Дидюля в поисках мелодий

3 ноября в КЗ «Мир» прошел концерт гитариста Валерия Дидюли. Почти полный зал, два часа инструментальной музыки и ни одного слова от музыканта. Только музыка.

Начался концерт с «Посылки из Румынии» (альбом «Цветные сны», 2006), сыгранной приглушенно, камерно, без ударных. Но уже со второй композиции подключились ударные и перкуссия, и во всей красе раскрылись эпические полотна поп-нью-эйджа в исполнении группы во главе с белорусским гитаристом.

Игра Дидюли вряд ли может показаться виртуозной. Он не блещет сложными скоростными партиями, и тот же фламенко играет в академичной манере преподавателей отечественных музыкальных училищ. Однако интонирует точно, и на лавры Пако де Люсия тоже не претендует. Дидюля – музыкант холодный и расчетливый. Он стилизует.

Дидюля – музыкант холодный и расчетливый. Он стилизует.

Стилизует все. На фоне усыпляющее-монотонного музицирования своей ритм-секции с клавишными и заранее записанным плейбеком Дидюля аккуратно вставляет едва ли не всю обойму мирового музыкального искусства в свои стерильные гитарные соло. Берет тот же фламенко, упрощает до уровня второго класса музыкальной школы – и этого оказывается достаточно. Получается фламенко-лайт. Берет латино, стилизует до европейского понимания латино, – вот вам латино-лайт. Арабские мелодии? Тот же рецепт.

В сущности, Дидюля – превосходный пример скромных талантов музыканта, идеально нашедшего свою нишу. Избранный им жанр не требует виртуозности или даже артистичности. Потому что фоновая музыка не требует ничего подобного. Она не смеет привлекать к себе внимание. У нее другая функция. Она создает звуковой ландшафт для человеческих занятий. Достаточно зайти в любой магазин, торгующий этническими товарами, – там звучит именно такая расслабляющая, ритмичная, ни к чему не обязывающая музыка.

Но заслуга Дидюли в том, что он сумел заставить полюбить ее слушателя. На концерты Дидюли ходят, он и Кремль собирал. В нем есть энергия, увлекающая за собой зрителя. На сцене он невероятно подвижен – подпрыгивает, наклоняется в разные стороны, вертит гитары и базуку в разные стороны. Он делает шоу.

На сцене Дидюля невероятно подвижен

При этом возникает забавный когнитивный диссонанс. Закроешь глаза – звучит холодная гитарная музыка. Откроешь – он прыгает и трясет головой. Ну ничего себе! На лице у него куча эмоций, а в пальцы, в гитару ничего этого не передается!

Этно-поп Дидюли всегда холоден, аэмоционален. Отстранная игра белорусского инструменталиста, свойственная ему от природы, вполне органично слушается в окружении электронных пейзажей и сладкого джаззи. Обильные вкрапления этнических духовых – рожков, дудок, дудука – придают этно-попу живое очарование, – это единственные не стилизованные звуки в этой палитре. Впрочем, и духовик то и дело переходит на традиционный саксофон, следуя законам жанра.

Важное место в шоу Дидюли занимает танец живота, который исполняет танцовщица Карина. Она в очередной раз в танце живописно отжимает красный виноград себе на юбку – пожалуй, этот трюк уже приелся зрителям, и пора придумывать что-то новое.

Важное место в шоу Дидюли занимает танец живота, который исполняет танцовщица Карина

Самое слабое место в творчестве гитариста – мелодии. Несмотря на обилие альбомов (их уже шесть, не считая синглов и сборников), ни одной запоминающейся мелодии Дидюля пока сочинить не смог. Между тем, именно в этом жанре хитовая мелодия – главный залог успеха у массового зрителя, яркие примеры тому – Enigma, Oliver Shanti, ERA, Banco De Gaia, Dead Can Dance, Kenny G, Mike Oldfield и т.д.

Дидюля прощается со зрителями

Новый альбом Дидюли выйдет весной будущего года, и нам обещают новое шоу в Кремле. И новые мелодии.

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий