Топ-10 лучших российских дисков 2011-го

Предлагаем вашему вниманию обзор лучших десяти отечествкенных релизов года, по версии портала Музыка KM.Ru

Топ-10 лучших российских дисков 2011-го

1. Ария “Феникс“. Дебютная работа “Арии” с новым вокалистом Михаилом Житняковым “Феникс” заставляет, как ни странно, вспомнить об альбоме “Игра с огнем”. И там, и там огонь является ключевым символом. Только если в конце 80-х он ассоциировался с опасностью, угрозой и угаром, то сейчас – с преображением и возрождением. Десять песен “Феникса” знаменуют собой тернистый и многотрудный путь к Свету через препятствия, гибель и очищение в раскаленном горниле. Условно их можно отнести к жанру фэнтези, однако они не оторваны от нынешней действительности, а, напротив, содержат узнаваемые маячки. В заглавном “Фениксе” формула вечной жизни предельно конкретизируется: “Жить, чтоб сгореть, и сгореть, чтобы жить, не заблудившись во тьме”.

Топ-10 лучших российских дисков 2011-го

2. Алиса “20.12”. Возможно, диск “20.12” – это одно из самых личностных высказываний Константина Кинчева. Местами восприятие автора обостреннее, а нерв – оголеннее, чем даже в “Стати Севера” (2007). Чего только стоят нокаутирующие фразы “то в душу плюют, то носят цветы” (“Вода и вино”) и “всем важно, что о них скажут, мне важно, как отпоют” (“Мир”). В то же время диск изобилует невероятно точными злободневными зарисовками: “Сей, сей, Государь, полцарства на откаты” (“Капля солнца”) или “Добиваясь цели, цепляясь за власть, прыткие готовят тылы, чтобы, если сбросят, помягче упасть, не задев углы” (“Прыть”).

3. Кирпичи “Новые Кирпы МОО ФОК“. Настало время собирать камни, вернее – “Новые Кирпы”. Присказка “МОО ФОК” похожа на название некоего предприятия, хотя на самом деле означает нечто неприличное. Какую-то доминирующую линию в альбоме выделить трудно, чем он напоминает эклектичную и гиперуспешную работу “Кирпичей” “Сила ума” (2002). Разве что стало больше экспериментов с сыроватым инди, начатых еще в альбоме “7” (2006). В эту категорию попадают практически все дуэты альбома, за исключением тандема с Сергеем Шнуровым “Дважды два равно четыре”, навевающего ассоциации с “Магаданом” Васи Обломова.

Топ-10 лучших российских дисков 2011-го

4. Rotooff “Жизнь удалась!”. Новые песни “Смысловых галлюцинаций” напрочь лишены юмора (пусть даже и черного). Отныне ответственным за хохмы назначен бас-гитарист группы Николай Ротов. В своем новом проекте Rotoff он успешно реализует внезапно открывшиеся дарования массовика-затейника. Песни дебютного альбома группы Rotoff написаны от лица стеснительного и улыбчивого “маменькиного сынка”, который в конечном итоге превращается в Индиану Джонса и Гарри Поттера в одном лице, спасая мир шутя и играючи.

 

 

 

5. Адаптация “No Pasaran!”. Ермен “Анти” Ержанов называет свой родной Актюбинск “портом приписки”. В этом определении нет ни уничижения, ни стыда. “География здесь особой роли не играет. Я вообще, будучи городским человеком, города особенно не люблю. Мог бы жить в Алма-Ате, Берлине, но прекрасно осознаю, что на данный момент мне это не нужно”, – сказал он недавно в интервью Алексею Коблову. В альбоме “No Pasaran!” “Адаптация” находит оптимальный способ сохранить себя в современных реалиях. Чтить родину, но не привязываться к месту и вообще помнить о том, что “коренных извели под корень”. Находиться в постоянном движении и учитывать, что “партизанская жизнь или жизнь на колесах – новый способ бороться и не уставать”. Музыкальный ландшафт альбома причудлив и непредсказуем. Невозмутимый упругий постпанк “Адаптации” то и дело разбавляется изысканным серфом (“Любовь и каннибализм”), утяжеленными маршами (“Остановите войну”) и отстраненной психоделией (“Где-то далеко”).

6. Звери “Музы”. Со временем Роман Билык почти полностью отказался от дворово-жлобских интонаций, отдавая предпочтение печальному философскому тону. И это откровенно радует. Аранжировки альбома бесхитростны, но сделано это не во имя пресловутой идеи “рокопопса для бедных”. Таков этап естественной эволюции автора, который, выражаясь словами Ильи Черта, “пришел к простоте”. В “Никуда не надо” неожиданно обнаруживается рэповая фактура, что роднит этот трек с давней сплиновской “Тебе это снится”. По сюжету же песня поразительно напоминает “Бездельника” группы “Кино”. Многие напряженно ищут нового Виктора Цоя, норовя его разглядеть порою даже в нечесаных “гениях” инди-музыки. Между тем для этого пьедестала уже вполне подходит Рома Зверь. Без видимого напряжения, без натужных мудрствований и без претензий на менторство музыкант занимает позицию бесстрастного и тонкого наблюдателя.

Топ-10 лучших российских дисков 2011-го

7. Джан Ку “Гранж“. Десять песен альбома – это неизбежные этапы, которые проходит христианин на пути к Совершенству (а число 10 – это и есть знак совершенства). М музыканты “Джан Ку” вновь показали себя мастерами тяжелых, тягучих и умных песен. Все треки альбома, так или иначе, апеллируют к гранжу, но в чистом виде он нигде не встречается. “Уходим От Идолов Их” тяготеет к блюзу, во многих других композициях встречаются джазовые вкрапления. Стало заметно меньше электроники, что пошло альбому только на пользу. Вокалистка Ксения Ермакова продолжает избегать типично женских тем и образов (во фрагментах, заимствованных из Николая Сербского и Иустина Поповича”, она даже поет от лица мужчины). Вероятно, сейчас это подчеркивает универсальность религиозного опыта. “Джан Ку” всегда имели пристрастие к туманным философским умозаключениям. Но лишь в альбоме “Грандж” все эти искания подчинены глобальному замыслу, а образы-символы красиво выстраиваются в стройную систему.

8. Дайте Два “360”. Группа “Дайте Два” напрочь лишена неприглядных черт, присущих так называемому “женскому року”. Вокалистка Людмила “Теща” Махова не впадает в истерику, не обожествляет эгоцентризм, не смакует собственные фантазии, не шлет проклятья в адрес соперниц и недоступных мачо. Даже когда группа поднимает такие темы, она выбирает особый ракурс, нацеленный на созидание. Взять “Суку”, одно уже название которой напоминает известный анекдот “мама, он обозвал меня сукой”. В то же время, дискутируя со своей антагонисткой, героиня песни… искренне признается той в своих симпатиях. “Стокгольмский синдром” поднимает щекотливую проблему бытового насилия, но битью тарелок Махова предпочитает сочный язык квалифицированных семейных психологов: “Это точность прицела, на пафос момента”, “кому война, кому мать родна, или вон беги, или пей до дна”, “завтра мертвыми найдут у подъездов, а спишут опять на инфаркты и местное быдло”.

9. Otto Dix “Чудные дни”. Пятый студийный альбом питерской группы Otto Dix “Чудные дни” как бы подводит некий промежуточный итог, отметив тем самым этот своеобразный рубикон. Если кто-то, незнакомый с творчеством коллектива, поведется на название пластинки, ожидая услышать там что-то бессмысленно радостное, то его ждет жесткое разочарование. В случае Otto Dix название альбома так и хочется произнести с ударением на второй слог и повторить вслед за кэрролловской Алисой: “Всё чудесатее и чудесатее!” Нарисованные в “Чудных днях” музыкальные картины чем-то похожи на работы Сальвадора Дали – тут свой собственный мир, который населяют причудливые существа. Частично это техногенный мир машин, частично – мир чувств и эмоций. Пластинка “Чудные дни” не подойдет для фастфудного потребления, к которому все больше привыкает современное общество. В нее необходимо вслушаться, проникнуть и попробовать заглянуть в себя, пытаясь найти те грани, о которых говорят или намекают музыканты.

Топ-10 лучших российских дисков 2011-го

10. Несчастный случай “Тоннель в конце света”. Чуть ли не каждый второй рок-музыкант старается в последнее время поделиться своими “откровениями” по поводу грядущего конца света. Такого сорта продукции стало до неприличия много, так что каждое новое творение очередного “Всадника Апокалипсиса” чаще способно вызвать лишь неудержимую зевоту. Не то с “Несчастным случаем”. Во-первых, их слоган “Тоннель в конце света” действительно отличается свежестью, креативностью и самоиронией. Во-вторых, уже в этой фразе, как в отражении кривого зеркала, видны все изгибы различных суеверных страхов и обывательских представлений об эсхатологии. Ну и, в-третьих, Алексей Кортнев сотоварищи скорее вещает о персональном “конце света”, но, опять же, не о собственном, а создает некую ролевую модель типичной жертвы кризиса среднего возраста. Сегодняшний “Несчастный случай” делает ставку на чистых сердцем романтиков-бессребреников – и не проигрывает. Как это ни банально прозвучит, слушая этот альбом, собственной шкурой удивленно замечаешь, что ты пока еще, слава Богу, ЖИВОЙ!

По материалам: www.km.ru

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий