Главная проблема женщин CEO в том, что они пытаются перенимать общую мужскую линию поведения, игнорируя свои естественные таланты, считает глава департамента корпоративных продаж ООО «Альянз Гуловир» София Мачульская.
София Анатольевна Мачульская – одна из немногих женщин в сегменте управления крупным корпоративным бизнесом, которые не считают подчеркнутый рационализм безусловным благом. Жизненный девиз «живи, как кошечка» может показаться раздражающе-наивным, признает София Мачульская. Но только до тех пор, пока не станет ясен скрытый потенциал этого принципа поведения, основ работы в преимущественно мужских коллективах и конкурентных преимуществах «женского CEO».
– София Анатольевна, фраза «живи, как кошечка» – пожалуй, последнее, с чем ассоциируется современная бизнесвумен. Как появился принцип, который Вы активно внедряете?
– Вряд ли можно говорить, что я его внедряю. Скорее, я делюсь личным опытом, который представляет практическую ценность. Я проверила этот принцип сама, и мои коллеги тоже отмечают его пригодность. То, что этот принцип может восприниматься как нечто игривое или легкомысленное – это уже зависит от личного восприятия. Эффективности он от этого не теряет.
– В чем же состоит принцип «живи, как кошечка»?
– Чтобы это объяснить, нужно вспомнить, о чем мы вообще говорим. Мир современного бизнеса – это мужской мир. С этим можно соглашаться или нет, но это факт. Такое положение вещей можно пытаться искусственно изменить, вводить формальные или неформальные квоты на количество женщин в коллективе, даже специально вводить их в состав совета директоров – но чаще всего это симуляция. Женщина может строить успешную карьеру, и этому есть много примеров. Но, зачастую, карьеру строят за счет отказа от собственной натуры. Женщина, если она хочет быть успешной, она быть больше мужчиной, чем сами мужчины. Ей нужно быть рациональнее, логичнее, жестче, выносливее – и многие стараются это делать. Бизнес – это мужской мир, и если женщина туда попадает и начинает играть по этим правилам, то к ней начинают предъявлять более жесткие требования. Тебя по умолчанию воспринимают как самое слабое звено, и основная масса усилий тратится на то, чтобы избавиться от этого имиджа. Я считаю это неправильным.
– Не нужно избавляться от имиджа «слабого звена»?
– Нужно делать это естественным путем. Кошка – это женское животное, общеизвестно, что мужчины предпочитают собак. Почему так происходит? Потому что кошка, а, точнее – кошечка – это то, что максимально соответствует психоэмоциональному портрету женщины. Воспринимайте это просто как модель, без мистики и ненужных потусторонних ассоциаций.
Роль собаки в человеческом социуме понятна: это защитник, партнер, сторож и так далее. Что такое кошка? Тут сложнее, потому что роль кошки совершенно иррациональна, во всяком случае в городских условиях. Функция у нее отсутствует, в мегаполисе мышей ловить не нужно, но без кошки дома – ощущение совершенно не то.
– София Анатольевна, но как этот принцип применить в бизнесе?
– Очень легко. Скажу больше, этот принцип женщине полезно реализовывать не только в бизнесе, но и вообще везде. Помните классическую сказку Киплинга про «Кошку, которая гуляла сама по себе»? Кошка была подчеркнуто «не друг, и не слуга», но заняла очень важную роль в системе и сохраняла ее до тех пор, пока не возникло прямого конфликта с мужчиной. В сказке кошка недоработала – точнее, автор сделал ее поведение таким. Настоящая кошечка смогла бы выкрутиться.
Кошечка не вступает в прямой конфликт. Кошечка вообще не любит конфликтов, и пытается их нейтрализовать доступным арсеналом. Кошечка не лезет с советами сама, не навязывает свою точку зрения – она просто советует, если ее об этом попросят.
– В чем же тогда деловая функция «кошечки» в реальной компании?
– Именно в этом. Парадокс, но рациональная функция «кошечки» – в ее иррациональности. Никто не может точно сказать, зачем ему кошка – но она глобально полезна. В бизнесе советы «кошечки» можно воспринимать вне рамок внутрикорпоративной борьбы, если «кошечка» ведет себя правильно, то устраняется сама почва для конфликта – вместо конфликта двух или более мнений, «кошка» просто думает вслух, избегая резких оценок и жестких реплик, позволяя всем участникам дискуссии самостоятельно склониться к нужной точке зрения.
У кошки нет внутреннего силового конфликта, чтобы ввязываться в прямой «бой», поэтому не нужно и пытаться. Сила «кошечки» – в мягкости и умении проскальзывать между жесткими углами.
– В каких сферах лучше всего проявляются эти качества?
– В самой важной сфере, в коммуникациях. За исключением производственной компоненты, всякий современный бизнес – это продажи, а, значит, коммуникации. От того, как будут выстроены коммуникации с партнерами, дочерними структурами, клиентами и любыми игроками, имеющими влияние на ваш бизнес, зависят продажи. А также, о чем реже вспоминают, потенциальные издержки из-за рекламаций. Это та сфера, где «кошечка» будет чувствовать себя полностью в своей тарелке – агрессивное навязывание своей точки зрения тут прямо противопоказано, а вот принцип «живи, как кошечка» приносит максимальные результаты.
– В любые новые отношения нужно первой запускать «кошку»?
– Совершенно верно. В этой области женщины могут – и добиваются – поразительных результатов. Как только бизнесвумен вспоминает, что она в первую очередь «вумен», а уже потом – «бизнес» в классическом мужском стиле, то полностью перестраивается весь ритм работы, стиль принятия решений и результаты реализации этих решений. Повторюсь, самое важное здесь то, что вам не нужно вступать в жесткую внутрикорпоративную борьбу, отстаивая свое «кресло под солнцем». У вас уже есть роль, которую никто кроме вас на эффективном уровне сыграть не может. Просто позвольте себе быть тем, кем вы на самом деле являетесь, «живите, как кошечка». Такой стиль работы сэкономит силы, и может дать даже больший эффект, нежели вы рассчитывали.
Помимо рабочей среды есть и личный блог, в котором вместе с Софией Мачульской вы сможете погрузиться внутрь самого себя.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
ДЗЕН Телеграм