2014, Navigator Records Поклонники бит-квартета “Секрет” – а это весьма верные и сплоченные люди – ждали нового номерного альбома с 1989 года. В течение этого времени их слегка утешали пластинки бит-трио “Секрет”, сольные диски Максима Леонидова и иногда юбилейные воссоединительные концерты ленинградской четверки. Подобные акции участники “Секрета” обычно устраивали раз в пять лет, в последнее время чаще.
Отметив в прошлом году 30-летие, музыканты неожиданно решили тряхнуть стариной и записать альбом как бит-квартет “Секрет”, хотя и с использованием современных коммуникационных возможностей: большинство песен сочинялось Максимом Леонидовым и Николаем Фоменко по интернету. И вот новый альбом бит-квартета “Секрет” вышел.
Если вспомнить количество великих песен, прозвучавших на двух их первых пластинках, выход “секретовской” новинки должен был сравниться с таким событием, как появление нового альбома, не знаю, группы Pink Floyd с участием Роджера Уотерса. Диск “Все это и есть любовь” достаточно активно анонсировался, но вот сам релиз вышел каким-то подозрительно тихим. Почти за месяц после премьеры рецензенту не попалось ни одного упоминания о “секретовской” новинке – ни в прессе, ни в соцсетях, где товарищи нет-нет да и выложат ссылочку на что-то интересное или на худой конец ностальгическое. Даже издатель как-то скромничал и не рекламировал альбом в своих пресс-рассылках. То ли заговор молчания, то ли фигура умолчания, как писали в советской прессе про чуждые западные ценности. Почему ж такое? Когда я вспомнил про то, что “вроде бы “Секрет” таки выпустил пластинку”, можно было предположить, что работа вышла настолько никчемной, что про нее лишний раз упоминать неловко, а уж тем более рекомендовать. Однако прослушивание подтвердило эту версию лишь в некоторой степени.
Мало кто ожидал, что новинка затмит “Алису”, “Привет”, “Именины у Кристины”, “Ленинградское время” или хотя бы сравнится с ними. Но вот то, что материал альбома по большому счету не убедил поклонников в “незряшности” четвертьвекового ожидания, – разочаровывает всерьез. Композиторская и исполнительская манера Максима Леонидова изучена вдоль и поперек на его сольных пластинках, и чего-то нового на “Все это и есть любовь” он в этом отношении не предлагает. Можно было сделать некоторые ставки на “совместную химию” Макса и Фомы, однако на деле это свелось к тому, что к леонидовской интеллигентной манере в некоторых вещах добавляется нагло-ворчливый голос Фоменко. Кстати, вариации на тему “Твой папа был прав” странновато смотрятся сегодня в устах взрослого успешного бизнесмена, как и рифма “в жопу паяльник – пододеяльник”. Стоило ли городить огород с воссоединением, если пластинка в конечном итоге больше всего напоминает обычную работу Максима Леонидова, ностальгически усиленную гостевым участием бывших коллег?
В качестве леонидовского сольника к “Все это и есть любовь” вообще бы не было претензий, ибо планку мелодизма, мудрости и иронии диск вполне выдерживает. Хитов чуть меньше, чем хотелось бы, однако для многих других исполнителей даже наличие заглавной песни, а также треков “Гад Иванов”, “На любой стороне Земли” и “Я закрываю глаза” было бы успехом. Но от бит-квартета “Секрет”, пусть и постаревшего на 25 лет, все-таки ждешь большего. Лучшими на альбоме оказываются тихие песни “Двое” и “Лети”, причем обе максимально непохожи на типичные “секретовские” хиты. Оказывается, ставка на ностальгию и старых коней играет не всегда – порой побеждают темные лошадки. Оценка: ***. Алексей МАЖАЕВ.