Министр культуры Якутии Андрей Борисов сделал сенсационное заявление.
Чиновник убежден, что фильм знаменитого Джеймса Кэмерона “Аватар” – это не что иное, как вольная переработка якутского эпоса “Олонхо”. “Еще 20 лет назад я настаивал на том, что нам надо развивать якутское кино, а то американские киноиндустрии будут снимать фильмы по нашим глубокомысленным эпосам. Сейчас мы видим, что фильм “Аватар” Кэмерона снят по мотивам эпоса Олонхо”, – посетовал Борисов в четверг на встрече с участниками фестиваля шедевров культурного наследия ЮНЕСКО.
Андрей Борисов. Фото с сайта sakha.gov.ru
Данные фестиваль проводится сейчас в рамках игр “Дети Азии” в городе Якутске. Покритиковав Кэмерона, Борисов, тем не менее, порадовался тому факту, что к оригинальному “Олонхо” до сих пор не угасает интерес.
“Красота архаичного эпоса Олонхо заключается в том, что, несмотря на кэмероновские спецэффекты, в своем естественном виде он гораздо ближе для современной молодежи. Это доказывает фестиваль шедевров ЮНЕСКО, который проходит сейчас в Якутске. На него приходят полные залы”, – развил свою мысль Андрей Борисов. Министр также отметил, что в настоящий момент в Якутии обильно издаются комиксы и компьютерные игры по мотивам “Олонхо”.
Кадр из фильма “Аватар”. Фото с сайта kinopoisk.ru
Скорее всего, подозрения Андрея Борисова в плагиате по отношению к Джеймсу Кэмерону беспочвенны. Ведь, как известно, эпос “Олонхо” основан на архетипическом мифе, черты которого присущи, в той или иной степени, любому народу. Якутские сказания базируется на преданиях о Мировом Древе, которое объединяет Верхний, Средний и Нижние миры. В центре повествования “Олонхо” – богатыри из племени Айыы, которые отстаивают семейные ценности в постоянной борьбе с враждебным им племенем Абасов.
Кадр из фильма “Аватар”. Фото с сайта kinopoisk.ru
К тому же “Аватар” Кэмерона являет собой причудливое переплетение религиозных и мифологических мотивов, свойственных самым разным странам и эпохам. Сам режиссер связывал идею блокбастера со своими любимыми фантастическими произведениями Эдгара Берроуза и Генри Хаггарда. Если говорить о киношных источниках вдохновения Кэмерона, то, прежде всего, можно вспомнить такие фильмы, как “Игра в полях Господних” (1991), “Изумрудный лес” (1985) и “Танцующий с волками” (1990).
Джеймс Кэмерон. Фото с сайта kino-teatr.ru
Большое значение при создании фильма для Кэмерона имел индуизм. Оттуда позаимствован само понятие “аватара” – телесное воплощение некоего божества. В интервью изданию Entertainment Weekly Кэмерон связал синий цвет На’ви с синекожими богами индуизма, отметив, что данная парралель близка ему своей концептуальностью. Так, н пресс-конференции в Дели Кэмерон сказал: “Я влюблён в мифологию и пантеон индуизма; он такой богатый и живой. Я не хотел ссылаться на идеи индуизма [в фильме] слишком явно, однако мне было интересно создать подсознательную связь с индуизмом”, добавив, что хорошо знаком с индуистским вероучением и что считает его “захватывающим”.
Наконец, у фильма были и совсем уж сюрреалистические источники вдохновения. Так, цвет кожи На’ви Кэмерон связывает со сном своей матери, которой привиделась четырехметровая женщина с кожей синего цвета.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
ДЗЕН Телеграм