Звезды
Читайте сейчас
Алиса Фрейндлих: любимая мымра СССР
0

Легкая, непринужденная манера ее игры всегда сочеталась с лиричностью и комедийностью.

В этом году исполняется 35 лет самому народному «Служебному роману». Главная героиня фильма Алиса Фрейндлих в 2007 году стала лауреатом Государственной премии России за в области литературы и искусства. Награда присуждена Алисе Бруновне «за создание художественных образов, ставших классикой». Она снялась в фильмах «Полосатый рейс», «Анна и Командор», «Соломенная шляпка», «Служебный роман», «Д’Aртаньян и три мушкетера», «Сталкер», «Жестокий романс» и многих других.

Предков актрисы привез Петр I

Алиса Бруновна Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде в творческой семье. Предками ее отца были немцы, которых Петр I привез в Россию, чтобы они начали стеклодувное дело. Бруно Артурович играл на сцене и в кино. Мать актрисы, Ксения Федоровна Федорова, смолоду жила в Пскове, потом переехала в Ленинград. До рождения двух дочерей она тоже была актрисой. Театрально-музыкальная атмосфера, пропитывавшая дом, предопределила судьбу: с малых лет Алиса играла в театр, а когда стала старше, на смену дворовым спектаклям пришел школьный драмкружок.

Алиса Фрейндлих

Она вспоминала: «Я родилась в доме на Исаакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы стоял знаменитый Медный всадник и открывался захватывающий вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь».

Перед войной родители Алисы расстались, а потом Бруно Фрейндлих с театром уехал в эвакуацию в Ташкент. Это расставание спасло Алису и ее маму. Дело в том, что с началом войны начались репрессии против потомственных немцев, не избежали этой участи и родственники семьи по отцовской линии: был арестован дядя, Артур Фрейндлих, со своей женой.

В течение всей войны Алиса оставалась в Ленинграде, где пережила блокаду. Актриса потом рассказывала: «Хорошо помню, как я часами сидела и смотрела на стрелку часов, ожидая, когда же можно будет отщипнуть еще крошку от миниатюрной пайки хлеба. Бабушка не разрешала нам есть раньше времени и тем самым спасла от голодной смерти…»

С тех пор у нее на всю жизнь выработалась привычка ничего не оставлять в своей тарелке…

Из «темного леса» – в театр

В декабре 1945 года Алиса с мамой переехали в Таллинн к родственникам, где прожили до лета 1948 года. В Таллинне она училась с третьего по пятый класс. «В младших классах я отличницей была, но по мере возникновения физики, химии и прочей математики превратилась в троечницу. Все технические науки для меня – темный лес», – призналась потом Алиса Бруновна.

Алиса Фрейндлих

В 1948 году семья вернулась в Ленинград. В 1952 году девушка решила поступать в Ленинградский театральный институт.

«Разговор двух дам», – дрожащим от волнения голосом объявила она свое выступление на приемном экзамене и темпераментно произнесла выразительный гоголевский диалог с воображаемой партнершей. Комиссия была покорена. Еще студенткой Фрейндлих дебютировала в 1955 году в кино, удачно сыграв небольшие роли в мелодраме «Неоконченная повесть» и драме «Таланты и поклонники». Тогда же Алиса вышла замуж за своего однокурсника, однако брак оказался непрочным, и они развелись.

По окончании вуза молодую актрису приняли в труппу театра имени В. Ф. Комиссаржевской. В 1958 году она сыграла в фильме Владимира Венгерова «Город зажигает огни», однако эта роль осталась незамеченной.

Соловей напрокат

В 1961 году Алиса Фрейндлих покинула труппу Театра имени Комиссаржевской и перешла в Театр имени Ленсовета, который возглавлял 41-летний актер и режиссер Игорь Владимиров. Творческое содружество Алисы и Игоря вскоре привело их под венец. В середине 60-х годов на свет появилась дочка Варя.

В 70-х годах личная жизнь актрисы разладилась, она развелась с супругом, однако их творческое содружество продолжалось еще около шести лет. В 1983 году Фрейндлих ушла в Большой драматический театр к Георгию Товстоногову. По словам актрисы, произошло это по следующим причинам: «Когда мы с ним разводились, то договорились, что это не должно отразиться на творчестве. Но отразилось: разреженный воздух все-таки неизбежно существовал».

Вскоре Алиса Бруновна вышла замуж за актера Театра имени Ленсовета Соловья, что послужило поводом к шуткам со стороны ее коллег. Дело в том, что актрисой театра БДТ была Елена Соловей, у которой мужа тоже звали Юрием. Актеры острили, что она «сдала его напрокат».

Второй брак Фрейндлих распался в середине 90-х. Сама она по этому поводу заметила: «В личной жизни, к сожалению, я несчастлива. Не хочу сказать, что у меня совсем не было счастья, были, конечно, счастливые годы. Но все в конце концов разбивалось о мою занятость. Мужчины не любят чересчур самостоятельных женщин. Они не приемлют Алису Фрейндлих, которая отстаивает свою творческую и финансовую независимость. И вот этот диссонанс, который возникает в семье, неизбежно разрушает ее…»

Тайна королевы Алисы

В кино актрисе тоже долго не везло – то роли доставались маленькие, то фильм оказывался «на полке», как случилось с картиной Элема Климова «Похождения зубного врача». Лишь в «Анне и Командоре», вышедшем на экраны в 1973 году, она впервые получила главную роль. Но переломным в судьбе актрисы можно считать 1976 год, когда Эльдар Рязанов пригласил ее (без проб!) сняться в главной роли Людмилы Калугиной в фильме «Служебный роман». Картина сразу же оказалась в лидерах проката, принеся исполнителям главных ролей – Алисе Фрейндлих и Андрею Мягкову – звание лучших актеров года. Алиса Бруновна рассказывала, что заинтересовалась этой ролью, поскольку ей нравилась метаморфоза, происходящая с героиней, превращающейся из некрасивой начальницы в очаровательную женщину.

Алиса Фрейндлих

Создавая образ в первой части, Алиса излазила всю гардеробную «Мосфильма», чтобы найти подходящий кримпленовый костюм. Походку героини актриса, по ее собственному признанию, взяла из жизни: «Благо начальственных теток вокруг было навалом, особо изобретать не пришлось».

Потом актриса получила множество писем, в которых женщины писали: «После просмотра мы сразу отправились в парикмахерскую и сделали себе прически, потом сшили новые платья и вообще привели себя в порядок».

Другой ее знаменитой работой стала роль королевы Анны в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера». «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору. Мы с режиссером хотели показать земную женщину, мимо которой ничто не прошло – ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы», – так оценила она свой персонаж.

Нельзя не отметить исключительную музыкальность Алисы Фрейндлих. Она начала петь в картине «Служебный роман», затем были песни в фильмах «Старомодная комедия» и «Д’Артаньян и три мушкетера». Ее теплая, лиричная манера исполнения пришлась по душе зрителям, впоследствии эти песни исполнялись по радио и на телевидении.

Продолжение следует

В 80-х годах Алиса Бруновна плодотворно работала в кино, где ее основными жанрами оставались драма и мелодрама. Она с удовольствием приняла приглашение Рязанова на роль Огудаловой в фильм «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница».

Алиса Фрейндлих

В постсоветское время актриса снималась редко. Она вновь сыграла королеву Анну в продолжении «мушкетеров» – фильме «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя», затем была роль писательницы в фильме Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера» (1994 год). В театре Алиса Фрейндлих осуществила свою давнюю мечту – исполнила сцене БДТ роль леди Макбет в трагедии Шекспира. Эта работа стала не только ее триумфом, но и своеобразным прощанием с труппой. С тех пор актриса работает по приглашениям в разных театрах.

В последние годы предлагаемые роли Алиса Бруновна преимущественно отвергает. И все же зрители смогли насладиться работой любимой актрисы. Она сыграла главную роль в сериале «Женская логика». Ее героиня, пенсионерка Ольга Петровна Туманова, влюбленная в детективы, начинает расследование убийства и доводит его до конца, несмотря на скептицизм окружающих. Сериал имел шумный успех, вышли вторая и третья части. Надеемся, что замечательная артистка еще порадует нас своим талантом.