Приближение Нового года неизменно возвращает на наши экраны любимые киноленты, создающие неповторимую атмосферу праздника. Среди них особое место по праву занимает культовая картина «Девчата», которая более шести десятилетий назад буквально взорвала советский кинематограф, покорив сердца миллионов зрителей. Этот фильм, ставший настоящей визитной карточкой постсоветского пространства, хранит в себе немало тайн, связанных с его созданием. За кадром осталось множество курьезных ситуаций, производственных трудностей и даже личных конфликтов, о которых мало кто догадывался.

Суровые испытания и киноиллюзии
Недавно Светлана Дружинина, блистательно воплотившая на экране образ Анфисы, поделилась уникальными воспоминаниями о закулисье «Девчат». Советская аудитория всегда отличалась особой чуткостью и искренностью в восприятии экранных событий. Поэтому неудивительно, что сцена, где юные героини, нежные и хрупкие, стоят по колено в снежных сугробах, вызывала у зрителей искренние переживания за здоровье актрис. Эти девушки играли жительниц отдаленного сибирского поселка, и часть съемок действительно проходила в суровых северных краях – на Урале.
Здесь температура воздуха порой опускалась до отметки в минус 40 градусов. Лютый мороз становился причиной поломок дорогостоящей аппаратуры, а ложки с едой буквально примерзали к языкам актеров. В таких экстремальных условиях удалось отснять лишь несколько фрагментов. И лишь спустя время, чтобы успокоить взволнованных зрителей, стало известно: девушки в сугробах не страдали от холода. Было принято стратегическое решение перенести съемки в павильоны киностудии.
Однако и это не решило всех проблем. Причиной тому стала неожиданно наступившая весна. Когда съемочная группа «переехала» на студию, за окном уже вовсю царило тепло, и от снежных сугробов не осталось и следа. Так что подавляющая часть зимних пейзажей в кадре — это результат виртуозной работы художников-декораторов. Дружинина вспоминает, как, несмотря на отсутствие настоящего зимнего леса, мастерам приходилось вручную создавать иллюзию снежных заносов и покрывать ветви деревьев ватными «снежными» шапками.
Финал же картины и вовсе снимался в знойной Ялте, где съемочную группу встретила невыносимая жара. Актеры, облаченные в кадре в теплые зимние куртки, испытывали настоящий дискомфорт, и гримерам постоянно приходилось вмешиваться в процесс, чтобы убирать капли пота с их лиц. Не обошлось и без досадных «проколов», связанных с локациями. В процессе монтажа незамеченным остался один момент: на заднем плане мелькнул троллейбус, которому никак не место в заснеженном сибирском лесу. На самом деле этот эпизод был снят в одном из оврагов неподалеку от «Мосфильма».

Триумф, обернувшийся проклятием
Известно, что в основу «Девчат» легла одноименная повесть Бориса Бедного, который также выступил в роли сценариста. Режиссер Юрий Чулюкин поставил перед собой задачу обогатить историю яркими эмоциями и искрометным юмором. Именно этот подход принес фильму всенародную любовь и признание, а его создателям – славу. Вот только сами творцы оказались не слишком рады такому повороту событий.
Бориса Бедного, несмотря на обилие его последующих литературных произведений, узнавали исключительно как автора повести «Девчата». Подобная участь постигла и режиссера, чьи другие работы так и не смогли затмить успех этой комедии. Чулюкин продолжал снимать фильмы вплоть до своей трагической и внезапной гибели в 1987 году, но ни одна из его картин не достигла такого уровня известности. Любопытно, что советское руководство, в отличие от восторженной публики, встретило фильм довольно прохладно, посчитав его слишком легковесной и проходной комедией.
В водовороте страстей на съемочной площадке

Взаимоотношения между актерами и режиссером на съемках «Девчат» также стали предметом многочисленных обсуждений. Среди участников съемочной группы ходили слухи, что изначально на главную роль Тоси Кислицыной претендовала супруга режиссера, Наталья Кустинская. Однако Юрий Чулюкин с самого начала не видел в ней свою героиню и очень опасался признаться жене в этом. Поговаривали, что он даже не сразу сообщил ей о том, что актриса на главную роль уже утверждена, и именно это обстоятельство, по слухам, послужило причиной их последующего развода.
Несмотря на то, что на площадке царила преимущественно дружеская атмосфера – многие актеры были знакомы со студенческих лет или уже работали вместе – исполнители главных ролей, Николай Рыбников и Надежда Румянцева, постоянно находились в состоянии «кошки с собакой». Дело в том, что Рыбников к тому времени был уже опытным и чрезвычайно популярным актером, звездой, любимцем публики после оглушительного успеха фильма «Высота». Это давало ему повод часто вести себя свысока, пытаясь руководить остальными коллегами на площадке.
Молодую и уверенную в себе Надежду такое положение вещей совершенно не устраивало. Она не собиралась прогибаться под наглого Рыбникова и даже открыто выражала свое возмущение тем, что в фильме, который называется «Девчата», столько внимания уделяется мужскому персонажу. Участники тех съемок вспоминали, что романтические эпизоды, особенно сцена с поцелуем главных героев, приходилось переснимать по многу раз. Враждующие актеры смотрели друг на друга с неприкрытой неприязнью, что сильно затрудняло работу. Зато сцены конфликтов удавались им с первого дубля, ведь там актеры могли наконец-то безнаказанно выплеснуть все накопившиеся эмоции.

К слову, на высокомерное поведение Рыбникова жаловалась не только Румянцева, но и Светлана Дружинина. Николай очень хотел видеть в роли Анфисы свою жену, Аллу Ларионову, однако ни режиссер, ни художественный совет не поддержали его требований. Актер же по какой-то неведомой причине обвинил в этом саму Дружинину.
Жертвы монтажа и личных обид
Интересен тот факт, что некоторые сцены с участием Дружининой в итоговую версию фильма так и не вошли. В процессе съемок у некоторых членов группы возникло ощущение, что по сюжету главный герой совершенно нелогично уходит от яркой и привлекательной Анфисы к простодушной Тосе. Съемочная группа всерьез забеспокоилась, что зритель в итоге отдаст предпочтение сексуальному и харизматичному персонажу Дружининой и останется недоволен выбором главного героя в пользу героини Румянцевой. Поэтому художественным руководителем проекта совместно с режиссером было принято решение вырезать из картины большую часть кадров, где героиня представала во всей красе.
Как позже признавалась сама Дружинина, ей до сих пор больно вспоминать об этом решении руководства, и она каждый раз пересматривает фильм со слезами на глазах. Однако ей еще повезло по сравнению с другой актрисой – Тамарой Носовой, которую из фильма убрали полностью. Причем, как вспоминали другие актеры, Носова играла чуть ли не лучше всех остальных, а сцены с ее участием были самыми смешными. Тем не менее, режиссер распорядился вырезать все эпизоды с ее участием из-за возникшей между ними личной неприязни.
Существует и другая версия, согласно которой в полном исчезновении Носовой из фильма виновата Надежда Румянцева, якобы решившая избавиться от талантливой конкурентки. В любом случае, пленки с этими вырезанными сценами не сохранились до наших дней. Поэтому, к сожалению, мы никогда не узнаем, насколько лучше могла бы быть картина в итоге.
Что вы думаете о закулисных интригах и сложностях съемочного процесса? Поделитесь мнением в комментариях.
Несмотря на все сложности и перипетии, «Девчата» остаются одним из самых любимых и душевных фильмов отечественного кинематографа. Его история — это не только рассказ о создании киношедевра, но и отражение эпохи, человеческих страстей и компромиссов, без которых не обходится ни одно великое произведение искусства.

Сегодня фильм продолжает дарить радость новым поколениям зрителей, а его тайны лишь добавляют ему особого очарования, напоминая о том, как непросто рождались на свет любимые миллионами картины.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
