С АЛЕКСАНДРОМ ЗБРУЕВЫМ: одной судьбой не стали |
---|
У этой красивой, талантливой актрисы – очень непростая судьба. Долгие годы звезда «Ленкома» Елена ШАНИНА любила человека, который отвечал ей взаимностью. Она родила от него дочь, они вместе играют на сцене, но Александр ЗБРУЕВ так и не решился оставить первую семью – жену Людмилу САВЕЛЬЕВУ и дочь Наталью.
– Если любишь мужчину и желаешь ему счастья – отпусти его, – считает Елена.
О любви, женской доле, многолетней работе в театре и состоялся наш разговор.
Инесса ЛАНСКАЯ
– Елена, вы долгое время были любимицей Марка Захарова, и вдруг в вашей карьере наступило затишье. Что случилось?
– Да, я долго была молодой героиней, с 21 года играла в театре 12 главных ролей, а когда к 40 годам родила ребенка, должна была перейти в другой статус. Но драматургического материала для женщин этого возраста крайне мало. Марк Анатольевич признался, что хорошо ко мне относится, но понятия не имеет, что со мной делать в этот переходный период. Сказал, поддержит любую мою идею. Так возник спектакль «Две женщины» в постановке Владимира Мирзоева, он шел на нашей сцене десять лет.
– Есть ощущение, что Марк Анатольевич, ставя новый спектакль, вначале думает об актрисе Александре Захаровой…
– У Саши Захаровой такая судьба, ее отец – знаменитый режиссер. Но чужая территория меня нисколько не волнует. К счастью, я совсем независтливый человек.
У Караченцова был дублер
– Ваша звездная роль – Кончита в «Юноне и Авось». Обидно было, когда на эту роль стали вводить других актрис?
– Это произошло перед гастролями в США, почти 18 лет назад. Пошли разговоры, что я уже старая – 38 лет, нельзя везти в Нью-Йорк такую Кончиту. Тогда вся Москва пробовалась на эту роль. Продюсеры сказали, что второй состав на этот спектакль должен быть обязательно. У Коли Караченцова тоже была замена – Юрий Наумкин.
С ДОЧЕРЬЮ ТАТЬЯНОЙ: радость на всю жизнь |
---|
Он, кстати, так и остался в Америке. А у меня вторым составом была замечательная Алена Хмельницкая.
– Никогда не думали уйти из «Ленкома»?
– Я к себе отношусь достаточно самокритично. Такими артистками, как я, полны все театры – взрослые женщины, которые когда-то были на первых ролях. И зачем мне уходить из театра, в который за 34 года я столько вложила?! У меня замечательные отношения с коллегами, все, что я имею, мне дал театр. Вначале общежитие, потом комнату, когда я вышла замуж за Мишу Поляка, нам дали квартиру. После развода ее разменяли, я перебралась в центр, опять же спасибо театру. А когда родила дочь, получила двухкомнатную квартиру. Конечно, часть денег за нее я внесла сама, тогда уже начинались коммерческие отношения, но все равно это были не такие астрономические суммы. Театр дал мне звание народной артистки России, я всем обязана «Ленкому».
– А с актером Михаилом Поляком почему расстались?
– Мы были большими друзьями, и, если бы Миша не начал пить, прожили бы вместе долгие годы. Он был интеллигентным, тонким, умным. Но именно для таких людей 70-е годы были ужасными: они либо уходили в диссидентство, либо спивались. Я пыталась Мише помочь. Но все бесполезно, если сам человек этого не хочет. Миша не хотел. Я думаю, пьянство – это болезнь души. К сожалению, Миши уже нет в живых.
– Вы достаточно мало снимались в кино. Почему так получилось?
– Не сложилось с молодости. Еще учась в питерском ЛГИТМиКе, я пробовалась в фильм «Романс о влюбленных», практически была утверждена на главную роль. Тогда студентам не разрешали сниматься, и Андрей Сергеевич Кончаловский писал письма в институт с просьбой отпустить меня на съемки. Но тут на горизонте возникла Елена Коренева, которая увлекла Кончаловского не только как актриса, но и как женщина.
– Когда вы познакомились с Александром Збруевым?
– Как раз в это время, когда я не попала в картину Кончаловского, в Питер приехал Саша Збруев с молодым режиссером Марком Захаровым. Он отбирал актеров для своего театра, посмотрел наш дипломный спектакль «Бесприданница» и пригласил меня в труппу. Это было в 1974 году.
С НИКОЛАЕМ КАРАЧЕНЦОВЫМ: в спектакле «Юнона и Авось» |
---|
Приходящий папа – это плюс
– После рождения дочери вы больше не играли Кончиту?
– Нет, я слетела как-то сразу со всех ролей. И все равно была счастлива, что успела родить ребенка. Поймала судьбу в последний момент, и эту радость ничто не могло омрачить.
– Не страшно было рожать без мужской поддержки?
– Я где-то читала, что, если после сорока лет твой дом не наполняется детскими голосами, он наполнится кошмарами. Для меня было трагедией, что я не имею детей.
– Когда родилась Танечка, ее отец Александр Збруев вам помогал?
– Даже очень, нянчил ее, и поспать мне давал, пока она была совсем малюткой. А то, что папа у нас – приходящий, я считаю плюсом. Всегда хотела, чтобы это был абсолютно мой ребенок, чтобы только я его воспитывала.
– Наверняка девочка спрашивала, почему папа не живет с вами…
– Я всегда была с ней предельно искренней, ничего не придумывала, не врала. Таня в этой жизни понимает больше, чем я, она удивительно мудрый человек. Благодаря тому, что ей никогда не морочили голову, она любит и папу, и меня, она выросла в любви.
1980 ГОД: кадр из фильма «По данным уголовного розыска» |
---|
– Вы со Збруевым работаете в одном театре. От того, что вы друг для друга больше, чем просто коллеги, играть на сцене легче или тяжелее?
– Когда между людьми «что-то» было и это уже в прошлом, играть вместе тяжелее.
– Никогда не пытались распутать ваш «любовный треугольник», бороться за дорогого человека?
– Если в молодости не распуталось, значит, это было невозможно. Да и как можно бороться за любовь? Предъявлять претензии? Ты должен меня любить! Нужно так относиться к любимому, чтобы ему было с тобой хорошо. Если действительно любишь, а он с тобой несчастлив – отпусти его. Ты встречаешь человека, со временем понимаешь, что без него не сможешь жить, но есть границы, через которые невозможно перешагнуть, как бы ни любил. Я никогда не была собственницей, уважаю независимость – и свою, и другого человека. Для меня важнее – любить самой. В моей жизни были варианты, когда мужчины пытались взять меня и мою судьбу в свои руки, и мне сразу становилось скучно. Я воспитана на русской литературе – «всегда страдать».
Стареть надо достойно
– В театре все знали о ваших отношениях. Была ли агрессия со стороны коллег?
– Когда живешь честно, открыто, то агрессия быстро сходит на нет. Каждый трактует ситуацию по-своему, и попытки к кому-то достучаться – бессмысленны. По молодости начинаешь суетиться, что-то объяснять. А потом понимаешь, лучше просто закрыть рот, а уж кто что подумает и скажет – их дело.
– А если бы, тьфу-тьфу, подобная жизненная ситуация сложилась у Танечки, что бы вы ей посоветовали?
– Я бы сказала: категорически рвать.
– Дочь никогда не упрекала вас?
– По этому поводу хорошо сказала Марлен Дитрих: «Что бы мы ни сделали для наших детей, они все равно будут нас упрекать». Я корила своих родителей за то, что они не развелись. У них были тяжелые отношения, и мы с братом думали, что было бы хорошо каждому из них встретить новую пару и они были бы счастливы. Детям угодить невозможно.
1976 ГОД: с Владимиром Конкиным в фильме «Аты-баты, шли солдаты» |
---|
– Вы можете вновь представить себя безумно влюбленной?
– С определенного возраста нужно жить другими интересами. Мы проходим этапы девочки, девушки, переходим от средних лет к бабушке – это естественный процесс. Мне жаль тех женщин, которые думают по-другому, начинают делать глупости, молодиться, дурить, находят себе мальчиков, которые годятся им в сыновья. Если бы моя жизнь сложилась по-другому, я бы хотела, чтобы в ней был один-единственный мужчина.
– Совсем скоро дочка вырастет, не боитесь одиночества?
– Нет, так хорошо быть одной. У замужней женщины много обязательств, все сводится к тому, что она обслуживает всю семью. А когда ты одна – жизнь становится свободнее: встречаешься с друзьями, ходишь в театр, можешь поехать отдыхать. Конечно, все мы ждем принца на белом коне или на «мерседесе», но я реально смотрю на вещи. Мне нужен равный партнер. Благодаря профессии я не обделена обожанием, мне этого хватает. Не хочу, чтобы человек, находящийся рядом, видел, как я старею, как появляются лишние морщины.
– Эти проблемы можно решить с помощью пластического хирурга…
– Стареть надо достойно. Я никого не осуждаю, но я бы в такой ситуации над собой посмеялась. При любой подтяжке видно, что это – пожилая женщина. Нельзя переделать глаза, душу. Нужно стараться выглядеть хорошо, но не молодиться.
– Как вы относитесь к модной сейчас в театре обнаженке? Например, Лев Додин в своих спектаклях часто раздевает актеров.
– Не понимаю, зачем раздевать актрису догола. Это должно быть так убедительно и необходимо. Я в свое время отказалась раздеваться в «Юноне и Авось», считая, что в романтическом спектакле не нужны реалистические подробности. Конечно, Марк Анатольевич обиделся.
– Финансовый вопрос для вас важен?
– Конечно, тем более, сейчас такое время, что можно заработать. В театре у нас платят достойно. А в сериалы я не попадаю, не предлагают. Самой же проситься – в моем поколении это не было принято.
СПРАВКА
* Елена ШАНИНА родилась 24 декабря 1952 года в Казани.
* Окончила ЛГИТМиК.
* Народная артистка России.
* Фильмография: «12 стульев», «Аты-баты, шли солдаты», «Принцесса цирка», «Юнона и Авось», «Смерть в кино», «Пятый ангел» и др.
Ссылки по теме Александр Збруев:
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
ДЗЕН Телеграм