Кино
Читайте сейчас
Якуты подловили Джеймса Кэмерона на плагиате
0

Министр культуры Якутии Андрей Борисов сделал сенсационное заявление.

Чиновник убежден, что фильм знаменитого Джеймса Кэмерона «Аватар» — это не что иное, как вольная переработка якутского эпоса «Олонхо». «Еще 20 лет назад я настаивал на том, что нам надо развивать якутское кино, а то американские киноиндустрии будут снимать фильмы по нашим глубокомысленным эпосам. Сейчас мы видим, что фильм „Аватар“ Кэмерона снят по мотивам эпоса Олонхо», — посетовал Борисов в четверг на встрече с участниками фестиваля шедевров культурного наследия ЮНЕСКО.

Андрей Борисов. Фото с сайта sakha.gov.ru

Данные фестиваль проводится сейчас в рамках игр «Дети Азии» в городе Якутске. Покритиковав Кэмерона, Борисов, тем не менее, порадовался тому факту, что к оригинальному «Олонхо» до сих пор не угасает интерес.

«Красота архаичного эпоса Олонхо заключается в том, что, несмотря на кэмероновские спецэффекты, в своем естественном виде он гораздо ближе для современной молодежи. Это доказывает фестиваль шедевров ЮНЕСКО, который проходит сейчас в Якутске. На него приходят полные залы», — развил свою мысль Андрей Борисов. Министр также отметил, что в настоящий момент в Якутии обильно издаются комиксы и компьютерные игры по мотивам «Олонхо».

Кадр из фильма «Аватар». Фото с сайта kinopoisk.ru

Скорее всего, подозрения Андрея Борисова в плагиате по отношению к Джеймсу Кэмерону беспочвенны. Ведь, как известно, эпос «Олонхо» основан на архетипическом мифе, черты которого присущи, в той или иной степени, любому народу. Якутские сказания базируется на преданиях о Мировом Древе, которое объединяет Верхний, Средний и Нижние миры. В центре повествования «Олонхо» — богатыри из племени Айыы, которые отстаивают семейные ценности в постоянной борьбе с враждебным им племенем Абасов.

Кадр из фильма "Аватар". Фото с сайта kinopoisk.ru

К тому же «Аватар» Кэмерона являет собой причудливое переплетение религиозных и мифологических мотивов, свойственных самым разным странам и эпохам. Сам режиссер связывал идею блокбастера со своими любимыми фантастическими произведениями Эдгара Берроуза и Генри Хаггарда. Если говорить о киношных источниках вдохновения Кэмерона, то, прежде всего, можно вспомнить такие фильмы, как «Игра в полях Господних» (1991), «Изумрудный лес» (1985) и «Танцующий с волками» (1990).

Джеймс Кэмерон. Фото с сайта kino-teatr.ru

Большое значение при создании фильма для Кэмерона имел индуизм. Оттуда позаимствован само понятие «аватара» — телесное воплощение некоего божества. В интервью изданию Entertainment Weekly Кэмерон связал синий цвет На’ви с синекожими богами индуизма, отметив, что данная парралель близка ему своей концептуальностью. Так, н пресс-конференции в Дели Кэмерон сказал: «Я влюблён в мифологию и пантеон индуизма; он такой богатый и живой. Я не хотел ссылаться на идеи индуизма [в фильме] слишком явно, однако мне было интересно создать подсознательную связь с индуизмом», добавив, что хорошо знаком с индуистским вероучением и что считает его «захватывающим».

Наконец, у фильма были и совсем уж сюрреалистические источники вдохновения. Так, цвет кожи На’ви Кэмерон связывает со сном своей матери, которой привиделась четырехметровая женщина с кожей синего цвета.