За плечами режиссера Гузэль Киреевой множество фильмов и телепередач: “Безмолвный свидетель”, “Погоня за тенью”, “Сваха”, “Возвращение домой”, “Улица Сезам”, “Розыгрыш”, “Слабое звено”… Но настоящую славу режиссеру принес сериал “Глухарь”.
О том, что осталось за кадром знаменитого телехита и почему сегодня сложно снимать комедии, Гузэль поведала в перерывах между дублями на одной из съемочных площадок.
– Гузэль, в Уфе вы отказались от должности главного режиссера телевидения Башкортостана и уехали в Москву, где все пришлось начинать с нуля. Не пожалели?
– Нами правят судьба и случай. Я всегда была авантюристкой по натуре.
Работая режиссером-постановщиком на государственном телевидении в Уфе, а также режиссером корпункта российского телевидения Башкортостана, снимала все знаковые программы. Однажды поняла, что это уже потолок, захотелось в Москву, плюнула на все и уехала. В Москве я увидела программу “Проще простого” и позвонила туда. Напросилась на собеседование… Продюсер Андрей Орлов, ныне известный поэт Орлуша, сидел с хвостиком на голове, в “казаках” и кожаной куртке: “Мы тебя возьмем ассистентом режиссера. С испытательным сроком. Без зарплаты”. Так я с моими амбициями режиссера, который отказался от высокого поста, оказалась простым ассистентом. В конце второго месяца мне выплатили двести долларов. Это было в 1992 году.
Через два месяца я уже работала режиссером. А вскоре меня пригласили на программу “Слабое звено”. Во время съемок в 2003 году я родила дочку Элину.
“Доченька, нам пора”, – говорила я утром малышке, теребила ее за щечки, и мы ехали с ней снимать передачу. Моему ребенку можно выдать трудовую книжку с 20-дневного возраста. Кроваткой для малышки служил телевизионный пульт. Команда у нас была прекрасная, все относились ко мне с пониманием, особенно ведущая Мария Киселева.
– Ведущая “Слабого звена” Мария Киселева производила впечатление беспристрастной леди, безжалостной к игрокам. “Прощайте, вы самое слабое звено”, – знаменитая фраза Киселевой ушла в народ.
– Маша – противоположный персонаж тому, что вы видели на экране. Она чувственный, ранимый человек. На нее было жалко смотреть, когда кого-то из игроков выгоняли. Она проникалась к ним во время съемок, а когда человек уходил, пускала слезу. Но на экране ведущая не имела права быть мягкой. Передача делалась по английскому формату, англичане все контролировали. Кирилл Плетнев отказался от роли Глухарева.
– Гузэль, как в вашей жизни появился “Глухарь?”
– В 2006 году у меня были печальные события, скоропостижно скончался 37-летний муж. Рамиль умер неожиданно от сердечного приступа. Человек не лежал и не болел. Продюсер Ефим Любинский меня сильно поддержал. Понимая мое состояние, предложил снимать сериал “Безмолвный свидетель”, а затем и “Глухарь”. Когда мы начинали снимать, не было амбиций, что сериал станет телехитом. Высокие рейтинги не программировали. В главной роли я хотела видеть Кирилла Плетнева, но он отказался, сказав моему кастинг-директору, что в таком кино не снимается. Приглянулся мне тогда своим истинно русским лицом и актер из “9-й роты” Иван Кокорин, но он тоже отказался. Но я счастлива, что Глухаревым стал Максим Аверин. Неизвестно, какая бы судьба была у фильма, если бы не он. Претендентов на роль Ирины Зиминой, кроме Вики Тарасовой, не было. Денис Антошин мне попался на глаза случайно.
В “Безмолвный свидетель” мне нужен был актер на роль татуировщика. Я просматривала фоторафии, меня привлек парень с татуированным драконом на шее. Это был некий Денис Рожков. У меня не было сомнений, что Рожков будет Антошиным. Правда сам Денис в это не верил. – Мало ли кто мненя куда приглашал, но ничего путного из этого не получалось,-признался мне позже Денис. На роль Насти, подруги Дениса Антошина, я искала девушку – не модель с обложки журнала, мне нужна была ничем не примечательная девчонка. На эту роль пробовалась дочка Александра Иванова из группы “Рондо” Карина. Она мне понравилась. Но потом Карина позвонила и сказала: “Я уезжаю в Голливуд в актерскую школу”. Тогда я предложила эту роль Маше Болтневой.
– Гузэль, в Москве ОВД все под номерами, Пятницкого я не нашла…
– Я просто очень люблю названия старых московских улиц. Одна из них – улица Пятницкая, которая и дала название моему ОВД. И когда художник Ира Алексеева спросила, какую надпись делать на табличке, я сказала: “Напишите “Пятницкий”.
– В сериале много сцен, снятых на трассах. Кто давал вам зеленый свет?
– Безопасность обеспечивал Петр Шкурат, заместитель начальника ГИБДД по Северо-Восточному административному округу.
Он здорово нас выручал, давал для съемок свою машину, помогал перекрывать движение, разрешал снимать на оживленных трассах. Однажды был забавный случай. Снимали мы серию про майские праздники. Съемки затянулись. Максим Аверин сильно опаздывал на спектакль. Больно было смотреть, как он переживал. “Валера, довези Макса”, – попросили мы водителя Шкурата. Он согласился. “Гузэль, я доехал, как суперзвезда, – сообщил Макс по телефону, доехав до театра. – Ради меня включили мигалку!”
– Квартиры героев снимали в павильоне?
– Зимину, на тот момент майора, я “поселила” в квартире моей подруги на улице Бочкова. Но затем в целях экономии бюджета мы ее переселили в апартаменты попроще в павильоне “Космос”. Антошин и Глухарев сразу “получили прописку” в этом же павильоне. Из ОВД домой друзьям идти было недалеко. Квартиры находились в соседнем коридоре с отделением полиции.
– Что же у меня кроватка такая убогонькая, – сказал Макс, когда увидел спальню своего героя. Мы с Максом перед первым съемочным эпизодом в спальне Глухарева расклеивали, как прилежные первоклассники, кумиров Сергея. Наверное, со стороны забавно смотрелось, как взрослые дядя и тетя вырезают из журналов фотографии Брэда Питта, Анджелины Джоли и других звезд. Этим незамысловатым коллажем и украсили бедненькую, как говорил Макс, его спаленку. – Макс, это не ты так бедно живешь, а твой персонаж, – успокаивала я актера.
– Вы с Авериным сразу сработались?
– Я его с опаской восприняла. Мне показалось, что он, ведущий актер театра “Сатирикон”, по-другому себя будет вести. В первый съемочный день я снимала эпизод с Женей Самариным, который играл Олега, брата Коли Тарасова. Следующим должен был сниматься Аверин. Первую сцену в первый съемочный день я всегда снимаю долго. И я начала беспокоиться, что вот этот Аверин начнет возникать, что все так долго. Ничего подобного не было. Мы хорошо работали.
Максим меня очень поддерживает в жизни. Когда у меня была онкология, он мне оплатил операцию. Принес в онкологический центр в кулачке зажатые купюры. Я провела необходимое лечение, живу и радуюсь. Он оказал мне и большую психологическую помощь. На момент начала съемок в “Глухаре” я была скорбящей, только что похоронившей мужа вдовой. Меня ничего на тот момент не интересовало – только работа и дети. Я не красилась, не одевалась. Мне все стало все равно! Благодаря знакомству с Максом я по-другому стала смотреть на жизнь. Он меня заставил и краситься, и одеваться, и выходить из дома. В благодарность за это я тоже всегда готова Максиму помочь. Когда ему нужна моя поддержка, я стараюсь быть рядом. Он – мой талисман.
– Вы снимаете в основном ментовские сериалы. Почему бы не снять комедию?
– Комедия сейчас как раз в производстве. Ее снимала кинокомпания “Пирамида”. Надеюсь, что осенью появится на экране. Она называется “Человек-приманка”. Мне ее предложил снять продюсер Сергей Сендык. Благодарна Сергею Анатольевичу, он помог мне отойти от милицейской темы, а зрителя вернуть к человеческому кино. Сейчас сложно с этим жанром пробиться на экран. Заказчики фильмов стремятся к показу кровавого кино, бойни, убийств, чернухи, а народ устал от этого. Я читала отзывы зрителей, которые просят показать комедию, мелодраму, любовь. Но у нас в России на кино странная мода. Если кто-то успешно сделал какой-то фильм, то все на это ориентируются. В один момент пошла волна на полицию, экран запестрел работниками правоохранительных органов, затем удачно сняли фильм про медиков, и все начали эксплуатировать эту тему.
– О чем будет ваша комедия?
– Я не могу открывать всех секретов. Скажу лишь, что главную роль играет Максим Аверин, его герой – Гена Верещагин, учитель информатики начальных классов. У него наступают летние каникулы, он для подработки идет в одну компанию. С этого начинаются его приключения. Он попадает в перестрелку…В конце выясняется, что Верещагин был оперативным работником. Но сценарий пришлось переиграть, потому что Максим больше категорически не хочет играть оперативных работников. Кем на самом деле был этот герой и на что Максим пошел ради роли, предстоит нам всем увидеть. К этой картине я совместно со своим автором, финским композитором Алисой Маннинен, написала песню “Маленький секрет”. Исполнит ее Аверин. Это будет уже третья картина, в которой Максим поет.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
ДЗЕН Телеграм