмотренные конвенцией. Он напоминает, что в 2008 году допустимый объем телерекламы в эфире и так сократится с 12 до 9 минут в час. В результате, по расчетам `Видео Интернешнл`, объем предложения со стороны телеканалов по сравнению с этим годом сократится на 15% и вернется на уровень 2001 года. `У индустрии пока нет согласованной позиции, стоит ли поддержать конвенцию и взамен потребовать отмены поправок 2008 года`,– говорит господин Желнин.
В рекламных агентствах еще не оценивали перспектив присоединения России к конвенции. `Пока никто всерьез эту ситуацию не воспринимает`,– отмечает председатель совета директоров группы АДВ Дмитрий Коробков. А президент ARMI Ренат Янбухтин говорит, что в Ассоциации коммуникационных агентств России `лишь планируют обсудить эту проблему`.
СЕРГЕЙ Ъ-СОБОЛЕВ, ЮЛИЯ Ъ-КУЛИКОВА

Кинопоказ на российском ТВ в 2006 году*

ТелеканалДлительность
кинопоказа
(тыс. мин.)Доля
кинопоказа в
общем объеме
вещания (%)GRP, набранные
рекламными
блоками внутри
кинофильмов**Суммарный
объем GRP всех
рекламных
блоковДоля рекламных
блоков внутри
кинофильмов
(%)`Первый канал`85,07819,47630,26575811,6`Россия`84,20118,87234,751656,314НТВ94,89720,95680,540448,414СТС106,841259080,554536,516,7ТВЦ73,50118,51507,77241,220,5`Рен-ТВ`54,57312,92320,417795,113ТНТ91,19121,15068,228543,417,8ТВ-3241,93458,28310,710492,879,2ДТВ Viasat105,32526,33441,610297,833,4`Домашний`75,79418,11361,8570423,9`Звезда`124,21934,2168637,226,4Rambler28,8758,3159,11173,613,6Муз ТВ2,3280,575,75824,11,37ТВ4,2871,119,3945,61,1*Данные за январь–сентябрь.
**GRP – пункт рейтинга; условная единица при продаже телерекламы, отражает число зрителей, увидевших ролик.

Источник: TNS Gallup Media.

Газета `Коммерсантъ`, № 12 (№ 3588) от 30.01.2007

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru