Музыка
Читайте сейчас
XIV конкурс Чайковского — Ван Клиберн доволен уровнем исполнения
0

Ван КлибернXIV Международный конкурс имени Чайковского сохранил все традиции со дня своего основания, а его участники поражают талантом и техникой исполнения, сказал на пресс-конференции в субботу известный американский пианист, первый лауреат конкурса Ван Клиберн, который приглашен в качестве почетного председателя жюри по классу «Фортепиано».

Конкурс Чайковского, проходящий раз в четыре года, проводится в этом году в 14-й раз, на нем молодые музыканты состязаются по специальностям «Фортепьяно», «Скрипка», «Виолончель» и «Сольное пение».

«Все традиции сохранены, все происходит так, как я это помню», — сказал Клиберн.

Он отметил, что его поразило техническое мастерство молодых пианистов-конкурсантов, которых он уже слышал.

«И при этом видно, как они любят музыку и хотят играть, что, конечно, вдохновляет», — подчеркнул маэстро.

Ван Клиберн рассказал, что лично для него главным критерием оценки конкурсантов является точность воспроизведения тех идей и чувств, которые выразил в своем произведении композитор, а слишком вольные трактовки великих шедевров музыки он не приемлет.

«Можно сказать, что исполнитель — это слуга. Он служит публике и должен до каждого зрителя — от партера до галерки — донести свое точное понимание того, что сказал композитор. Для нас звезда — композитор, а мы лишь свидетельствуем, что он сказал», — пояснил пианист.

На вопрос, что бы он посоветовал молодым конкурсантам, которые проводят в маленькой комнате за кулисами два самых волнительных часа перед судьбоносным выступлением, именитый музыкант ответил: «Если кто-нибудь из них найдет способ проводить эти два часа как-то менее нервно, то пусть позвонит мне и поделится».

Маэстро признался, что сам он играть перед российской публикой в этот свой приезд не собирается, так как довольно долго не занимался и поэтому робеет.

Американский пианист вообще не раз повторил, как важна для него оценка российской публики, которая, по его мнению, особенно серьезно относится к музыке и понимает ее. «До конца жизни я люблю Россию», — сказал Ван Клиберн по-русски.

В ходе пресс-конференции представители дома-музея П.И. Чайковского в Клину передали Клиберну сборник, в который вошли письма, приходившие в его адрес в оргкомитет еще первого конкурса имени Чайковского в 1958 году. Эта книга проиллюстрирована уникальными фотографиями, запечатлевшими пребывание американского пианиста в музее. Также Клиберну подарили факсимиле рукописи Шестой симфонии Петра Чайковского — последнего произведения композитора, которое он написал в Клину.

Растроганный подарками, Ван Клиберн вспомнил, как сильно волновался, когда в Клину ему выпала честь играть на рояле, некогда принадлежавшем самому Чайковскому.

«Мне было очень страшно, и я молился богу, чтобы не ошибиться», — признался маэстро.

По его мнению, музыка Чайковского универсальна и трогает за душу всех. Пианист предположил, что это связано отчасти с географическим положением России, находящейся на стыке восточной и западной культур и вобравшей в себя и ту, и другую.

«Известно, что Чайковский боготворил Моцарта. Я слышал такое мнение, что он как бы продлил музыку Моцарта и поднял ее на другую высоту, поэтому его произведения такие глубокие», — отметил Клиберн.

Знаменитый американский пианист Ван Клиберн первые уроки игры на фортепиано брал уже в три года у своей матери. В детстве он также пел сопрано в хоре и какое-то время мечтал стать оперным исполнителем, но, по совету отца, выбрал карьеру инструменталиста. В 13 лет Клиберн выиграл конкурс и дебютировал в Карнеги-холле. В последующие годы он получал множество престижных американских и международных премий, а мировая известность к 23-летнему пианисту пришла после сенсационной победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 году. Вскоре после этого его альбом с записью Первого фортепианного концерта Чайковского стал платиновым. Это был первый в истории музыки классический альбом, достигший такого статуса. И в том же 1958 году Клиберну за этот альбом ему была присуждена премия «Грэмми» — одна из самых престижных музыкальных наград, которую можно сравнить с «Оскаром» в кинематографе.

XIV Международный конкурс имени Чайковского на сегодняшний день объявил по пять финалистов по специальностям «Фортепиано» и «Виолончель». Им предстоит выступить в завершающем третьем туре.

Впервые в этом году половина конкурса, а точнее соревнования по специальностям «Скрипка» и «Сольное пение», переехала из Москвы в Санкт-Петербург. Состязания по специальности «Фортепиано» проводились в Большом зале консерватории, а виолончелисты выступали в Концертном зале имени Чайковского.

Финальные туры пройдут с 26 по 30 июня.

Инструменталистам присудят пять премий, вокалистам — четыре. За первое место вручат золотую медаль и 20 тысяч евро, за второе — серебряную медаль и 15 тысяч, далее по нисходящей — 10, 5 и 3 тысячи евро. Кроме того, судьи имеют право присудить гран-при, что составит лишние 10 тысяч евро к сумме победителя.

Также предусмотрены награды за лучшее исполнение концерта с камерным оркестром (2 тысячи евро и диплом), лучшее исполнение произведения, специально написанного для конкурса (2 тысячи евро и диплом), и два лучших исполнителя, не прошедшие в финальный тур, получат поощрительные премии (1 тысяча евро и диплом). Председатель оргкомитета конкурса Валерий Гергиев со своей стороны пообещал организовать для победителей трехлетние гастроли.

Церемония награждения лауреатов состоится 30 июня в Концертном зале имени Чайковского, а гала-концерты лауреатов пройдут 1 июля в Москве и 2 июля в Петербурге. Они закроют конкурс Чайковского.