Ампула для Максима Горького

Ампула для Максима Горького
ГОРЬКИЙ НА СМЕРТНОМ ОДРЕ: таким его запечатлел художник П.Корин

Одна из интереснейших и противоречивых фигур нашей истории Максим ГОРЬКИЙ. Писатель умер 18 июня 1936 года, загадка его смерти до сих пор вызывает ожесточенные споры.

Паата АРЧВАДЗЕ

Французский писатель Луи Арагон в июне 1936 года направился в Россию, чтобы встретиться со своим другом Максимом Горьким. Цели его приезда и сейчас трактуются историками по-разному. До сих пор превалировало мнение, что Арагона умолял приехать сам Горький. Он хотел рассказать гостю о действительном положении в стране при сталинском режиме, чтобы тот донес всю правду на Запад. Даже дата прибытия французского писателя трактовалась сторонниками той или иной точки зрения в свою пользу.

Миф № 1. Телеграмма Арагону

Непонятно, почему Горькому однозначно приписывали инициативу встречи с Луи Арагоном. Пролетарский писатель чуть ли не засыпал француза письмами с мольбами о приезде в СССР. Ведь в книге «Гибель всерьез» сам Арагон опровергает это утверждение:

Ампула для Максима Горького
КОЛОННЫЙ ЗАЛ ДОМА СОЮЗОВ, 20 ИЮНЯ 1936 ГОДА: с дедом прощаются внучки Марфа и Дарья

«…нас срочно вызвала из Лондона телеграмма от Мишеля (журналист Михаил Кольцов. – П.А.): Горький просит приехать как можно скорее». Из текста явствует, что именно Кольцов прислал ту единственную телеграмму и уверял, что писатель ждет встречи с ним. Больше того, Арагон размышляет в своей книге, зачем они с супругой Эльзой Триоле понадобились умирающему Горькому. Возможно, он хотел через них что-то передать во Францию, например, сыну, которого Алексей Максимович ни разу не видел.

Ведущий горьковед страны, заведующая отделом Института мировой литературы имени Горького РАН, доктор филологических наук Лидия Алексеевна Спиридонова считает в связи с этим несостоятельной версию о желании Алексея Максимовича дать какое-то интервью для Европы:

– К Горькому в Крым приезжал французский писатель Андре Мальро, и если он что-то хотел рассказать Западу, то, наверняка, мог это сделать. Тем более, самочувствие его тогда было куда лучше. И еще. Известно, что Михаил Кольцов повез Арагона и Триоле к Горькому 18 июня, когда уже было поздно. А ведь находились они в СССР уже четыре дня, о чем потом Арагон предпочитал не вспоминать. Но есть заметки в петроградских газетах от 14 июня 1936 года, где сообщается о прибытии в порт советского парохода «Феликс Дзержинский», на борту которого находился Арагон с супругой. Поэтому версия о том, что Горького отравили, чтобы он не встретился с западными писателями, не соответствует истине.

Ампула для Максима Горького
ПРАХ ГОРЬКОГО: урну несут В. Молотов, И.Сталин, Г.Орджоникидзе

Миф № 2. Отравленные конфеты

Рассекреченные архивы ОГПУ позволили сегодня внести ясность в одну из расхожих легенд об отравлении Горького конфетами, присланными ему Сталиным. Эта версия была впервые опубликована в журнале «Социалистический вестник» в 1954 году, вскоре после смерти Сталина. В статье говорилось о том, что один из лечащих врачей Горького профессор Дмитрий Плетнев в 1948 году, находясь в ссылке в воркутинском лагере, рассказывал своему фельдшеру Бригитте Герланд о коробке с шоколадными конфетами, присланными из Кремля. Якобы эти злополучные сладости съели санитары, врачи, сам Горький, в результате чего все отравились.

Изучавшая эти материалы Лидия Спиридонова пояснила мне следующее. Во-первых, Горький никогда не ел шоколадных конфет. Во-вторых, эти конфеты лежали на столике рядом с больным Алексеем Максимовичем довольно долго, а у кровати были и близкие родственники, в их числе женщины и любимые внучки. Их-то Горький непременно бы угостил.

Примечателен рассказ старшей внучки писателя – Марфы. Она недавно вспоминала, что ночью, когда все улеглись, вместе с сестрой Дашей тихонечко пробралась к кровати дедушки и взяла эту коробочку конфет. Через несколько минут ее содержимое девочки благополучно опустошили. И не отравились.

И, наконец, последняя деталь в истории с конфетами. В 1948 году Плетнев никак не мог рассказывать своему фельдшеру об отравленной коробке потому, что он был расстрелян в 1941 году в Орловском централе. Немецкие войска подошли к этому городу, и было приказано расстрелять всех заключенных.

Миф № 3. Воспаление легких

Ценнейшим материалом для воссоздания реальной обстановки последних дней жизни Горького стали попавшие недавно в руки исследователей дневники коменданта московского Дома писателей – Ивана Кошенкова.

Ампула для Максима Горького
В СОРРЕНТО: 1-й ряд – Л.Левин, М.Горький, М.Левина, М.Стаканчик. 2-й ряд – О.Черткова, Н.Пешкова, И.Ракицкий

Он был чекистом и сидел в маленькой комнате, где сейчас располагаются экскурсоводы Музея Горького. Иван Маркович не только поминутно записывал все, что происходило последние две недели жизни писателя, но и добавлял свои личные замечания.

В «Медицинском заключении о смерти А.М. Горького» говорится, что роковой исход хронической болезни легких произошел в условиях острой инфекции. Действительно, Кошенков пишет в воспоминаниях, что в доме была какая-то инфекция. Ее подхватили семь человек в окружении писателя – жена коменданта, повар, горничные. Всем им поставили одинаковый диагноз – ангина. Иван Маркович очень переживал за Горького и боялся, чтобы и он не заразился. Кошенкову велели вывезти всех заболевших и поместить их в изолятор ОГПУ. После этого коменданту было приказано тщательно помыть машину и продезинфицировать ее специальным составом. Какая же инфекция была в доме Горького?

Ампула для Максима Горького
ИВАН КОШЕНКОВ: чекист фиксировал все, что происходило в доме писателя

Писатель серьезно заболел 1 июня. Первоначальный диагноз, который ему поставили доктор Лев Левин и профессор Георгий Ланг, был грипп. Может, это и есть та тяжелая инфекция, которая поселилась в доме и привела к роковому концу?

– Изучая архивы ОГПУ, – рассказывает Лидия Спиридонова , – я обратила внимание на секретную лабораторию, существовавшую в недрах этой организации. Многие ее тайны сейчас постепенно раскрываются. Меня больше всего заинтересовал тот факт, что в лаборатории создавались не только яды, но и токсические вещества. Кроме того, на мысль, каким именно веществом могли воздействовать на Горького, меня натолкнули публикации Аркадия Ваксберга. Он упоминает о так называемой ангопневмонии – «смеси» ангины и пневмонии. Для молодого человека эта болезнь – не смертельна. А для Горького, который дышал последними долями легких и все время пользовался кислородными подушками, – эта зараза стала роковой.

Китайская сыворотка

Любопытный документ вклеен по распоряжению лечащего врача Горького Льва Левина в больничный журнал № 631 Кремлевской поликлиники. Это письмо, датируемое 8 июня 1936 года, заведующий консульским отделом Полпредства СССР во Франции П. Бирюков направил начальнику Лечсанпура Кремля И. Ходоровскому.

Ампула для Максима Горького
ПИСЬМО ИЗ ФРАНЦИИ: оказалось роковым в судьбе Алексея Максимовича

В нем говорится: «В связи с тяжелым заболеванием Максима Горького к нам обратился врач Онг-Гвае-Свян, китаец, голландский гражданин, с предложением представить в распоряжение наших медицинских органов изобретенную им сыворотку против гриппа. Врач этот работает в госпитале Бруссе и аттестуется людьми, которым мы доверяем, с самой хорошей стороны как человек, симпатизирующий Советскому Союзу».

Девять ампул сыворотки доставили в Москву и, по-видимому, ввели Горькому. Иначе, зачем было Левину вклеивать эти документы в историю болезни писателя. Не после ли этой инъекции у писателя началось сильное кровотечение, а в клиническом диагнозе появилась запись: «инфаркт легких»? Это предположение объясняет таинственный телефонный звонок 15 июня, который так озадачил коменданта Кошенкова: «Что, достигаете желанного, подлецы?» Звонок был по кремлевской вертушке, когда еще не было угрозы жизни писателя.

Ампула для Максима Горького

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ПИСАТЕЛЯ: раскрывает многие тайны смерти Горького

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий