На театральных подмостках Таганки, где красота всегда ценилась наравне с талантом, имя Нины Шацкой вписано золотыми буквами. Она, пожалуй, одна из немногих актрис, чей образ навсегда стал синонимом булгаковской Маргариты, хотя театральных премьер в её карьере было не так уж много. Почти три десятилетия Нина Сергеевна отдала этому легендарному театру, и именно в стенах Таганки развернулась главная драма её жизни, ставшая достоянием общественности.
Спектакль 1977 года, где Шацкая блистала в роли Маргариты, до сих пор вспоминают с восторгом. В одной из самых смелых сцен бала, актриса сидела спиной к зрителям, почти обнажённая. Рассказывали, что однажды в зале раздался звонкий шлепок – это жена одного из заворожённых театралов, пытавшегося рассмотреть Шацкую хоть сбоку, не выдержала и отвесила ему пощёчину. Сама актриса считала, что эта роль стала воплощением её собственной женской судьбы, её стремления к любви и жажды чуда. Она буквально проживала на сцене свои самые сокровенные чувства.
Неудобная красавица
Нина Сергеевна, коренная москвичка, с юности слыла первой красавицей. Её своенравный характер проявлялся уже в студенческие годы в ГИТИСе, где она, несмотря на природные данные, не отличалась прилежанием. Прогуливала занятия и избегала общественной нагрузки, предпочитая учиться из рук вон плохо. Однако именно предстоящие экзамены свели её с Валерием Золотухиным, который согласился помочь ей с конспектами.
Будущий известный актёр, девятнадцатилетний Золотухин, приехал покорять столицу из алтайского села и быстро стал одним из самых активных студентов. Но, как он сам признавался, о романе с Ниной он и не помышлял. Однако Шацкая была настойчива. Она пригласила однокурсника встретить Новый год со своими родственниками в Павловском Посаде, а вернувшись в Москву, просто поставила мать перед фактом: «Это мой муж». Матрёна Кузьминична, видевшая рядом с дочерью куда более авантажных кавалеров, не могла скрыть слёз, увидев невысокого, неинтеллигентного провинциала в облезлой ушанке. Тем не менее, 16 февраля 1963 года они поженились, хотя многие считали этот союз «странным, даже нелепым».

Театральные контрасты
После получения диплома Золотухина сразу пригласили в театр имени Моссовета, где он получил несколько ролей. Нине Шацкой же не удалось попасть в ту же труппу. Оба актёра мечтали о Таганке, увидев легендарный спектакль «Добрый человек из Сезуана». Показ для Юрия Любимова прошёл в необычных условиях – прямо в его кабинете, в антракте. Шацкая утверждала, что они с Валерием скрыли факт своего брака, и её приняли благодаря собственному таланту.
На Таганке, в отличие от Моссовета, царила совершенно иная атмосфера. Здесь не было строгих правил грима, все общались на «ты», а актёры могли сегодня играть главную роль, а завтра — участвовать в массовке. Золотухин быстро выбился в премьеры, получив роль Грушницкого в «Герое нашего времени». Для Шацкой же путь к признанию оказался тернистым. Ей доставались лишь вводы в уже идущие спектакли, а в поэтических «Антимирах» Андрея Вознесенского ей не сразу доверили читать стихи. Валерий Сергеевич, к слову, никогда не просил за жену. Лишь однажды, на худсовете, он заикнулся Любимову: «Прибавьте Шацкой зарплату. – Это ещё почему? – Потому что она красавица, а красота – это тоже талант».
При этом Золотухин отчаянно ревновал свою красавицу-жену, за которой активно ухаживали поклонники. Настоящим дебютом Нины Сергеевны на Таганке стал «Тартюф» в ноябре 1968 года, где она сыграла дочь Оргона. Однако даже после этого её продолжали представлять как «Золотухина с супругой». Актриса, хоть и не страдала актёрским тщеславием, всегда была самолюбива.
Кино и поэзия
Парадоксально, но известной киноактрисой Нина Сергеевна стала раньше своего мужа. Ещё студенткой ГИТИСа она дебютировала в «Коллегах» (1962), затем сыграла в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1965). В 1969 году ей досталась главная роль в «Белом рояле», съёмки которого проходили в Душанбе. Там, как вспоминала Шацкая, ей буквально не давали прохода. Однажды, когда её везли в открытой операторской машине, за ними погнался водитель молоковоза, и на одном из поворотов его цистерна перевернулась, залив молоком всю улицу.

Жаль только, что дипломированная артистка оперетты не пела в этом фильме на музыку Александра Зацепина. Впрочем, и в комедии «Саша-Сашенька» (1966), где она играла певицу, её переозвучили. Владимир Высоцкий, с которым Шацкая позже запишет дуэт для картины «Контрабанда» (1974), однажды назвал Золотухина своим лучшим другом. Он посвятил Нине Сергеевне стихи на её 30-летие, где с присущим ему юмором и теплотой поздравил актрису:
Конец спектакля. Можно напиваться!
И повод есть, и веская причина.
Конечно, тридцать, так сказать, — не двадцать,
Но и не сорок. Поздравляю, Нина!
Твой муж, пожалуй, не обидит мухи,
Твой сын… еще не знаю, может, сможет.
Но я надеюсь — младший Золотухин
И славу, да и счастие умножит.
И да хранит Господь все ваши думки!
Вагон здоровья! Красоты хватает.
Вот все. Тебя Высоцкий поздравляет.
Праздновали, как водится, в соседнем с театром ресторане «Кама», где, по словам Высоцкого, «парень кушал с мужиками».
Цена семейного счастья
Когда родился сын Денис, Золотухины получили от театра двухкомнатную квартиру. Актёрская жизнь была связана с постоянными разъездами, и большую часть домашнего хозяйства вела тёща. Доходы актёров оставляли желать лучшего: Валерий Сергеевич начал активно сниматься только в 1968 году, и денег катастрофически не хватало. Нина Шацкая, которую иногда узнавали на улице, стеснялась своего скромного пальто и шапки с помпоном, предпочитая заходить в метро через самый дальний от Таганки вход.
В дневниках Золотухина сохранилась любопытная смета Госпремии, которую он надеялся получить за спектакль «Живой» — 2500 рублей. Из них 1000-1200 планировалось потратить на шубу для Шацкой, 300 — на «пальто-шмотьё» для себя, и лишь 100 — родителям. Эти надежды, впрочем, не оправдались, поскольку спектакль был запрещён цензурой и увидел свет лишь в 1989 году. Шубу всё же купили, и это был гонорар Нине Сергеевне за то, что она придумала название для первой книги мужа «Дребезги».
Шацкая, обладавшая тонким слухом и умом, поддерживала мужа в первые годы брака, но умела быть и ехидной. Так, на один из его рассказов она отозвалась: «Белок и даже желток есть, но нет скорлупки, а стало быть, и яйца нет». Спустя примерно пять лет семейной жизни Нина Сергеевна узнала о неверности мужа. Она никогда не страдала чистоплюйством и, обнаружив пропажу дневника, тут же его нашла. Так выяснилось, что у Золотухина роман с Ией Саввиной. «Меня ещё долго не оставляло чувство омерзения и брезгливости, — вспоминала актриса. — И уже никогда я не смогла простить ему этого первого предательства, которых было ещё очень много, но, переболев, мне было уже всё равно, и я отпустила человека в свободное плавание».
Однако «отпускать» свою собственность Нина Сергеевна не собиралась. Однажды, вернувшись домой раньше времени, она застала у мужа девицу с телевидения и избила её тростью так сильно, что той пришлось обратиться в больницу. С серьёзным увлечением Золотухина, Евгенией Сабельниковой, с которой он познакомился на съёмках картины «О тех, кого помню и люблю» (1973), Шацкая боролась изо всех сил. Узнав, что муж снова собирается в Ленинград, она напросилась с ним и явилась по обратному адресу, указанному в найденном письме, высказав всё матери Сабельниковой.
С годами Валерий Сергеевич всё больше раздражал Нину Сергеевну. Ссоры стали обыденностью. Золотухин, будучи подшофе, мог привести в дом случайного знакомого, что приводило к скандалам с тёщей. Однажды Шацкая, перебрав шампанского в ресторане, сцепилась с кем-то и оказалась в милиции. Муж за ней не приехал, и ей пришлось ночевать в отделении. На следующий день актриса написала заявление о расторжении брака, которое, к слову, подавала не единожды. Однажды она даже выставила вещи Валерия Сергеевича на лестничную клетку. Окончательно актёры расстались по решению Золотухина, который ушёл к помощнице режиссёра «Ленфильма» Тамаре. Разводились они, как и женились, — с прибаутками и шампанским.

Тайный роман и «Мастер и Маргарита»
Сам Валерий Сергеевич утверждал, что не знал о многолетнем романе Шацкой с Леонидом Филатовым. Нина Сергеевна впервые увидела Филатова в 1969 году, когда тот, на шесть лет моложе её, только поступил в труппу Таганки. Спустя время Леонид Алексеевич пригласил актрису в кафе, дал почитать свои стихи, которыми Шацкая была восхищена. «Тогда ничего не произошло, хотя между нами всё стало ясно», — вспоминала она.
Однако в 1970 году Филатов зарегистрировал брак со своей гражданской женой Лидией Савченко, что было необходимо для получения театром квартиры, куда он смог прописать свою супругу. Вся эта любовная история тесно переплелась с жилищным вопросом. Квартира Филатовых находилась недалеко от театра, поблизости жили и Золотухины, и актёры часто ходили друг к другу в гости.
Шацкая, ставшая летописцем своей любви с Филатовым, запротоколировала каждую деталь. Известно, что их роман начался 9 мая 1972 года: «Мне всегда была противна роль любовницы, и я ею стала!» В тот день обоих потянуло в театр, где репетировали спектакль «Под кожей статуи Свободы». Филатов подошёл сзади и поцеловал её в шею: «И как будто во мне разжалась пружина, освободив от тяжёлого напряжения. В это утро мы с Леней обрели друг друга».
Тайные встречи проходили в общежитии театра или у многочисленных подруг Нины Сергеевны, что было унизительно. Они бесконечно разговаривали по телефону, а во время разлуки общались «телепатией». Несколько раз Шацкая пыталась разорвать отношения, особенно когда получала от Филатова письма с резкими заявлениями. В переписке он соблюдал конспирацию, называя Шацкую «Шарыгиной Нелли Семёновной», а сам подписывался как Артур. Даже после развода Нины Сергеевны мало что изменилось. Савченко доносили, что на зарубежных гастролях в Болгарии в 1975 году Филатов, покупая ей дублёнку, примерял её на Шацкую.

Спектакль «Мастер и Маргарита» стал для Нины Сергеевны не просто ролью, а главным объяснением в любви. Она была Маргаритой, а он — Мастером. При распределении ролей Шацкой досталась лишь дама из варьете с одной репликой, ведь её отношения с Любимовым были непростыми. Режиссёр редко репетировал с ней, считая актрису излишне резкой. По словам Золотухина, она никогда не спускала Любимову крика и хамства, отвечая так, что «не приведи господи».
Юрий Петрович пробивал постановку «Мастера и Маргариты» десять лет. Когда спектакль наконец разрешили в 1976 году, бюджета не выделили, и декорации собирали из фрагментов прошлых постановок. Изначально на главную роль претендовали Евгения Поплавская и Наталья Сайко. Но когда последняя не пришла на репетицию, Любимов вызвал Шацкую: «Знаете текст?» Она знала: «Понимала, что это моя, а не чья-нибудь роль, и ни одна, даже лучшая из лучших актрис, так не поймёт героиню. Просто судьба Маргариты – моя судьба. Как и героиня Булгакова, я “жила тайной жизнью, сокрытой от людей”, страдала от того, что не могла быть рядом со своим избранником. Спектакль стал местом наших свиданий».
Конечно, Филатов играл Мастера нечасто, поначалу вообще отказываясь от роли. Любимов предлагал её и Золотухину, но Шацкая, по слухам, уговорила его отказаться, сказав: «У тебя и так всё есть — и Кузькин, и Бумбараш. Мне будет очень тяжело с тобой работать». Главным Мастером стал Дальвин Щербаков, и лишь когда он сломал ногу, на роль ввелся Филатов.
Вместе до конца
Любовный треугольник, растянувшийся на годы, Леонид Алексеевич разомкнул только в 1982 году. Он улетал в Колумбию на съёмки, а Таганка отправлялась на гастроли в Финляндию. Филатов пришёл проводить Шацкую и при всех поцеловал её. Официально они зарегистрировали брак лишь спустя несколько лет, когда Филатов получил однокомнатную квартиру. В 1994 году они переехали в двушку на Рогожском Валу, где на новоселье присутствовал сам Михаил Горбачёв.

Рядом с Леонидом Алексеевичем Нина Сергеевна впервые почувствовала себя по-настоящему желанной и любимой женщиной. Она не уставала повторять, что от Золотухина не видела ни одного подарка, кроме «бабушкиного» платка и кубика Рубика, тогда как Филатов проявлял потрясающую широту души. В первый год совместной жизни он принёс трёхлитровую банку чёрной икры, а из первой заграничной поездки привёз чемоданы подарков. Нина Сергеевна даже разрыдалась, не привыкшая к такому вниманию. На её дни рождения Леонид Алексеевич устилал комнату розами, а однажды в Нью-Йорке обежал полгорода, чтобы найти для неё жёлтый пиджак.
«Я не старался её чем-то поразить, хотел сделать ей приятное, — говорил актёр. — А вот Нина меня поражала абсолютно всем. Самим своим появлением поразила». Он посвятил ей стихи, в которых воспевал её как свою «первоклассную жену»:
Лицедей, болтун, бездельник,
я не нажил ни хера —
Ни имущества, ни денег,
Ни кола и ни двора.
Но к печальному итогу
Все ж поправка быть должна:
У меня есть, слава богу,
Первоклассная жена!..

В этом браке Шацкая, по её словам, стала мягче, но не утратила решительности. Её сын Денис Золотухин вспоминал, как мать подначивала его сменить фамилию на Филатова, но Леонид Алексеевич воспротивился. Актриса осталась столь же ревнивой: когда поклонница передала Филатову в подарок что-то стеклянное, она разбила это молотком. Однако теперь рядом с ней был человек схожего темперамента, принципиальный и взрывной, которого она не презирала, как бывшего мужа, за «поклоны и расшаркивания».

Филатов, ставший к моменту их брака одним из самых востребованных актёров, писал пьесы, стихи и песни. Его сказка «Про Федота-стрельца, удалого молодца», написанная в первые годы жизни с Шацкой, разошлась на цитаты. Золотухин, не без ехидства, писал: «Я был рад и свечки ставил, когда Нинка вышла за Леню Филатова. Правда. Он снимался тогда в двенадцати фильмах одновременно, был богат и говорил, что может купить дом в Лондоне».
Раскол Таганки и болезнь
В 1983 году Юрий Любимов уехал на постановку в Лондон, а через год был лишён советского гражданства. Его имя вымарывали с афиш, а любое упоминание о нём запретили. Леонид Филатов, ставший идейным вдохновителем раскола в театре, представил свою версию событий в пьесе и фильме «Сукины дети» (1990). Фамилия Любимова там не звучала, а актёров из труппы принципиально не позвали, за исключением самого режиссёра, сыгравшего чиновника, и Шацкой в роли примадонны.
Главным режиссёром театра назначили Анатолия Эфроса, которого многие встретили как захватчика. Если Золотухин «присягнул» Эфросу, то Филатов отказался с ним репетировать и вскоре ушёл в «Современник». На 30-летии этого театра в 1986 году он прочёл стихи, в которых выразил своё недоумение по поводу Эфроса. К несчастью, в январе 1987 года у Анатолия Васильевича случился инфаркт, и он умер, что мучило Филатова до конца жизни.
В мае 1988 года Любимов вернулся в Москву, и вскоре ему вернули гражданство и театр. Леонид Алексеевич вновь поступил в труппу. Однако былой энергетики уже не было. В 1993 году большая часть артистов под руководством Николая Губенко образовали «Содружество актёров Таганки». Золотухин сохранил верность Любимову, тогда как Филатов был идейным вдохновителем раскола. Их публичные выяснения отношений стали достоянием общественности. Нина Сергеевна была не просто соратницей мужа, но настоящей валькирией той революции, ходила по судам и инстанциям. Однажды, когда она с подругой везла защитникам кофе с бутербродами, они попали под обстрел, оказавшись в эпицентре бандитской разборки. Газеты тогда пестрели заголовками: «На Таганке уже стреляют. В театре жертв пока нет».

Нина Сергеевна была убеждена, что раскол Таганки стал толчком к дальнейшей болезни Филатова. Он уже страдал гипертонией, но потратил на дрязги непозволительно много сил. В 1994 году, когда «Содружество» выпустило первый спектакль «Чайка», у Леонида Алексеевича прямо на сцене случился микроинсульт. Он чувствовал себя всё хуже, и сцену сменила бесконечная череда больниц. Нина Сергеевна оставила театр и полностью посвятила себя мужу. Сын Денис, ставший священником, успел их обвенчать. Шацкая верила в порчу, приглашала в дом экстрасенсов и православных старцев, разыскивала лучших врачей и необходимые деньги. Она жила рядом с актёром в клиниках, проявляя чудеса терпения. Врачи определили причину сужения сосудов в почках, и Филатов почти два года провёл на гемодиализе, а в октябре 1997 года ему пересадили донорскую почку.
Хроника тяжёлой болезни всегда вызывает слёзы, но лучше всего об этом сказал сам Филатов: «Нина взвалила меня на горб и тащит по жизни. Непонятно, что такое болезнь — испытание или наказание. А моя жена… Не то чтобы я в ней сомневался, но при неблагополучной ситуации думал, что она, как многие красивые артистки, взбалмошная, беспечная… Женщинка этакая. Я не думал, что она меня тут же бросит, но думал, что буду ей сильно в тягость».
Он посвятил ей пронзительные строки:
В некогда белом халате
Ты у кровати сидишь.
Топят в больнице не очень,
Воду дают не всегда.
Близится хмурая осень.
Злые идут холода.
В небе внезапно погасла,
Искры рассыпав, звезда.
Милая, ты не пугайся,
Я не умру никогда…
Актриса всеми силами старалась поддерживать в муже желание жить. Сразу после операции по пересадке она купила ему четыре новых костюма. В 2001 году продала дом под Вереей, который строила десять лет, и купила дачу поближе к Москве, на Николиной горе. Конечно, Филатов изменился, стал сентиментальным, видел в своём недуге наказание за излишнюю злость. Но сохранял ясную голову, продолжал писать стихи и сказки, иногда выступал на сцене. Он не оставлял и телевизионный цикл «Чтобы помнили», за который в 1996 году ему присудили премию ТЭФИ, получать которую вышла Шацкая.

В последнее лето Филатов был одержим идеей написать пьесу о человеке, который победил смерть. Его последнее стихотворение называлось «Старик». Леонид Филатов ушёл из жизни в 56 лет, в октябре 2003 года, от двусторонней пневмонии. Шацкую, конечно, вызывали прощаться, но она не успела. Говорят, на панихиде в Доме кино из «любимовцев» был только Золотухин: Юрий Петрович не стал отменять очередную репетицию. Выступавшие называли покойного «больной совестью нации» и слагали гимны его самоотверженной жене.
Последние годы
Сама Нина Сергеевна прожила ещё 18 лет. Она сыграла в двух спектаклях «Школы современной пьесы», но по сути на сцену больше не вернулась. Написала две книги: «Прости… прощай, Таганка!» и «Биографию любви» о своих отношениях с Филатовым, где была очень пристрастна, на что, безусловно, имела право. С Золотухиным они не разговаривали лет двадцать, но уже в 2010-х несколько Новых годов встречали одной большой семьёй в доме Нины Сергеевны.

В марте 2013 года Валерий Сергеевич умер. «Смерть Валерия — огромная утрата, — комментировала Шацкая. — Я не говорю там для театра или кинематографа… Это огромная утрата прежде всего для моих шестерых внуков. Он же десять лет помогал им материально. И, конечно, им сейчас жить будет очень трудно». Через пару лет 75-летняя Нина Сергеевна записала актёрскую визитку с перечислением своих ролей, которую можно найти в интернете, хотя, судя по всему, ей было некомфортно в этом ролике.
Похороны Нины Шацкой в мае 2021 года пришлись на разгар карантина и были немноголюдны. Деньги собирали всем миром, в том числе через соцсети. В своё время актриса отказалась от памятника на могиле Филатова по эскизу Давида Боровского, считая надгробие слишком низким, а крест — не вполне православным. Она хотела видеть на могиле мужа фигуру, которая и стоит сегодня на Ваганьковском кладбище. Для ещё одного захоронения памятник следовало демонтировать, что оказалось не по силам рядовому подмосковному священнику Денису Золотухину. Актрису похоронили на Троекуровском кладбище, место предоставила мэрия. Из этого даже попытались раздуть подобие скандала: сын, дескать, не выполнил волю матери лежать рядом с любимым мужем. Одна из внучек Нины Сергеевны тогда сказала, что лучше бы все помолчали: будь это для бабушки важно, она бы позаботилась обо всём сама при жизни. Кажется, внучка права.

Что вы думаете о драматической судьбе Нины Шацкой — был ли её путь к счастью предопределён?

Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
