3 апреля в Малом театре состоялась премьера «Мёртвых душ» по бессмертной поэме Гоголя, роли в которой исполнили блистательные актёры. К примеру, помещицу Коробочку сыграла 72-летняя народная артистка и прима труппы ― Ирина Муравьёва. Преданные поклонники кинозвезды давно знают, что она отдаёт предпочтение классическому репертуару родного театра, а вот свои роли в кино не очень любит.
Спустя много лет стало известно, что картина Татьяны Лиозновой «Карнавал», в которой Ирина Вадимовна сыграла роль покоряющей столицу провинциалки, она просто терпеть не может. Однако причина совсем не в том, что актрису раздражали хвостики и веснушки героини. На это были более серьёзные причины, связанные с личной трагедией.
«Насколько я знаю, на съёмках «Карнавала» с Ириной произошло несчастье»,
― рассказал представителям прессы кинокритик Вячеслав Шмыров.
Ни о каком неудачном романе с партнёром по фильму Александром Абдуловым и речи быть не может, уверен собеседник. На момент съёмок Ирина уже была женой режиссёра Леонида Эйдлина и говорили, что даже ждала от него ребёнка.
Об этом рассказала партнёрша Муравьёвой по картине Екатерина Жемчужная, которая сыграла роль цыганки Кармы:
«Ирина – очень светлый человек. Труженица. Она просила, чтобы я ей погадала по руке, но я отказала. Не люблю гадать вообще, а особенно, когда предчувствую беду. Во время катания на коньках Ира получила травму, в результате чего потеряла будущего ребёнка. Конечно, она очень переживала. Я ей сказала: «Не переживай! В твоей жизни будет много радости и много счастья».
Предсказания цыганки сбылись. Муравьёва действительно стала всенародной любимицей, обладательницей множества премий и наград. Актриса жила обеспеченной жизнью, достойно воспитала двоих сыновей. Однако жизнь её при этом была не такой счастливой, как могло казаться со стороны. Оказалось, что ныне покойный супруг Ирины Вадимовны был настоящим тираном. Он пытался подавлять актрису как личность. Об этом рассказал друг семьи ― поэт-песенник Юрий Энтин:
«Ирочка как огня боялась мужа. Режиссёр Эйдлин ― умнейший человек. Он предостерегал её от публичных откровений, считая это проявлением глупости. Лёня ей постоянно твердил: «Ирочка, красивую женщину красит молчание, а не болтовня». А иногда просто говорил: «Все актеры ― недалёкие люди, а когда открывают рот, так спасайте, кто может». А Ирочка – очень общительная и весёлая. Хулиганка. По молодости она часто меня разыгрывала по телефону. Мне всегда казалось, что из неё получился бы хороший режиссёр. Представляю реакцию Лёни, если бы Ира задумала заняться режиссурой!»
Энтин поведал об ещё одной причине, из-за которой Ирина Вадимовна в последнее время избегает общения с журналистами и крайне редко появляется на экране перед зрителями:
«Ирина была очень красивой, высокой, с огромными голубыми глазами, грациозной, пластичной. Редкой красоты женщина. С возрастом она пополнела и утратила былую лёгкость в движениях. Ира очень требовательна к себе и говорит: «Не буду я в таком виде сниматься в кино, пусть люди запомнят меня хорошенькой».
Кинокритик Шмыров уверен, что Леонид Эйдлин просто с завистью относился к успеху жены и намеренно старался держать её в тени:
«Леонид снял один серьёзный фильм «Эта женщина в окне» с Ириной Муравьёвой и несколько сериалов. Тогда как его жена ‒ большая актриса. Её обожала Татьяна Лиознова, хотя она была очень строга к другим актёрам».
Вадим Андреев, который был учеником Лиозновой и снимался в её картинах, рассказал, что режиссёр всегда ставила ему в пример именно Муравьёву:
«На съёмках «Карнавала», где я сыграл одну из худших своих ролей, Лиознова говорила: «Вадим, тебя испортили. Ты стал ужасным, снимаешься в идиотских ролях, халтуришь. Если бы ты сейчас был в институте, выгнала бы тебя, не задумываясь. Позоришь меня и Льва Александровича (Кулиджанова. ‒ А. Г.)». И продолжала: «Посмотри, как работает Ирина Муравьёва и как ты?» Буквально за шею тащила меня к монитору и показывала: «Видишь, сколько в Ире жизни, юмора, лёгкости, правды. А ты ‒ беспомощный, бездарный, тяжёлый, скучный».
Сама Ирина Муравьёва признавалась, что всегда знала о хорошем отношении к ней Татьяны Лиозновой:
«Да, я знала, что Татьяна Михайловна любит меня как актрису. Считала, что Вячеслав Тихонов ‒ идеал мужчины-актёра, а я ‒ идеал актрисы.
В откровенном разговоре с представителями прессы Ирина Муравьёва всегда повторяла, что главная роль в её жизни ‒ мама. Несмотря на талант и любовь зрителей, карьера актрисы всегда оставалась для неё на втором плане.
«Я счастлива от того, что мои дети не росли за кулисами. Из-за денег мы не могли позволить себе нанимать им нянек, поэтому сидели с ними дома с мужем по очереди. Порой отказывались от каких-то предложений в кино, если нужно было уезжать из города. Для своих сыновей я, прежде всего, мама, а не актриса. Прихожу домой, и мне никто не аплодирует, все ждут, когда накормлю ужином. Я не заставляла детей ходить на мои театральные премьеры, не говорила им: «Сегодня у вашей мамы спектакль. Идём и мучаемся»,
― рассказывает звезда советского кино.
А вам нравится творчество Ирины Муравьёвой? Пишите в комментариях.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
ДЗЕН Телеграм
Ирина Муравьева очень нравится мне и не только мне как актриса – необычайный талант и бескомплексность с юмором. она естественная