С любимой и единственной супругой Раисой Михайловной. Апрель 2009 года (Фото Ольги Елкиной) |
Бывшему директору «Таганки», проработавшему там 27 лет, приходится покупать билеты в родной театр.
Николай ДУПАК был директором Театра на Таганке с 1963 по 1990 год. По словам Николая Лукьяновича, именно с его подачи Юрий ЛЮБИМОВ стал худруком. После чего из театра были вынуждены уйти многие талантливые актеры, а позже и сам директор. В юбилейные дни он вспоминает о былом.
– Николай Лукьянович, вы ведь снялись почти в 60 фильмах, были ведущим актером Театра им. Станиславского. Какими судьбами оказались директором в «Таганке»?
– Меня пригласили в Московский театр драмы и комедии, как тогда называлась «Таганка», директором и актером. Главным режиссером там с 1945 года был Александр Плотников. Пришел я туда 2 сентября 1963-го. Сейчас Любимов всем врет, что это он один создал «Таганку», но пора и правду сказать.
С Юрием СОЛОМИНЫМ в фильме «Инспектор уголовного розыска» |
Юрий Петрович от предложения вначале отказался, район Таганки был тогда не престижный. Он ждал, что ученые отдадут ему театр во Дворце культуры в Дубне. Был такой разговор. Но в Дубне ничего у него не получилось, и он пришел к нам. Приглашали мы его вместе с Людмилой Целиковской, которая сыграла огромную роль и в жизни самого Любимова, и в жизни Театра на Таганке. Недавно мне позвонили: «Дайте интервью о Целиковской».
Николай ДУПАК и Юрий ЛЮБИМОВ поначалу дружили семьями. Но потом их пути разошлись. Фото конца 60-х |
Это большая несправедливость, что Любимова считают единственным создателем театра. Да, он талантлив и своеобразен. Но «Павших и живых» и «Антимиры» он ставил с Петром Фоменко, «Преступление и наказание» – с Юрием Погребничко, «Пугачева» – с Раевским. А теперь их имена вычеркнуты, и портретов их нет в театре, как и моего тоже.
Любимова, кроме его собственного таланта, сделали знаменитым такие гении, как Демидова, Высоцкий, Филатов, Смехов, Золотухин, Ронинсон, Хмельницкий.
«Он пришел на все готовое»
– Куда девался Плотников и как Любимов стал худруком?
– К сожалению, в театре начались интриги. Молодежь хотела, чтоб худруком стал Фоменко, другие поддерживали Плотникова, но он сам решил устраниться. Партийное руководство навязывало нам Евгения Суркова – теоретика театра, обладавшего связями.
ЛЮБИМОВ с Александром СОЛЖЕНИЦЫНЫМ |
Тогда я и придумал эмблему театра – красный квадратик с черными словами по периметру. И к официальному названию «Московский театр драмы и комедии» добавил «на Таганке». До этого нас путали с другими театрами или драмы, или комедии. Несколько лет чиновники игнорировали новое название в официальных документах и вычеркивали «на Таганке», но потом привыкли.
– Как появился в театре Высоцкий?
– В течение всего 1964 года у него не складывалась жизнь. В Театре им. Пушкина ему ничего толком не давали играть, в Театре миниатюр вообще странные вещи творились. За него просила наша актриса Таисия Додина, и я пригласил его на прослушивание. Он показал отрывок из горьковского рассказа «Челкаш». Любимов сейчас рассказывает, что он сразу взял Володю в труппу, но было наоборот. Любимов сказал: «Зачем нам еще один пьющий актер?» Но мне Высоцкий приглянулся скромностью и великолепным чувством ритма. Поэтому я решил оставить его на испытательный срок.
ДУПАК (слева) с Владимиром ВЫСОЦКИМ |
– А кто мог принимать или увольнять актеров?
– По идее, только директор. Но Любимов старался отвоевать это право. В театр тогда приходили многие актеры, желающие работать у нас. Ведь мы экспериментировали, придумывали новое. Когда Любимов поступил к нам обыкновенным педагогом, в театре были и крепкая труппа, и репертуар. Так что он пришел на все готовое. Петр Фоменко был одним из режиссеров, а ведущие актеры: Всеволод Соболев, Алексей Эйбоженко, Вениамин Смехов, Готлиб Ронинсон, Таисия Додина, Кларина Фролова…
Но вскоре артисты стали уходить, Любимов постепенно их выживал. Ушли Эйбоженко, Александр Калягин. С ним вообще гадко поступили. Он играл Галилея в очередь с Высоцким. И как-то в 1965-м перед очередным спектаклем попросил у меня шесть пропусков для друзей из киногруппы.
С Андреем ВОЗНЕСЕНСКИМ на могиле ВЫСОЦКОГО |
– Ставьте Высоцкого, я ему позвонил, он уже подъезжает.
– Нет, сегодня будет играть Калягин, – отвечаю я.
– А я сказал, Высоцкий!
– Калягин пригласил друзей, нехорошо получится!
– А мне плевать!
– Но мы можем потерять Калягина!
– Я сказал, плевать!
Тогда я ответил, что пусть сам и говорит Калягину об этом. Спустя полчаса Александр Александрович принес мне заявление об уходе. Я не смог его удержать.
Некрасиво вышло и с Солженицыным. Он перед высылкой из страны пришел к нам с супругой посмотреть «Дом на набережной» и поговорить с Любимовым. Ну, я и предложил ему оставить верхнюю одежду в кабинете Любимова. Начался спектакль, Юрий Петрович заходит ко мне:
– Чьи это вещи у меня, почему не спросили?
– Да это же Александр Исаевич… У него к вам разговор.
– Ничего не знаю, заберите вещи.
После этого он срочно покинул театр, чтобы только не встретиться с Солженицыным…
А когда Любимов вернулся из-за границы в 1989-м, он собрал всех и объявил, что будет строить жизнь театра по западному образцу. То есть заключит контракты с необходимыми ему актерами, остальные – свободны. Причем с некоторыми договор будет только на один спектакль. Вот тогда против него выступили и Леонид Филатов, и Инна Ульянова, и другие, кто так ждал его возвращения.
С другом Петром ГЛЕБОВЫМ на своем 75-летнем юбилее |
«Просил доверия у Брежнева»
– Почему вы уходили из «Таганки» и год директорствовали в Театре на Малой Бронной?
– 13 января 1977 года Высоцкий попросил отпустить его на три дня в Магадан. Ему срочно нужны были деньги на подарок Марине Влади, а в Магадане обещали заплатить около 10 тысяч рублей – безумные деньги. Я и разрешил ему уехать. Как назло, Юрий Любимов пришел на спектакль с Жаном Виларом – французским режиссером, который хотел посмотреть игру Высоцкого. И когда на сцену вышел Лебедев, Юрий Петрович стал обвинять меня, что я разбаловал актеров, повысил зарплаты, что помогаю получать квартиры и дачные участки, а актер, мол, должен быть голодным. Я ответил: «Юрий Петрович, честь имею». И ушел из театра.
В то время я снимался в трех фильмах и решил завязать с театральными делами. Но бывший директор Театра на Малой Бронной Михаил Зайцев звонит мне: «Коля, большая просьба – прими «Малую Бронную». И я с удовольствием проработал там год. Провел реконструкцию, построил зал специально для эфросовского «Дон Жуана». К нам стали приходить маститые артисты: Алексей Петренко, Олег Даль, Михаил Козаков.
Николай Лукьянович на Брянском фронте. 1942 год |
– И что было дальше?
– «На Таганке» стали происходить интересные события. Любимова не утвердили директором – назначили Илью Когана из ТЮЗа. Гастроли в Париже прошли отвратительно. Да еще Юрий Петрович в интервью назвал министра культуры Демичева «химиком» и говорил, что нет свободы в СССР. Коган не смог это все смягчить, как ранее делал я. И, когда вернулись из Парижа, встал вопрос о закрытии театра. Тогда Любимов в письме стал упрашивать Брежнева: «Окажите мне высокое доверие…» И еще просил, чтоб меня вернули в театр. Брежнев спустил Гришину (Первый секретарь Московского горкома партии. – В.С.) директиву: «Окажите доверие художнику, то есть Любимову, и верните Дупака».
Театр сохранили, но буквально на второй день прекратилась стройка нового здания. Я же затевал ее на свой страх и риск – она была внеплановая. Помогали и Главмосстрой, и МГУ, и 1-й часовой завод. Дивизия Дзержинского выделяла 20 солдат на стройку. Тогда приобрести стройматериалы было затруднительно, все не покупали, а «доставали». Высоцкий бесплатно выступал для разных организаций, он был нашей «козырной картой». А мы для всех «спонсоров» делали концерты, играли спектакли. Было сотрудничество, удивительная атмосфера уважения, дружбы. А еще – озорство, риск. Что-то нам запрещали, давали выговоры, следили за нами. Когда же строители пришли к Когану с требованием дать машину бетона, он только руками развел: «Я здесь при чем? Ничего пробивать не собираюсь».
И спустя полгода меня снова позвали «На Таганку». Любимов позвонил в мае и говорит: «Как ваше здоровье, как жена, как дочери поживают? Может, встретимся?» Я по доброте душевной согласился, и мы встретились на Фрунзенской набережной, напротив церкви Николы в Хамовниках. Он просил меня вернуться «На Таганку». Зачем я только согласился?
– Сейчас наблюдаете за творчеством Театра на Таганке?
– Мне приходится покупать билеты в кассе. Отдал столько лет жизни театру, а меня даже на порог не пускают.
Николай ДУПАК |
СПРАВКА
* Заслуженный артист России Николай ДУПАК – актер, режиссер, архитектор, ветеран Великой Отечественной войны родился 5 октября 1921 года.
* Снялся в 60 фильмах, в том числе «Сорок первый», «Железный поток», «Служили два товарища», «Бумбараш», «Вечный зов», «Ярослав Мудрый».
* С 1963 по 1990 год – директор Театра на Таганке.
* Награжден золотой медалью «Слава нации».
* Высоцкий пел про него: «Быть иль не быть?» – мы зря не помарали. Конечно – быть, но только начеку. Вы помните, конструкции упали? Но живы все, спасибо Дупаку…»
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
ДЗЕН Телеграм