Заметных для меня музыкальных событий за год набралось немало, – рассуждает Артемий Троицкий в “Итогах”. – Это выход в свет альбомов Дельфина, Земфиры и “Ленинграда”.
Шнуров и его состав заявили о себе как никогда мощно. Земфира, возможно, вообще записала свой лучший альбом. Но на первое место я бы поставил новый диск Дельфина – нам еще предстоит оценить его работу до конца. Послушайте эту вещь, если еще не слышали. Объективно нельзя не упомянуть реюнион группы Led Zeppelin, музыканты которой собрались ровно на один концерт и отыграли просто колоссально. Правда, я скептически отношусь к разным ностальгическим ветеранским объединениям и сходкам.
Вот на этом месте я позволю себе уйти немного в сторону. Потому что все-таки главное в минувшем году – в этом я абсолютно убежден – произошло в сфере музыкальной индустрии.
Случилась, без всяких скидок, революция, которую пока не все заметили. Но это только пока. Ведь именно сейчас происходит кардинальное перерождение музыкальной индустрии, вызванное переходом музыки с аудионосителей в Интернет. По значимости это такое же событие, каким было изобретение виниловых пластинок и аудиокассет.
Привычные носители музыкальной информации – компакт-диски – все менее актуальны, их жизненный цикл завершается. Чем это грозит нам, простым слушателям? Ничем особенным. Скачивать музыку из Сети быстрее, удобнее и дешевле, чем покупать в магазине. Разумеется, скачивание из Сети тоже будет стоить денег – но неизмеримо меньших. Принцип тут простой: плати деньги за время пользования музыкальными ресурсами и скачивай, что и сколько хочешь. Это как плата за электричество. Причем наши “любимые мелодии” и “песни о главном” все равно будут выходить небольшими тиражами на тех же CD. Для таких консерваторов, как я, предусмотрены виниловые пластиночки. Все это подешевеет – ведь раньше цены взвинчивали всевозможные посредники, сопровождавшие путь любого хита от музыканта до слушателя.
Что касается артистов… Сейчас их доходы несколько упали, но временно. Это продлится ровно до тех пор, пока не будут найдены механизмы эффективного контроля за выкачиванием музыки из Сети. Зато падение тиражей CD подстегнуло концертную деятельность, так что активно выступающие группы уже в выигрыше.
Выиграл слушатель, выигрывает и музыкант. Кто проиграл? Как ни странно, проиграл бизнес – крупные компании, спекулировавшие на издержках процесса и наматывавшие бешеные проценты. Многолетний период обмана публики закончился, для крупных рекорд-компаний и музыкальных агентств настает форменный каюк. Они десятилетиями дурили публику и артистов, твердя о своей необходимости, пропагандируя раздутые студии и паразитируя на чужом творчестве. Теперь они исчезнут либо будут поглощены мультимедийными IT-корпорациями – новыми хозяевами на рынке, уже берущими контроль за распространением музыки.
Вместе с прежним музыкальным рынком рухнул и его главный миф – о том, что для создания хорошей музыки требуются крупные финансовые вложения, закладываемые в стоимость компакт-диска. Всего этого, как выяснилось, вовсе не требуется. Процесс был сильно переоценен. Хорошую музыку на должном уровне сегодня легко делать без особых усилий на доступной аппаратуре. Навороченные студии отныне понадобятся лишь для записи симфонических оркестров. Новая ситуация гораздо больше благоприятствует тем музыкантам, для которых быть услышанными важнее, чем быть купленными.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
ДЗЕН Телеграм