Накануне великого праздника «Телесемь» вспомнила, как создавалась киноэпопея о подвиге советского народа
Режиссер фильма Юрий Озеров долго вынашивал идею фильма. А родилась она еще во время штурма Кенигсберга, в котором Озеров участвовал.
Консультантом в картину Озеров пригласил маршала Георгия Жукова. Тот согласился и даже передал режиссеру рукопись еще не изданных мемуаров, чтобы их можно было использовать при работе над сценарием. «Когда был готов сценарий, Георгий Константинович поинтересовался, кто будет играть его, – вспоминал Михаил Ульянов, исполнитель роли Жукова. – «Артист Ульянов», – ответили полководцу. «А-а-а, Ульянов, знаю-знаю. Я не против», – согласился Жуков. Он ведь был большим театралом и действительно знал меня. А вот познакомиться нам так и не довелось. Когда начинали снимать «Освобождение», Жуков был очень болен. Потом из-за потока дел я откладывал встречу с ним, да и, честно говоря, боялся его беспокоить. Только цветы к гробу Георгия Константиновича я успел положить».
На экран ведут курьеры
Сталина сыграл грузинский актер Бухути Закариадзе. В первоначальном сценарии советского вождя не было. В то время эта фигура, по инициативе Брежнева, начинала реабилитироваться в глазах народа, и, уловив эту тенденцию, Озеров, на свой страх и риск, снимал эпизоды со Сталиным в сверхурочное время – по ночам. Вспоминают: когда однажды Закаридзе в гриме Сталина зашел в комнату, где сидели генералы, консультировавшие фильм, они от неожиданности дружно повскакивали со стульев.
На роль маршала Конева сначала утвердили актера Юрия Легкова – за внешнее сходство. Легков стал донимать Конева расспросами о том, какой у него был распорядок дня, как он во время войны питался и т.д. В конце концов маршалу это надоело, он позвонил на «Мосфильм» и сказал: «Уберите от меня этого идиота! Он звонит мне за полночь, чтобы спросить, какая нога у меня была впереди во время Курской битвы!» В результате на роль Конева взяли Василия Шукшина.
В «Освобождении» впервые на киноэкране появился бывший генерал-лейтенант Андрей Власов, которого сыграл Юрий Померанцев. В «Освобождении» показ предателя Власова разрешили с условием, что его имя упоминаться не будет: кто надо – и так поймет. Этот персонаж проходил под кличкой Генерал.
Николай Олялин, сыгравший командира роты Цветаева, мог бы не попасть в фильм, если бы не сердобольная девушка-курьер из театра, где он работал. Дело в том, что актеру присылали в театр много приглашений на съемки, но начальство их скрывало. Курьер же, узнавшая, что Олялину пришло письмо от Озерова, не положила его на стол директору театра, а отдала актеру. Олялин в театре сказал, что едет в санаторий, взял больничный, а сам отправился на пробы. Актер рассказывает, что после премьеры «Освобождения» к нему подошел ветеран и, взяв его за руку, сказал: «Милый, родной мой, ведь я там, на Курской, вместе с тобой был!»
Какое метро затопили?
Озеров хотел снимать «Освобождение» на подлинных местах сражений. Съемочная группа даже ездила под Курск выбирать натуру. Но разрешение на съемки не дали. Со времен войны в курской земле оставалось немало неразорвавшихся снарядов и мин, и было неизвестно, как этот «оружейный склад» отреагирует на пиротехнические эффекты. Съемочной группе выделили место под Киевом. Там снимали и Курскую дугу, и форсирование Днепра, и взятие Киева. А вот битва за Берлин снималась в германской столице. В то время была начата реконструкция одного из районов Восточного Берлина. Киношникам отдали несколько улиц, на которых разрешили ломать и взрывать дома.
Штурм Рейхстага снимали частями. В Берлине нашли полуразрушенный собор, фасад и парадная лестница которого оказались очень похожи на Рейхстаг. Бои внутри сняты в павильонах «Мосфильма», а перестрелка на верхних этажах – в берлинском Доме техники. Сцена затопления берлинского метро снимались в Москве. В одном из шлюзов Москвы-реки построили декорацию немецкой подземки, куда привезли из Германии настоящие вагоны. Уровень воды контролировал рабочий, который открывал и закрывал шлюз. После съемок этой сцены Озеров, простоявший ради хороших кадров несколько дней по пояс в холодной воде, долго страдал от радикулита.
Немецкую технику времен войны изготовили специально для кино на Львовском металлургическом заводе. Точно в срок из ворот завода вышли своим ходом десять «тигров» и пять самоходных установок «фердинанд».
Художником по костюмам киноэпопеи стала супруга режиссера Диляра Озерова. «Мы старались быть точными даже в мелочах, – вспоминает Диляра Керимовна. – Например, мундир Сталина заказали тому же мастеру, который шил генералиссимусу и в реальной жизни. Немецкое обмундирование приходилось изготавливать самим. Каски сделали пластмассовыми – железные были бы слишком тяжелыми для перевозки. Кроме того, мы штамповали немецкие ордена».
В 2002 году фильм был отреставрирован. На работу ушел год. При этом звук был переведен в стереофоническую систему DOLBY. Из фильма были вырезаны некоторые кадры: по техническим соображениям они не подлежали восстановлению. А вот добавлять новые сцены не стали, посчитали, что режиссер сделал фильм таким, каким хочет его видеть.
«ОСВОБОЖДЕНИЕ» Первый канал будни, вечер
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
ДЗЕН Телеграм