Есть ли русский рок в Израиле?

Израиль – страна с семимиллионным населением, шестая часть которого является носителем русской культуры с еврейским акцентом.

Русская музыкальная субкультура – как израильский травяной газон, выращенный в тепличных условиях и пересаженный в почву пустыни без системы орошения. Сразу зеленый, но без надежды на долгое будущее.

Орошение рок-музыканта – это его слушатель, а с русской рок-публикой в Израиле та же проблема, что и с водой – дефицит. Свежепосаженные музыкальные проекты на русском языке быстро сохнут. А если и выживают, то исключительно по непонятной любви к искусству.

История русской рок-музыки в Израиле, возможно, напоминает банальную картину в глубокой российской периферии:

– два с половиной клуба с прикормленной публикой, где можно представить программу перед одной-двумя сотнями слушателей, пятая часть которых – родственники, друзья или друзья друзей музыкантов.

– одна русская FM-радиостанция, которая на идейных основаниях крутит традиционную российскую эстраду, так как работает на среднеарифметическую планку вкуса.

И помимо этого, кипящая вокруг средневосточная жизнь на вполне уже родном иврите со всеми втекающими и вытекающими.

Существует определенный возрастной срез репатриантов, которых интересует русская музыка, в то время, как половина из них вполне легко обходится бардами и шансонье. Совсем просто выражаясь – местный русский рок здесь не нужен. Тем более, что сюда постоянно приезжают нынешние полковники и генералы российской рок-сцены и с успехом заполняют залы. Не без иронии заметим, что самые успешные кассовые рок-концерты в Израиле случаются у группы ДДТ с их песнями о Родине. Но там другой слушатель. Это слушатель, который приходит, чтобы искренне насладиться ностальгией по прошлому, а не услышать актуальную музыку или открыть для себя неизвестное.

Но будем откровенны – на концертах местных групп публику также не ожидает ничего принципиально нового. Большинство музыкантов представляют свой материал в уже обкатанных кем-то формах. Уровень звукорежиссуры живых выступлений отчаянно слаб по вполне понятным бюджетным причинам. Возможно, единственная ценная составляющая этих концертов – драйв, который обязан компенсировать любые недостатки. Именно за этим и приходит слушатель. Фраза “Хлеба и зрелищ!” в переводе на современный язык звучит как “Пива и драйва!”. Вслед за этим насущным плетется и спотыкается музыка. Плетется лошадкой. Как-нибудь. Но ее неуклюжесть мало, кому заметна, так как на первом плане – всплески солнечной энергии и харизмы.

Местная рок-поэзия повторяет те же катаклизмы, что и российская. Высокопарность и прямолинейная романтика не цепляют нынешнее сознание. Никто уже не помнит, как это воспринималось раньше, но сегодня это скучно и пошло. Основной упор чаще всего делается на стеб. Хочешь донести что-то всерьез – неси через иронию и сарказм. Хочешь зацепить – цепляй не словом, а каламбуром, не смыслом слова, а его яркой фонетикой и кричащим ассоциативным рядом. Так проще, так легче, так быстро доходит. Эстетика недавнего прошлого слишком тяжеловесна. В век скоростного интернета ни у кого нет времени на ее осмысление. Хотите, чтобы вас слушали – говорите быстро и смешно. Хип-хоп и в дамки.

Тем не менее, подборку самой интересного русского рока в Израиле мы старались создать из песен музыкантов, которые руководствуются элементарными понятиями об эстетике и гармонии. Может быть, не ради того, чтобы потрясти и ошарашить оригинальностью, а ради того, чтобы вывести лодки из мертвого штиля и взволновать. Чтобы привести в состояние движения или кипения: не умы – так душу, не душу – так сердце, не сердце – так ноги.

В обзор включены 8 разноплановых произведений, созданных израильскими группами за последние десять лет. Некоторые из этих коллективов уже распались, а некоторые даже не смогли собраться, хотя успели оставить свой след в виде записанного и сведенного материала. Является ли этот след плевком в вечность или стуком в дверь русской рок-музыки? Мы постарались представить наш субъективный the best:

Отдельными словами стоит отметить следующие коллективы:

“Дорого Джонго” – группа, активно существовавшая в начале 2000-х годов и создавшая свой стиль, сочетающий элементы фолька, арт-рока и психоделики. На данный момент члены группы заняты в различных музыкальных проектах. Бывший худрук "Дороги Джонго" Юрий Пойсик является гитаристом относительного известного в Москве коллектива RMF.

“Kotler und Berger” – проект двух неординарных музыкантов: рок-н-рольная душа и тонкая романтическая натура Александр Котлер (автор и исполнитель песен) в сопровождении Евгения Бергера – виртуозного гитариста. Одни из самых востребованных музыкантов на русско-израильской сцене. Начиная с 2007-го года, дают концерты в клубах и на концертных площадках Санкт-Петербурга, Нью-Йорка и Бостона. Выступали вместе с такими группами как “Разные Люди”, “Пикник” и “Зимовье Зверей”.

“Крузенштерн и Пароход” – наверное, самый успешный коллектив, известный за пределами Израиля и создавший оригинальный коктейль из музыки клейзмеров и авант-джаза. Группу основал бас-гитарист и композитор Игорь Крутоголов. Коллектив активно гастролирует по миру. Был замечен в тесном сотрудничестве с музыкантами групп “Аукцыон” и “ И друг мой грузовик”.

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий