По России продолжает свое триумфальное шествие фильм Мишеля Хазанавичуса “Артист”
Несмотря на то, что премьера картины состоялась у нас почти полтора месяца назад, зрительский интерес к ленте до сих пор не иссякает. Люди, давно забывшие о том, что такое сопереживание, неожиданно для себя плачут и смеются вслед за героями, аплодируют стоя после показов и горячо рекомендуют знакомым не полениться сходить в кинотеатр.
Кадр из фильма “Артист”
И критики тоже, как ни странно, проявили по отношению к “Артисту” феноменальное единодушие. Скажем, на авторитетном интернет-ресурсе Rotten Tomatoes общий рейтинг фильма, составленный на основе анализа 168 рецензий, имеет целых 97%! Ну и, наверное, излишне напоминать о том, что после череды кинопремий всех калибров картина Хазанавичуса снискала пять “Оскаров” из десяти предложенных номинаций.
Если тупо пересказывать сюжет, то кому-то он может показаться незамысловатым, но это впечатление обманчиво. В 1927-м звезда немого кино Джордж Валентин (Жан Дюжарден, получил по итогам “Артиста” “Оскара” за лучшую мужскую роль) купается в лучах славы и даже не помышляет о том, что спустя каких-то пару лет бессловесный кинематограф падет под натиском (о, ужас!) звука. Актер категорически не желает работать в новых реалиях и в пику новому тренду снимает очередной немой фильм, который, конечно, с треском проваливается.
Кадр из фильма “Артист”
Гордый Валентин затворяется у себя в доме и начинает пить, доходя до белой горячки. Ему чудится обиженная на него собственная тень и герои его провального шедевра, в образе злобных лилипутов ополчающихся на него с дрекольями. Неудивительно, что вконец обнищавший и психически истощенный аутсайдер предпринимает две неудачные попытки самоубийства, пока его не вытаскивает с того света влюбленная в него актриса Пеппи Миллер (Беренис Бежо, супруга режиссера)…
Жан Дюжарден – это бездна обаяния. Одной только пластикой и мимикой он добивается потрясающего эффекта. На протяжении всех ста минут кино зрители безоговорочно пребывают на стороне героя, через какие бы добровольные безумства он себя ни проводил. И даже как-то не приходит в голову хоть на миг усомниться в том, что немое кино – это действительно вершина эволюции.
“Артист” сопровожден субтитрами, но актеры играют настолько классно, что и эти маленькие подсказки, по большому счету, кажутся излишними. Режиссер подчеркивает этот эффект, “озвучивая” довольно предсказуемые диалоги и оставляя без комментариев какие-то более затейливые сцены. Все понятно и без слов!
Тема блаженной немоты мастерски подчеркнута на самых разных уровнях. Фильм начинается с реплики пытаемого на экране Валентина: “Нет, я ни за что не заговорю!”. Артиста постоянно сопровождает эксцентричный песик (оскароносный Джек-Рассел терьер), ничуть не уступающий хозяину в актерских способностях. Звук прорывается в фильме лишь дважды: когда Джордж Валентин после тяжелого разговора с владельцем кинокомпании впервые с ужасом обнаруживает, что вещи вокруг способны издавать звуки, а также в финальной сцене…
Кадр из фильма “Артист”
Явно с умыслом создатели фильма пригласили на эпизодическую роль дворецкого несравненного Малькольма Макдауэлла. Если последний в “Заводном апельсине” разливался соловьем, то теперь блестящие ораторские способности ему не пригодились вовсе. Зато в “Артисте” Макдауэлл продемонстрировал свою неповторимую мимику, которая ничуть не уступает дюжарденовской. И это тоже, несомненно, подчеркивает основной посыл фильма, прославляющего бессмертие Великого Немого.
Фото: kino-teatr.ru
По материалам:www.km.ru
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
ДЗЕН Телеграм