Лина Бракните была тем самым солнечным ребёнком, который притягивал взгляды миллионов зрителей и покорял сердца советских детей и взрослых. Её нежное, почти кукольное личико, проникновенные глаза и талантливая игра в фильмах «Девочка и эхо» и «Три толстяка» сделали её звездой ещё в детстве. Но едва достигнув зрелости, Лина неожиданно для многих ушла из кино. Её судьба оказалась не такой, как предсказывали поклонники: она не была ослеплена светом софитов, не стремилась к мировому признанию и не собиралась возвращаться к тому, что было частью её детства.
Первые шаги на большом экране
Лина родилась в 1952 году в Вильнюсе, и, кажется, сама судьба привела её на съёмочную площадку. Её дебют в фильме «Девочка и эхо» стал судьбоносным. Режиссёр Гражина Бразайте сразу увидела в Лине ту трогательную невинность и силу характера, которые требовались для роли Вики. Фильм оказался не просто успешным: он привлёк внимание международного жюри и получил престижные награды на фестивалях в Локарно и Каннах. «Девочка и эхо» стала не только кинематографическим достижением, но и поворотным моментом в судьбе Лины.
Талантливую девочку заметил и другой режиссёр, Алексей Баталов, который искал идеальную актрису на роль Суок в фильме «Три толстяка». Баталов, человек невероятно требовательный к деталям, настоял на том, чтобы Лина сыграла не только главную героиню, но и её кукольный прототип. На съёмках, по словам Бракните, было непросто: ей приходилось выдерживать многократные дубли, учиться жонглировать и выполнять цирковые трюки. Баталов не жалел ни себя, ни окружающих и предъявлял высочайшие требования к каждому кадру. Но Лина не только справилась — она стала настоящей звездой, исполнив эту роль с детской искренностью и неожиданной для своего возраста стойкостью.
Читайте также: 49-летняя Шарлиз Терон в платье стала главной звездой гала-концерта в Лос-Анджелесе
Тигр на поводке и актерская школа жизни
«Три толстяка» запомнились актрисе не только забавными историями, но и моментами настоящего страха. В одной из сцен Лина должна была войти в клетку с тигром, чтобы снять ещё один дубль. Никто не предупредил девочку, что нельзя поворачиваться к хищнику спиной. Когда она вдруг почувствовала, как на её плечи легли тяжёлые лапы, она от ужаса едва не лишилась чувств. «Меня спасла только молниеносная реакция. Я в панике забралась на решетку и еще полчаса не могла слезть», — вспоминала Лина спустя годы.
Работа с Баталовым научила ее не только справляться со страхом, но и понимать, насколько трудно работать в киноиндустрии. Алексей Баталов не упрощал задачи, и на съемочной площадке никто не получал поблажек. «Он был как вулкан: если ему что-то не нравилось, он мгновенно взрывался и не давал спуску ни себе, ни актерам», — вспоминала Лина. Стремясь к идеалу, Баталов даже трюки выполнял самостоятельно, без дублёров. А маленькая Лина с удивлением наблюдала за его несгибаемой волей и училась быть сильной.
«Дубравка»
Успех «Трех толстяков» и последняя роль
Фильм о сказочной стране и борьбе добра со злом посмотрели более 23 миллионов зрителей. Лину мгновенно узнали на улицах, и режиссёры стали наперебой приглашать её на пробы. Следующим шагом стала роль в фильме «Дубравка», которая ещё больше укрепила её популярность. Дети мечтали дружить с Линой, мальчишки писали ей письма, девочки завидовали её популярности. Но саму Лину слава не ослепляла. Она начала понимать, что мир кино — не единственное, что ей интересно.
После «Дубравки» было ещё несколько фильмов, но с каждым новым проектом Лина всё яснее понимала, что её интересует другое. «Наверное, я просто пресытилась», — говорила она спустя годы. Ей предстояло сделать выбор: посвятить жизнь театру и кинематографу или попробовать себя в другой сфере. Как ни странно, детские роли стали для неё не толчком к большой карьере, а своеобразным завершением пути в кино.
Решение покинуть сцену
После окончания школы Лина выбрала исторический факультет Вильнюсского университета. Она с головой погрузилась в античную историю, занялась любимым делом и забыла о кинокарьере. Причин тому было несколько. Прежде всего, по её словам, ей не хотелось уезжать из родного Вильнюса и поступать во ВГИК, как это делали многие коллеги. «Я и так наездилась на съемках», — признавалась она.
Кроме того, свою роль сыграли и детские комплексы. Лина чувствовала себя слишком хрупкой и невысокой для театральной сцены. Кинокамера, возможно, не выдавала ее уязвимости, но сама она ощущала себя маленькой девочкой.
«Не скрою, мысль поступить в театральный у меня была. Но мне сказали, что на актерском отделении у нас курс набирает преподаватель, который плохо относится к детям из кино. Тогда я решила: пусть всё останется как есть», — рассказывала она в интервью.
Семейная жизнь и работа вдали от софитов
Окончив университет, Лина нашла себя в другой сфере. Она устроилась работать в библиотеку Института истории Литовской академии наук, где проработала 20 лет . Её жизнь больше не была связана с кино. Она вышла замуж за известного литовского фотографа и книгоиздателя Раймондаса Пакниса, стала помогать ему в издании книг, и на экранах её больше не видели. В личной жизни Лина тоже была скромной: они с Раймондом воспитывали дочь Вику, которую назвали в честь первой роли Лины в фильме «Девочка и эхо». Для Лины семья стала её настоящим богатством.
Хотя её кинокарьера завершилась, Лина осталась в сердцах зрителей той самой кукольной Суок, которой мечтали стать многие девочки Советского Союза. Она редко бывала в России, но всегда с ностальгией вспоминала ленинградские дворы-колодцы, блокадников, знакомых ей с детства. Лина с теплотой вспоминала и людей, с которыми встречалась на съемках.
«Какие у вас замечательные люди! Литовцы более замкнутые», — признавалась она.
Новая глава
Сегодня Лина Пакнене — спокойная женщина, далёкая от света софитов. Она с улыбкой вспоминает о детских ролях, и, возможно, в её глазах ещё мелькает та самая детская искра, которая когда-то очаровала Баталова. Её жизнь — пример для тех, кто понимает: настоящий успех — это не всегда признание миллионов, а возможность быть собой и выбирать свой путь.
Ранее мы писали:
Что скрыл миллиардер: история исчезновения наследника Рокфеллера, от которой дрожь по коже
Король на грани: тревожные новости о здоровье Карла III
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
ДЗЕН Телеграм