Пятнадцатый музыкальный фестиваль “Максидром” прошел на аэродроме Тушино 10 и 11 июня. За свою многолетнюю историю мероприятие неоднократно меняло формат, и этот год стал не исключением: во-первых, среди выступающих были заявлены в основном иностранные музыканты, а во-вторых, концерты растянулись на два дня. Программа разных дней была выдержана в едином формате: 10-го числа выступали сплошь альтернативные команды, 11-го — более спокойные.
Публика подобралась соответствующим образом: если в первый день на фестивале наблюдалось множество ярко выраженных неформалов, во второй преобладали люди за тридцать и вездесущие хипстеры. Несмотря на свободную продажу пива, концерты проходили мирно и без пьяных дебошей фанатов.
Первый день начался с разогрева московской инди-команды Biting Elbows. Ребята отыграли получасовой сет, поприветствовав и поблагодарив всех собравшихся — а затем фестиваль стартовал уже “по-взрослому”.
На сцене появилась североирландская группа Therapy?, которая сходу принялась играть свои хиты: “Isolation”, “Unbeliever”, “Exiles”. Толпа прыгала вместе с кумирами, а солист группы Эндрю Кернс в какой-то момент проникновенно спел, глядя на накрапывающий дождик: “I’m singing in the rain, just singing in the rain… What a glorious feeling — I’m in Russia again!”
Спустя примерно полчаса после последней песни и прощальных поклонов альтернативных ирландцев на сцене сменили альтернативные шведы — группа Clawfinger. Эти ребята помимо музыки отличились еще и безумно веселым интерактивом со зрителями: лидер коллектива Зак Телл почти после каждого номера отпускал какие-нибудь шуточки.
Один раз даже затянул было “Radio Gaga” группы Queen — но в толпе ее явно знали немногие, так что он быстро сдулся и перешел к собственному творчеству. Сет Clawfinger продлился чуть больше часа, за это время были сыграны такие композиции, как “Prisoners”, “Niggers”, “Nothing Going On” и “Catch Me”, во время которой солист дал поклонникам из первых рядов покричать слова за него в микрофон. А исполняя “Zeroes & Heroes”, Зак сам спустился к зрителям.
А еще Телл то и дело пытался сподвигнуть поклонников поприветствовать свою группу. “А теперь давайте представим, что мы — великие рок-звезды, а вы — наши фанаты!” — призывал он, а то и вовсе принимался сам скандировать: “Claw-fin-ger! Claw-fin-ger!” Зрители поддерживали его, но не слишком громко — Зак качал головой, обзывал всех ленивыми цыганами и принимался за исполнение следующего трека.
“Alli — motherfucking — luia!” — проорал он один раз между песнями. “Come on, man!” — с готовностью отозвался кто-то из публики. Ближе к концу сета из динамиков довольно неожиданно послышались вступительные аккорды песни “Final Countdown” — впрочем, дальше этого дело не пошло — суровые ирландцы вместо нее решительно заиграли оглушительную “Biggest & The Best”.
После этого музыканты ушли, но почти сразу же Зак вернулся обратно. “А это, — доверительно сообщил он зрителям, — та часть, где вы должны орать “Claw-fin-ger!”, а мы такие возвращаемся, значит, и играем себе дальше”. Так начался “бис”, состоявший из трех песен: “The Price We Pay”, “The Truth” и заключительной “Do What I Say”.
Между делом Телл прошелся и по поп-певцу Джеймсу Бланту, всласть поиздевавшись над его хитом “You’re Beautiful”, и по группе Crazy Town (“Москва, ты — сумасшедший город!” — возвестил он и тут же затянул припев песни “Butterfly”). Под конец ребята все-таки урвали свой кусочек “рок-звездности”: фанаты самостоятельно принялись скандировать название коллектива, так что Зак чуть не прослезился от радости. “Респект!” — сказал он и ушел.
Следующими на очереди были финны Rasmus. Их выступление прошло по-европейски гладко и несколько “вылизанно” — чуть более часа любимых фанатами песен, постоянные “спасибо” на русском.
Удивили только внезапным исполнением русской народной “Катюши” на детских гуслях, подаренных, как разъяснил восторженной публике солист коллектива Лаури Илонен, кем-то из фанатов. В основном сет-листе играли “Livin’ In A World Without You”, “First Day Of My Life”, “Friends Don’t Do Like That”, “Guilty”, а также новую песню, “только-только написанную за сценой” — “Ghost Of Love”. Не обошлось, разумеется, и без главного хита Rasmus “In The Shadows” — во время ее исполнения Лаури с трогательным финским акцентом покричал “Рассийя!.. Финланд!”. Сыграв на “бис” композицию “I’m A Mess”, ребята ушли, оставив зрителей в ожидании хедлайнеров вечера — группы Linkin Park.
На двух больших экранах по бокам от сцены шел обратный отсчет — согласно ему, от ухода финнов и до прихода американцев должно было пройти чуть более получаса — но на деле сет Честера Беннингтона со товарищи стартовал лишь минут двадцать спустя после обнуления счетчика.
Несмотря на то, что в прошлом году Linkin Park уже приезжали в Москву с бесплатным концертом, на “Максидроме” их встречали как в первый и последний раз. Зрители единодушно прыгали практически подо все песни, горланили слова хитов и забрасывали музыкантов бумажками с признаниями в любви, а еще выпускали в небо сотни разноцветных воздушных шариков.
Группа отвечала взаимностью, не щадя себя и полностью выкладываясь на всех композициях. Начиная стартовой “A Place For My Head” и кончая заключительной “One Step Closer”, концерт пронесся на одном дыхании — пришлось даже обойтись без “биса”. Солист вытягивал такие длинные ноты и орал так, что, казалось, вот-вот сорвет голос. Особенные давка и шум творились в толпе на хитах, таких, как “Somewhere I Belong”, “Numb” и “Crawling”. Играли Linkin Park в общей сложности около полутора часов, распрощавшись с публикой в районе одиннадцати вечера.
Завершили первый день “Максидрома” шикарный салют в небесах над аэродромом и Beatles, возвещавшие из динамиков на все поле свое неизменное “All You Need Is Love”.
Второй день фестиваля открывала московская команда Everything Is Made In China. Они разогревали своих американских коллег — группу She Wants Revenge. Иностранные гости несколько задержались с выходом— за что многократно извинились, объяснив, что заблудились, а еще у них чужие инструменты, потому что свои у них украли. Из-за опоздания их сет сократился почти вдвое — ребята играли чуть меньше получаса вместо положенных сорока пяти минут.
Пришлось уложиться всего в шесть песен, но и этого вполне хватило: She Wants Revenge успели спеть композиции из разных альбомов и завершить выступление двумя хитами — “Out Of Control” и “Tear You Apart”.
С опозданием в пятнадцать минут на сцену вышел американец Эверласт в сопровождении своих музыкантов. Команда сыграла “All My Love”, “Today (Watch Me Shine)”, “White Trash Beautiful” и “Stone In My Hand”. Несколько раз певец резко просил техников сцены “немедленно сделать что-нибудь со звуком”, один раз даже прервал песню посередине и начал заново.
“Простите, — обратился он к слушателям. — Я просто не люблю непрофессиональное дерьмо”. Его слова были приняты с пониманием и энтузиазмом: после следующего трека музыканту принялись кричать из толпы слова ободрения. Эверласт выслушал их с большим интересом и ответил: “О, спасибо! Я вас тоже люблю”, затем порадовался вышедшему наконец-то из-за туч солнышку и тому, что он в Москве — “впервые в качестве Эверласта” — и заиграл “Put Your Lights On”, исполненную когда-то совместно с Сантаной.
Завершил свой сет американец, раскачав всю толпу, сгрудившуюся перед сценой. “Вы готовы немного повеселиться?” — на всякий случай спросил он буквально с первыми аккордами “Jump Around”. Публика охотно затанцевала и запрыгала в такт песне. “Эй, ленивые ублюдки в задних рядах! Это и вас касается!” — уточнил между делом музыкант — и, как следует распалив аудиторию, внезапно ушел за сцену.
Следующий участник “Максидрома” — старший Гэллахер со своим новым сольным проектом Noel Gallagher’s High Flying Birds — проявил поистине британскую педантичность и вышел даже раньше, чем на экранах закончился отсчет до начала его выступления.
Легенда бритпопа немедленно вызвал у столпившихся у сцены хипстеров легкую истерику — причем в основном почему-то в мужских рядах. Какие только комментарии не отпускались поклонниками в адрес Ноэля за время его сета! “Ай, молодца” и “красавчик” — пожалуй, самое лестное и цензурное из всего. Кто-то хотел, чтобы британец немедленно снял кожаный пиджак — и, когда это произошло, удовлетворенно заметил: “Так-то лучше”. Кто-то требовал сыграть любимые песни, прибавляя после каждого названия непечатные русские слова. А кто-то просто целый час подпевал Ноэлю что было сил, заглушая его самого.
Гэллахер не разочаровал поклонников, как следует разбавив треки с новой группой старыми добрыми хитами Oasis, которых от него так ждала публика. Прозвучали “(It’s Good) To Be Free” (она открыла сет британцев), “Mucky Fingers”, “Talk Tonight” и “Half The World Away”. На заключительных “Little By Little” и “Don’t Look Back In Anger” слушатели окончательно распалились и пели единым хором, выкинув вверх руки.
Один из поклонников, стараясь еще больше усилить сплоченность аудитории, подбадривал соседей перед припевами некоторых треков: “А теперь поем все вместе и очень дружно!” — хотя, казалось, дружней уже некуда. Песни Noel Gallagher’s High Flying Birds, впрочем, принимали тоже отлично — все знали слова “Everybody’s On The Run”, “Dream On” и “Death Of You And Me”. На горячие восторги толпы Ноэль реагировал весьма невозмутимо, с полуулыбкой отвечая сухое “Thank you”.
После ухода со сцены Галлахера публика принялась толкаться за места в первых рядах еще активнее, чем до того. Немудрено — хедлайнеры второго дня, британцы Cure, до того ни разу не были в Москве, а увидеть легенд на расстоянии десятка метров от себя мечтали, по-видимому, многие. Выступление родоначальников готик-рока привлекло и знаменитостей: на поле аэродрома в ожидании Роберта Смита со товарищи разгуливали, например, радиопродюсер Михаил Козырев и певица Земфира.
Концерт стартовал в восемь вечера с композиции “Plainsong”. За ней последовали “Open”, “High”, “Pictures Of You”. После некоторых песен лидер группы произносил единственные, по всей видимости, слова, которые знал по-русски: традиционное “спасибо” и почему-то “следующая песня”. Звучали “Shake Dog Shake”, “Bananafish Bones”, “Push”, “Just Like Heaven” и многое-многое другое. Публика умудрялась подпевать не только стихам, но и аккордам песен, что, по всей видимости, приятно шокировало музыкантов — они ошарашенно переглядывались и улыбались.
Роберт в какой-то момент разошелся и даже показал кому-то язык. В сет-листе не обошлось без сюрпризов: так, в этот вечер в Тушино прозвучали композиции “Cold” и “The Same Deep Water As You” — обе они не исполнялись группой на концертах с 2002 года.
По замыслу организаторов, выступление Cure должно было продлиться около двух с половиной часов, однако музыканты на радость поклонникам это ограничение проигнорировали и остались “на подольше” — в общей сложности их концерт растянулся более чем на три часа. На слушателей сплошным потоком лилась музыка, а в небо по бокам от сцены взмывали мыльные пузыри, которые выдувал кто-то из толпы. Британцы несколько раз уходили, но каждый раз возвращались — их даже не надо было особенно упрашивать.
Некоторых эти бесконечные “бисы” утомили, и зрители стали потихоньку уходить от сцены поближе к выходу — тем более что начинало темнеть и накрапывал небольшой дождик, который грозил перерасти в полноценную грозу. Но основная масса оставалась — в дождевиках, под зонтами, просто в майках — люди продолжали подпевать любимым “The Kiss”, “Close To Me”, “Let’s Go To Bed”. С неба уже начало лить — погода соответствовала музыке и общей атмосфере, казалось, британцы подыгрывают дождю — или он им. И вот наконец знаменитейшая “Friday I’m In Love”, под которую поклонники устроили поистине танцевальную вакханалию. “На посошок” Cure приберегли свои самые веселые песни (которых у них совсем немного), сыграв фанатам перед уходом “Boys Don’t Cry”.
Салюта в этот раз не было — его сполна заменили вспышки молний, освещавшие зрителям дорогу к выходу. Толпы счастливых и мокрых до нитки людей бежали по полю под проливным уже дождем — и это, кажется, стало отличным окончанием фестиваля. Об этом сообщает InterMedia.
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
ДЗЕН Телеграм