Вокалист группы “Король и Шут” Михаил Горшенев впервые откровенно рассказал об уходе из группы Андрея Князева
К тому же коллектив только что выпустил на диске первую часть аудиоверсии мюзикла “TODD” “Праздник Крови”. А 25 декабря “Король и Шут” сыграет большой новогодний концерт в столичном клубе Arena Moscow. Обо всем этом Михаил Горшенев подробно поведал в эксклюзивном интервью корреспонденту КМ.RU
KM.RU: На днях появилось официальное заявление Андрея Князева об уходе из “Короля и Шута”. Оно стало для тебя неожиданностью?
– К этому шло уже давно. Мы уже полгода ездим на гастроли без Андрея. На днях у “Короля и Шута” был большой концерт в Питере, и заявление Князя было сделано в аккурат перед ним. Не уверен, что это случайно. Но у нас все равно был аншлаг. Уверен, что же самое будет и в Москве. В этой ситуации мне жалко детей, вот в чем дело!
KM.RU: Каких детей?
– Поклонников наших. Те, кто повзрослее, воспринимают всю эту ситуацию спокойнее. А детишки, конечно, реагируют острее. Если говорить об Андрее Князеве, то ему не было близко коллективное творчество внутри группы. Может быть, по молодости я сразу не заметил этого качества. Ведь у нас в “Короле и Шуте” принято все решать коллегиально. У Андрея было несколько более авторитарное мышление.
KM.RU: С чего все-таки начались ваши разногласия с Андреем Князевым?
– Понимаете, это идет уже давно. В самом начале вокалистом был я один, а потом появился Андрей и в итоге, видимо, основные функции фронтмена он захотел взять на себя. Такую его позицию я распознал еще лет 10 назад. Но у нас не принято кого-то выгонять из группы, она – это единый организм. И когда я читаю в Интернете, что “Король и Шут” – это прежде всего Горшок и Князь, мне становится больно. Да, мы с ним что-то разрабатывали вместе, но основную же работу над аранжировками проделывает вся группа! Есть, конечно, такие коллективы, в которых львиную долю работы над песней делают специально приглашенные аранжировщики. У нас такого нет, все делается совместно. Коллективное творчество подразумевает голосование всех членов группы. Как вы думаете, человек, который всегда был единоличен, может долго выдержать в таком коллективе? Тем более что и голосования не всегда проходили в его пользу. С одной стороны, так продолжаться долго не могло. С другой — больно было смотреть на это дело. Но, повторюсь, из группы выгонять мы никого не имеем права. После заявления Князя об уходе у меня чуть не поехала “башня”, это серьезно. В свое время я просто привел этого человека в группу, которую я, собственно говоря, и создал. А он объявляет себя основателем! Не знаю, что его так смутило и что могло произойти. Нездоровая тема просто…
KM.RU: Если говорить об официально изданных альбомах “Короля и Шута”, то создавалось впечатление, что во главе коллектива все-таки стоит тандем Горшок-Князь. Ты же сейчас освещаешь ситуацию по-другому. Проясни.
– Андрей никогда не был лидером, вы что! На самом деле он никогда не бежит вперед. Сначала он посмотрит, все по минному полю пройдут, взорвутся, а потом уже пойдет он. Это очень осторожный человек. Если бы он был лидером, его бы все и слушали. Андрей талантливый человек, это да. Но харизмы и чувства лидерства ему явно не хватало. Было и такое, что группа не хотела делать его песню, но я шел против всех правил и настаивал на том, чтобы ее все-таки записывали.
KM.RU: Как твои впечатления от его группы “КняZz”?
– А вот вы теперь сами и подумайте! Эти песни должна была играть группа “Король и Шут”, мы отказались их делать. Представьте себе: “Король и Шут” и “Алло, гараж” – ну, что это такое…Вот смотрите, как у нас обычно проходит репетиционный процесс. Допустим, я приношу песню, остальные определяют, нравится или не нравится. Приносит песню Князь, ему советуют что-то переделать. Начинаются обиды. В итоге еще я же оказываюсь виноватым, что не поддержал его в какой-то теме. Иногда действительно я видел, что ребятам не нравились какие-то его наработки, и все равно предлагал их дальше разбирать. Главной функцией Андрея в группе было написание текстов. И он очень бесился, когда ему их приходилось переписывать. А я, например, нередко переделывал музыку по 10 раз. Это обычное дело в нашей работе. Для Князя же, как он недавно где-то высказался, “Король и Шут”, оказывается, был рутиной, а его коллектив – более сплоченный. Ну, что же — я и вся наша группа желаем ему удачи!
KM.RU: Андрей Князев утверждает, что ему в “Короле и Шуте” не хотелось заниматься мюзиклом “TODD”, а ты настаивал, и поэтому он ушел.
– Я на многом настаивал. Именно благодаря этому в “Короле и Шуте” так много сделано в итоге. Но дело не в этом, а опять же в коллективе. Что значит “я настаивал?”. На том же самом настаивала и вся группа, значит. Тут он опять скатывается на принцип “разделяй и властвуй”. Что касается мюзикла: я подсказал тему, все обалдели, все загорелись. Меня раздражает, когда нас до сих пор называют “сказочниками”. Все это мы уже сделали в 90-е. Зачем надо переливать из пустого в порожнее, а не затеять что-нибудь новое? Сидеть и штамповать одно и то же – это не по нам. Все участники группы хотят делать что-то новое. А тут нам: творят Горшок и Князь. Да что за бред?! Все творят. Бывают случаи, когда есть лидер группы, а все остальные участники – сессионные музыканты. Нам такие не нужны, потому что у нас каждый равен друг другу и вносит свой вклад в каждую песню. Те же Саша Ренегат и Яша Цвиркунов много интересного вложили в мои песни, я ребят за это очень ценю. Я надеялся, что Андрей это так же ценит…
“Король и Шут”
KM.RU: А как ты воспринял уход с Князем скрипача Дмитрия “Каспера” Ришко?
– Спокойно. Каспер всегда был человеком Князя, он появился в группе с его подачи после записи сольника “Любовь Негодяя”. Не могу сказать что это было вызвано крайней музыкальной необходимостью. Скрипка у нас в группе появилась с “Акустического альбома”. Сначала на ней играла Маша Нефедова, а когда она уехала в США, то пришлось взять Дмитрия вместо нее. Но у нас ведь группа-то гитарная, так что он, по большому счету, был сессионным музыкантом. Ему четко говорилось, что делать и какие партии как играть. Звучание “Короля и Шута” надо оценивать по первым альбомам. Что касается “Акустического альбома”, то на том этапе я временно пропал, и поэтому аранжировки делались без меня. Я бы сделал это по-другому. Но, опять же, инициатива исходила ото всех ребят, а не только от Андрея. У него были лишь наброски, а ребята уже доводили их до ума. Мне же, когда я пришел и увидел, что сделано, пришлось лишь развести руками. Альбом записывал звукорежиссер “Текиладжаззз” Андрей Алякринский, который меня помнил по временам зверского панка клуба “Там-Там”. Вот это был, на самом деле, ржач: я пою кобзоновским голосом! Альбом должен был называться “Любовь Негодяя”, но я, чтобы как-то его обособить из всей нашей дискографии, настоял на заглавии “Акустический альбом”. Да, он привлек к нам определенную часть новых поклонников, и после этого скрипка стала звучать везде. Не скажу, что мне это очень нравилось. Где-то мы ее просто хитро имитировали с помощью других инструментов, а люди продолжали ее упорно “слышать” среди тяжелых гитар и обсуждать как специалисты (смеется). В определенный момент я начал замечать, что группа просто куда-то скатывается. Мне казалось, что у нас просто детство заиграло в одном месте. Вот сделали мы в театре unplugged. Но нам же уже по 40 лет, е-мое! Что мы творим, что мы делаем? Я не хочу делать то, что уже давно сделано. Надо продолжать, а не стоять на месте. А мы не продолжали, а катились вниз. Это понимала вся группа, кроме одного человека. Я не хочу воспитывать дебилов, по поводу чего у нас Андрей обычно говорил: “А какая разница? Они всегда были такими, такими и останутся”. Нет уж, спасибо, я не хочу быть в такой компании! Компания у нас одна. И пусть он говорит, что я всех зомбировал. А что касается ухода Каспера – он объявил об этом в интернете. Мне даже не позвонил. Думаю это о многом говорит.
KM.RU: На каких договоренностях вы расстались с Андреем, когда он летом взял паузу в группе, но официально о своем уходе еще не объявлял?
– Мы понимали, что он, скорее всего, уйдет. Это был вопрос времени.
KM.RU: Если Андрей Князев вдруг передумает и захочет вернуться в “Король и Шут”, как ты среагируешь?
– Ну, как я могу среагировать? Вот, захочет вернуться наш бывший басист Александр Балунов, что с этом делать?…Могу сказать, что на репетиции в последние 10 лет Князь не приходил. Сейчас мы счастливы, что, наконец, можем довести до ума все вокальные партии, чего с Андреем нам давно уже не удавалось. Сейчас ему важнее свои интересы.
KM.RU: Тем не менее, гитарист Александр “Ренегат” Леонтьев к вам в группу вернулся. Расскажи, как сейчас идет взаимодействие с ним?
– Мы очень обрадовались! Можно послушать нас сейчас на концерте – и все сразу станет ясно. Это отличный голосина, человек, который может петь! Для меня это просто прекрасно.
KM.RU: Давай поговорим о мюзикле “TODD”. Первая часть “Праздник крови” мне очень понравилась – получилось в лучших традициях советских аудиосказок.
– Вторая будет еще круче (смеется). Наши поклонники уже называют себя “тодесами”. Спектакль мы будем ставить в Москве, он не передвижной. Премьера намечена на весну, потом он должен идти на протяжении двух лет по три раза в месяц. Тексты писали настоящие поэты и писатели с высшим образованием. Если сравнивать со мной, то я, например, один текст пишу где-то неделю. Князь может написать два текста в день. Эти же люди одновременно работают над либретто к нескольким спектаклям! Это мастера, заслуженные драматурги, у которых есть звания и награды.
KM.RU: Тем более, очень интересно услышать, как у вас с ними строилась работа.
– Поймите, когда мы с Андреем были совсем молодыми, у нас все ладилось, потому что любые идеи подлежали обсуждению и корректировке. В ранних альбомах все тексты продумывались обоюдно, поэтому они были самыми лучшими. Но время шло, авторитет Андрея поднимался, и его трудно было заставить что-то переделать. Могу сказать, что когда мы стали старше, сделали много хороших песен, но много и г…на, за которое мне просто стыдно. Текст был просто не вписан в музыку. С авторами мюзикла “TODD” таких проблем не возникало.
KM.RU: Какой вклад в пластинку внес гитарист Глеба Самойлова Валерий Аркадин?
– Такой же, как и все остальные ребята. Например, как аранжировщик. Большой вклад внес также в этом плане и наш клавишник Паша Сажинов. Саша Ренегат пришел уже позже, но, возможно, он будет участвовать в наших постановках как артист. Скорее всего, он что-то споет и на концертах. Дело в том, что не все наши поклонники смогут приехать в Москву, чтобы посмотреть спектакль. Ко тому же в театре наверняка будет фейсконтроль… Поэтому мы сейчас думаем над тем, как подать этот материал в упрощенном виде на гастролях. Здесь как раз Сашу Ренегата ждет много работы – ему придется и на гитаре играть, и за многих роли исполнять. Думаю, с ним-то мы и вернем себе старое звание королей панка (смеется).
KM.RU: Какие песни из “Праздника крови” “Король и Шут” готовит для московского концерта 25 декабря?
– Сыграем для пробы две песенки – “Каторжник” и “Счастье”. Мы уже показали их в Питере – слушай, неплохо получилось! Ренегат как раз на них выступил в роли вокалиста. В планах у нас уже другие альбомы “Короля и Шута”. Не сказать, чтобы совсем уж политические, но более напористые.
KM.RU: А кто будет писать тексты?
– Мы с Ренегатом. К тому же желающих очень много. Тексты “Короля и Шута” – настолько народные, что кандидатов хоть отбавляй. Если эти тексты подкорректировать, то могут получиться неплохие песни. Пишут просто фанаты. Русский рок – это же тексты, е-мое! Вот с музыкой – проблемы.
По материалам:www.km.ru
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
ДЗЕН Телеграм