В наступившем году знаменитой киносказке о превращении падчерицы в принцессу исполняется 60 лет.
Идея написать пьесу «Золушка» по знаменитой сказке Шарля Перро родилась у Евгения Шварца после знакомства с актрисой Яниной Жеймо. Именно ее он видел в главной роли. Однако режиссеры Кошеверова и Шапиро, когда узнали, что Жеймо исполнилось уже 37 лет, решили попробовать на роль Золушки более молодых актрис. Но после личной встречи с Яниной Кошеверова поняла, что ошибалась и что только эта актриса сможет сыграть главную роль. В дневниках режиссер напишет позднее: «От Жеймо исходило какое-то особое сияние, она излучала доброту, естественность и давала веру в счастье. Золушка на самом деле была старше обеих «сестер» и даже «принца» – актера Алексея Консовского. Она могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо выглядело уже не таким юным».
– Ее руки на крупном плане выдавали истинный возраст, поэтому пришлось сшить для Жеймо высокие белые перчатки, – вспоминал Игорь Клименков (Паж). – Но в остальном Янина Болеславовна вела себя как обычная девчонка: в перерыве между съемками мы залезали с ней в карету-тыкву и болтали. Я лузгал семечки, Золушка курила «Беломор». С ней было легко и просто, я был очарован, по-детски влюблен…
Бальные платья из занавесок
Все павильонные съемки проходили на «Ленфильме». Во время войны декорации киностудии были практически полностью разбомблены или сожжены. Платья для героинь, в том числе и главной, шили из занавесок и скатертей, а туфельки Золушки пришлось сначала шить и уж потом декорировать их под «хрустальную» обувь, потому что найти готовые туфли тридцать первого «Золушкиного» размера не смогли.
«В павильонах не топили, и поверх платьев для королевского бала каждый обматывался платками и шалями. Но как только раздавалась команда «Мотор!», «гости бала» сбрасывали платки и валенки и вальяжно обмахивались веерами, как будто им жарко» – так Янина Жеймо описывала съемки в своем письме сестре.
Для массовки в феерической сцене королевского бала приготовили шикарные туалеты – три тысячи костюмов берлинского театра конфисковала Советская Армия в 45-м. Тяжелая парча и нежный панбархат целый год до начала съемок пропылились на складе. Под Ригой, где проходили натурные уличные съемки, из одного разрушенного тевтонского замка привезли настоящее рыцарское оружие. Кстати, там же с Фаиной Раневской (Мачеха) произошел казус – она потеряла свой дорогой любимый перстень.
– Все ищите мое кольцо, – кричала актриса. – Оно одно стоит дороже, чем весь ваш фильм!
Киногруппа в поисках драгоценности ползала по земле, просеивая сквозь пальцы траву и пыль. Пока кольцо не нашли, Раневская отказывалась выходить на съемочную площадку. Когда же пропажа нашлась, актриса милостиво продолжила сниматься.
Однажды Фаина Георгиевна поругалась с Эрастом Гариным (Король).
«Хераст, ты – хам!» – крикнула она Гарину, когда тот появился у нее в гримерке в одних кальсонах, и шлепнула его по щеке. Гарин обиделся и ушел со съемочной площадки, накинув лишь королевскую мантию. Позднее актера нашли в находящейся рядом пивной. Он стоял пьяный в окружении завсегдатаев заведения и кричал: «Кто хочет чокнуться с королем?!»
Кстати, Евгений Шварц, который всегда строго следил за точностью своего текста, лишь Раневской разрешал импровизацию на съемках. Например, фраза: «Я бегаю, хлопочу, добываю и добиваюсь, очаровываю…» была придумана Фаиной Георгиевной прямо на съемках.
«Там была еще такая сцена: я готовлюсь к балу, примеряю разные перья – это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!» – пишет Раневская в своих дневниках.
«Таких королей не бывает!»
Глава государства в исполнении Эраста Гарина пришелся не по душе киночиновникам. Артист вспоминал, как его вызвал к себе директор киностудии «Ленфильм» и недовольно заявил: – Вы играете не настоящего короля! В жизни таких не бывает!
«Но так как «Золушка» к тому времени была снята на восемьдесят процентов, усилия руководства, направленные на превращение ее в шишкинское «Утро в сосновом лесу», не дали результатов. Картина вышла на экран и даже доставила некоторую радость не только детям», – пишет в воспоминаниях Гарин.
Изменила цензура текст, который произносит в кадре мальчик-паж. В пьесе Шварца Паж произносит: «Я не волшебник, я только учусь! Но любовь помогает нам совершать настоящие чудеса!» Цензоры попросили, чтобы слово «любовь» поменяли на слово «дружба».
После выхода фильма на экраны в 47-м году к Янине Жеймо пришла необыкновенная популярность.
«В тот же год, в июне, я увидел Янину на улице в Ленинграде, – пишет в своих дневниках Евгений Шварц. – Пыльно, около шести вечера, Невский проспект полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди нашего разговора начинает оглядываться растерянно. И я замечаю в священном ужасе, что окружила нас толпа. И какая – тихая, добрая. Даже благоговейная. Существо из иного, праздничного мира – Золушка вдруг оказалась тут, на улице. «Ножки, ножки какие!» – простонала десятиклассница с учебниками, а подруга ее кивнула головой как зачарованная… Фильм и героиню надолго и крепко полюбил зритель».
«ЗОЛУШКА»
сказка
режиссер – Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро
в ролях: Янина Жеймо, Эраст Гарин. Василий Меркурьев, Фаина Раневская и другие.
СССР, 1947 г.
*картина снята по одноименной пьесе Евгения Шварца, он же был и автором сценария
*фильм был лидером проката 1947 года, его посмотрели около 19 миллионов зрителей
* сегодня в живых из артистов остался лишь Игорь Клименков (Паж). Ему 72 года и живет он с женой под Бахчисараем (Крым)
* Янина Жеймо после «Золушки» сыграла лишь в одном фильме – «Два друга» и в 54-м году ушла из кино. Умерла актриса в 1987 году в Москве
споемте, друзья!
Музыка Антонио Спадавеккиа
Слова Евгения Шварца
Встаньте, дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг!
Жил на свете добрый жук, старый добрый друг.
Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.
Встаньте, дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, и я твой друг, старый верный друг!
Полюбили мы жука – старика-добряка, –
Очень уж душа легка У него, весельчака.
Встаньте, дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг!
Ты мой друг, и я твой друг, старый верный друг.
из фильма слов не выкинешь
*А кто этот милый старик, который все время танцует без музыки?
*Кот в сапогах – славный парень. Но как придет, снимет сапоги и спит где-нибудь у камина. Не попрыгает со мной, не побегает.
*Давно превратила бы ее в лягушку. Но, к сожалению, у старухи огромные связи.
*Жалко, королевство маловато. Разгуляться мне негде.
*Какое сказочное свинство!
*Я не волшебник, я только учусь, но дружба помогает нам делать настоящие чудеса!
Оставить комментарий