Казалось бы, путь Андрея Смолякова был предопределен: мальчик, с детства увлеченный медициной, даже посещал курсы юных эскулапов, мечтая о карьере нейрохирурга. Однако всего одна газетная строчка перевернула его мир, направив к совершенно иной судьбе. Была ли эта спонтанность случайностью или предзнаменованием столь же неожиданных поворотов в личной жизни артиста?
Детство будущего актера прошло в Подольске, в скромной семье учительницы. Важную роль в его становлении сыграл дедушка – пожарный, которому по долгу службы выделили квартиру прямо на территории части. Мама иногда приобщала сына к миру искусства, водя его в Большой театр, но до старших классов юный Андрей, поглощенный медициной и волейболом, не проявлял ни малейшего интереса к актерскому ремеслу.

Врачебная мечта, прерванная газетой
«Я действительно очень хотел стать доктором, даже ходил на занятия, но однажды увидел в газете объявление о том, что училище имени Щукина проводит набор с предварительными консультациями, — вспоминал артист. — Если бы не эта строчка — „предварительные консультации“, — то я никогда бы не пошел в творческий вуз. Эта сторона жизни до момента поступления в институт меня ни в коей мере не волновала. Более того, я был с ней совершенно не знаком. Хотя не могу сказать, что в детстве я никогда не выступал на сцене. Да, у меня были и агитбригады, и вокально-инструментальный школьный ансамбль. Я принимал участие в конкурсе чтецов и еще будучи пионером был в негласной команде, которая читала приветствия на областных комсомольских и партийных конференциях».
Это сиюминутное решение, родившееся из любопытства к «предварительным консультациям», привело к поездке в Москву. И вот уже юноша, грезивший о хирургическом скальпеле, оказался студентом знаменитой «Щуки». Этот неожиданный поворот стал лишь одним из многих вызовов, которые судьба бросала Андрею Смолякову на его пути.

Метания между театральными подмостками
Первое серьезное испытание поджидало актера уже на третьем курсе: Константин Райкин пригласил его в спектакль «Прощай, маугли!», который ставился на курсе Олега Табакова. Андрей с головой погрузился в репетиции, влюбившись в материал и творческий коллектив. Но внезапно ректор «Щуки» категорически запретил студенту участвовать в «сомнительном» проекте, назвав его «подвалом» и не одобрив сотрудничество с Табаковым.

Две мучительные недели Смоляков разрывался между двумя мирами, пока не принял судьбоносное решение – перейти в ГИТИС. Это был смелый шаг, но он привел к новым трудностям. Вскоре после этого Табаков предпринял попытку создать собственный театр, но его инициатива не получила поддержки, и труппа оказалась предоставлена сама себе.

«Вообще вхождение куда-то, в нечто уже давным-давно состоявшееся — это момент очень сложный. Конечно, судьбы складывались по-разному. Мне было, может быть, чуть-чуть полегче, потому что я к тому моменту уже снимался в кино. Хотя моя театральная судьба в тот момент сломалась. Я поработал немного в театре Гоголя, потом играл в театре у Аркадия Райкина. Но ролей-то стоящих ни там ни там у меня не было. И только спустя почти 10 лет Табаков открыл-таки свой театр», — делился Смоляков.
От романтических героев до воплощения зла
Кинематографический путь актера начался еще в студенческие годы с небольших ролей в таких картинах, как «Целуются зори», «Отец Сергий» и «Близкая даль». На заре карьеры его голубые глаза и светлые волосы создавали образ положительного героя, и режиссеры с готовностью доверяли ему роли протагонистов. Так, Смоляков блистал в сказке «Андрей и злой чародей», а также в лентах «Отец и сын», «Привет с фронта» и «Цыганское счастье».

В 80-х годах одной из самых заметных работ актера стало участие в проекте «Государственная граница», где он мастерски воплотил образ сержанта Николая Гриневича. Вскоре последовала роль сына Никиты Хрущева в фильме «Сталинград». Однако затем в его карьере произошел резкий поворот, и на актера обрушился шквал предложений на отрицательные роли: он сыграл бандита в «Дне любви», вора-рецидивиста в «Вербовщике» и злодея Владимира Кудлу в культовом «Дне рождения Буржуя».

Именно образ Владимира Кудлы принес Смолякову невероятную популярность и обеспечил постоянный поток предложений. «Убойная сила», «Дети Арбата», «Антикиллер», «Две судьбы» – актер стал неотъемлемой частью всех знаковых проектов нулевых. Ему все чаще доверяли роли в криминальных драмах и детективах, таких как «Преступление», «Мертвое озеро» и «Художник». Помимо этого, Андрей Смоляков появился в рейтинговых картинах «Тренер», «Этерна» и «Движение вверх».

Особое место в его фильмографии занимает франшиза о майоре Черкасове, включающая «Мосгаз», «Палач» и «Паук». «Секрет успеха в том, что у этого сериала есть то, что сейчас называют модным словом „шоуранер“. Это человек, который исполняет одновременно роль и продюсера, и придумщика этой истории. Это Денис Евстигнеев, который сам себя называет хранителем традиций. Он не позволяет никому на всех уровнях хоть на один миллиметр опускать планку. И держать ее и по уровню актеров, и по уровню драматургии каждой истории, и по уровню картинки, чтобы это было выразительно, кинематографично, интересно, и не менее захватывающе, чем предыдущий сезон. Каждый следующий сезон эту планку только поднимает», — рассуждал Смоляков.
Романтический герой и долгий путь к истинному счастью
«Мне кажется, все пишут, что я старый, похож на обезьяну, и очень странно, что Черкасова любят женщины и рядом с ним находятся», — с присущей ему скромностью размышлял Андрей Смоляков о своем образе в глазах публики. Однако популярностью у прекрасного пола пользовался не только экранный майор Черкасов, но и сам актер, хотя в любви он никогда не искал легких путей.
Первую жену, Светлану Иванову, артисту пришлось буквально отбивать у хулиганов. Однажды, прогуливаясь по Москве, он заметил, как нетрезвые парни пристают к симпатичным девушкам. Не раздумывая, Смоляков бросился на выручку, за что в награду получил номера телефонов спасенных. Одна из них оказалась балериной Большого театра, что, безусловно, не могло не привлечь творческую натуру актера.
Свидания следовали одно за другим, каждое ярче предыдущего, и спустя всего полгода Андрей Смоляков и Светлана Иванова связали себя узами брака. Супруги ютились в общежитии ГИТИСа, когда у них родился сын Дима – незапланированный, но невероятно желанный ребенок. Артист безмерно любил избранницу и наследника, с удовольствием беря на себя заботы о домашнем очаге. Что именно стало причиной разлада после двадцати лет совместной жизни, остается неизвестным, но их брак распался.
Встреча с судьбой после сорока
Андрею Смолякову уже перевалило за сорок, когда в его жизнь ворвалась новая, зрелая любовь. В дружеской компании он познакомился с Дарьей Разумихиной. За плечами дизайнера был неудачный брак, она воспитывала сына и дочку, поэтому с полуслова понимала разведенного актера. Но главное, что звезде «Мосгаза» было невероятно интересно с этой образованной женщиной: Дарья, защитившая кандидатскую по филологии, успела поработать журналисткой на испанском и французском ТВ, прежде чем осознала свое истинное призвание – создавать одежду.

В конце 90-х Дарья прошла обучение в знаменитом Сент-Мартинс в Лондоне, представила свою первую коллекцию, а вскоре стала первым российским дизайнером, принявшим участие в Лондонской неделе моды. Впоследствии она создала бренд Razu Mikhina, который успешно популяризировал русский фольклорный стиль. Вкус избранницы Смоляков ценил высоко, иначе бы этнические атрибуты не заняли столь значимое место в его доме.
О своей личной жизни «майор Черкасов» не любит распространяться, но когда речь заходит о Разумихиной, он мгновенно преображается, становясь одновременно смущенным и серьезным. Их пара вызывает искреннее восхищение: Дарья и Андрей Игоревич трогательно заботятся друг о друге и обожают совместные путешествия по миру. Так, на 50-летний юбилей супруги актер преподнес ей незабываемый подарок – поездку к величественному водопаду Игуасу.

Несмотря на то, что Дарья занимается творческими проектами в Лондоне, а Андрей Игоревич снимается в Москве, современные средства связи не дают влюбленным скучать, а склонность актера сразу разбираться в спорных моментах позволяет им избегать ссор. Особенно необычным поклонникам кажется тот факт, что влюбленные до сих пор официально не женаты.
«Мы живем в гражданском браке. Штамп в паспорте — кому он нужен? Разве что государство поставить в известность, так они и так в курсе! Мы два взрослых человека, которые понимают друг друга, в нашей семье нет главных и подчиненных и быть не может — это история не про нас», — заключил Андрей Смоляков, расставив все точки над «и».

Интересно, что в 2019 году поползли слухи о романе Смолякова с Мариной Зудиной – коллег застали на одном мероприятии, и этого оказалось достаточно для множества кривотолков.
«Это было после того, как я оказалась в Лондоне на Неделе российского кино. Вхожу в зал и замечаю Андрея Смолякова. Радость! Мы знакомы больше 30 лет, вместе начинали в „Табакерке“. Я с дочерью, он — с женой. Обнялись, конечно. И вдруг выходят таблоиды с нашей фотографией под громкими заголовками, пишут что-то там о наших давних чувствах. Поразительно! Что людям только не приходит в голову!» — поставила точку в этой истории вдова Олега Табакова, развеяв все домыслы.

Что вы думаете о таком подходе к семейной жизни и творческому пути, когда случайность меняет все планы? Поделитесь мнением в комментариях.
Жизнь Андрея Смолякова, полная неожиданных поворотов и судьбоносных решений, продолжает вдохновлять. Его путь от юного мечтателя-нейрохирурга до одного из самых востребованных актеров современности – яркое свидетельство того, что иногда одна строчка в газете может изменить всё, а истинное счастье приходит к тем, кто готов его ждать и принимать неординарные решения.



Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
