Фефект фикции. Чтобы научиться правильной артикуляции, телеведущие используют винные пробки

Героиня Ирины Муравьевой в известном фильме `Карнавал`, готовясь к поступлению в театральный вуз, тренировала технику речи, набив рот орехами и старательно выговаривая скороговорки: бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Перед тем как начать работу в кадре, технику речи должен освоить и каждый телеведущий. Только вот вместо орехов сегодня используют… винные пробки.

Чукча в чуме-читальне
`Никогда не делайте так, как делала Ирина Муравьева! — предупреждает нас преподаватель по технике речи канала `Россия` Наталья Погосова. — Можно поперхнуться, орех попадет в дыхательные пути — тогда пиши пропало. А пробка выполняет ту же функцию`. Оказывается, когда во рту есть какая-то помеха, а мы, преодолевая ее, будем стараться максимально четко произносить слова, автоматически нарабатывается мышечная активность в органах артикуляции. На слух при этом произносимый текст может звучать со множеством лишних шумов, зато потом, когда вынимаешь пробку изо рта, привычка `сопротивляться` в мышцах остается, и текст произносится легко и свободно. С пробкой можно проговаривать слоги, скороговорки, а телеведущие, начиная заниматься, даже читают с пробкой во рту свои эфирные тексты. При этом помещать ее нужно в рот не целиком, а только на сантиметр-полтора, придерживая зубами и немного рукой за внешний край — в этом случае рот может свободно открываться.
Преподаватель занимается с каждым учеником с учетом его природных данных и индивидуальных проблем. `Если у кого-то вяло работают губы, значит, мы больше отрабатываем звуки `п-б`, `в-ф`, — рассказывает Наталья Погосова. — При проблемах с шипящими пробка ставится под язык, и все тексты проговариваются только в этой позиции. Например: чукча в чуме-читальне читает `Чайку` Чехова. Если у человека слишком `свистят` свистящие звуки, кладем пробку на язык и произносим слогосочетания: КCИ-КCЭ-КCА-КCО-КCУ-КCИ. Когда пробка вынимается, язык привыкает к определенной позиции, и дефект речи устраняется`.
Наталья Вартановна Погосова — заслуженный работник культуры РФ, доцент, преподаватель кафедры сценической речи РАТИ — работает с телеведущими уже 15 лет. Через ее руки в буквальном смысле прошли почти все ведущие и корреспонденты информационной службы канала: Елена Мартынова, Елена Выходцева, Михаил Антонов, вся бригада программы `Дежурная часть`… Преподаватель радуется, что независимо от профессионализма, приходя работать на канал, каждый человек воспринимает ее пожелания и помощь адекватно. `Совсем недолго мы занимались с Машей Ситтель — она уже была мастером, когда перешла работать в `Вести`, — рассказывает Наталья Вартановна. — Чуть-чуть работали с Сергеем Брилевым, когда он вернулся из Англии, — занимались эфирной стилистикой и интонацией. Работали с Сергеем Пашковым: он ведь по образованию историк и педагог, заканчивал историко-архивный институт. А сейчас — профессиональный на телевидении человек, собкор канала в Израиле`.
`Когда я начинала работать в `Дежурной части`, — вспоминает ведущая программы Татьяна Петрова, — Наталья Вартановна давала мне папку с эфирными текстами моего тогдашнего напарника Дениса Яковлева, и по ним мы учились читать с выражением, расставлять акценты в предложениях, правильно делать ударения, брать дыхание, выдерживать паузы. Затем лично от меня требовали жесткости в голосе — в криминальной программе у ведущего должна быть именно жесткая манера подачи информации. Наталья Вартановна сразу меня успокоила: сделаем подачу, какую нужно. Занимались в общей сложности месяца три — голос действительно стал жестче. А еще запомнилось, что Наталья Вартановна, чтобы исправить мою вялую голосовую подачу, советовала мне… бегать по лестнице. Говорила: `Вы пробегите по лестнице с первого на пятый этаж, а потом забегите в студию — у вас сразу така-ая подача будет!`

В эфире `Пионерская зорька`
Ключевое понятие, которое запомнилось из разговора с преподавателем по технике речи, — это `опёртость`. Именно таким — `опёртым` — должен быть голос ведущего. Считается, что такой голосовой тембр вызывает больше доверия у зрителя и просто приятен на слух. `Вы послушайте, какой красивый голос у Михаила Зеленского! — восхищается Погосова. — В Мишу только из-за голоса влюбиться можно. Причем этот голос ему дан от природы, а это большая редкость`. Воспользовавшись служебным положением, я попросила Наталью Вартановну оценить свои собственные голосовые данные. `Пожалуйста, почитайте что-нибудь из этой папки`, — подала мне стопку с подводками ведущего преподаватель.
Читаю текст: `Здравствуйте! В эфире — программа `Вести-Москва` с новостями столичного региона. В студии Алексей Логинов.
В Москве может появиться официальный реестр такси. Соответствующий законопроект одобрила сегодня в первом чтении Московская городская дума`.
Приговор преподавателя строг. `Во-первых, голос вам желательно понизить — придать больше грудного тембра и того самого `опёртого` звучания. Высокие женские голоса хороши для утреннего эфира. Но мы, педагоги по речи, про себя говорим о них: в эфире — `Пионерская зорька`. Далее, вам нужно поработать с темпоритмом и активностью фразы. Последние слова предложений у вас как морской прибой: начало активное, а конец фразы затухает. Затем, я бы поработала с логикой и немножко с дикцией: почистить шипящие и мягкий `ть`. Кроме того, вы сейчас все прочитали, а нужно рассказать. Для этого существуют некоторые секреты начитки…`
Весь этот набор проблем тщательно разбирается на занятиях по технике речи. Однако, как оказалось, правильной дикции и чтению текстов начинающие ведущие учатся только… во вторую очередь. Первое, чего добивается от них преподаватель, — это свободной манеры общения со зрителем в кадре. Другими словами, для начала нужно выработать у человека желание общаться со зрителем, а затем уже — научить его общаться правильно.
На занятия по технике речи к Наталье Погосовой съезжаются ведущие и журналисты со всей России. Представителям регионов сложнее всего избавляться от говора — процесс этот трудоемкий, уделять время занятиям нужно каждый день, а загруженность на работе у всех и без того большая. В театральной школе над избавлением от говора работают около трех лет — на телевидении такой роскоши позволить невозможно. Но и в довольно сжатые временные рамки можно добиться успехов. Главное — работать на результат. И еще одно правило: все упражнения должны доставлять удовольствие, иначе в занятиях нет никакого смысла.
Чтобы голос звучал полно и красиво, прежде всего выполняется дыхательная гимнастика. Упражнения из известной дыхательной гимнастики по системе Стрельниковой, упражнения на отработку бесшумного вдоха и выдоха, преподаватель следит за работой мышц, которые задействованы в дыхательном процессе. `А в целом, чтобы лучше говорить, нужно прежде всего хорошо открывать рот, — советует Наталья Вартановна. — Когда у человека зажата челюсть, впечатление от артикуляции остается совершенно невнятное`. Для освобождения нижней челюсти Наталья Погосова рекомендует упражнение `Щелкунчик`. Попробуйте произнести несколько раз фразу `Вот кот, вот крот`, резко опуская челюсть вниз на произнесении буквы `т`. Эффект не заставит себя ждать. А вот если вы охрипли и голос пропал совсем, специалист советует заваривать кипятком свежие яблоки: такой чай должен спасти ситуацию.

Американский рэп и русская кантиленность
На `Радио России`, где Наталья Погосова тоже проработала много лет, однажды пришло письмо: `Уважаемая редакция! Не могли бы ваши дикторы говорить помедленнее — мы не поспеваем понимать. Вы бы пригласили кого-нибудь из старых дикторов, таких, как Левитан. Может, они еще не все умерли?` Современные телеведущие выдают информацию тоже намного быстрее, чем преподносили ее дикторы советского телевидения. `Событий происходит очень много, — поясняет Наталья Погосова, — и всем хочется рассказать в новостном блоке как можно больше`. Слуховой порог восприятия в русском языке — 120 слов в минуту. Если ведущий проговаривает текст быстрее — слушателю действительно сложно разобрать доносимую до него информацию. `Я всегда объясняю: это иллюзия, что на скорости проговаривания экономится время. Экономятся секунды, а общее впечатление от речи уже другое, — продолжает Наталья Вартановна. — Общество сегодня находится в большом напряжении, и со зрителем нужно просто разговаривать, а не `давить` и не `наезжать` с экрана`.
Образец спокойствия в нашем эфире, по мнению Натальи Погосовой, — ведущий программы `Вести недели` Сергей Брилев. Ему свойственна очень редкая сегодня на экране манера непосредственного общения со зрителем, неторопливость, вдумчивость суждений и заинтересованность в том, о чем он говорит. `А что скажете о ведущих, которые буквально кричат в эфире?` — спрашиваем мы. `Действительно, нужно всегда соизмерять свой звук с расстоянием до собеседника, — отвечает педагог. — Часто, когда ведущий говорит очень громко и в агрессивной манере, им это превратно понимается как драйв. Но иногда такая манера действительно допустима, если это оправдано стилистикой программы. Например, на ток-шоу или при комментировании спортивных соревнований`.
`Меня удручает, что на некоторых каналах сегодня разрушается мелодика русского языка, — говорит Наталья Погосова. — Русская речь отличается своей плавностью, кантиленностью. А у нас сейчас появился стиль рваной и дерганой речи, которая напоминает американский рэп. С моей точки зрения, это ужасно`. И еще важный совет, который дают всем телеведущим. Перед тем как произносить написанный текст в эфире, обязательно самому `попробовать его на язык и на ухо`. Иначе даже при хорошем произношении зритель услышит с экрана что-нибудь не то. Однажды так произошло с фразой: `Состоялась встреча с экс-мэром одного из городов…` На бумаге все выглядит безобидно, а вот на слух у мэра получается довольно завидная, наверное, должность.

Несколько скороговорок для отработки хорошей дикции
(не забудьте про винную пробку):
Купи кипу пик. Купи кипу пуха.
Осип охрип, Архип осип.
Король — орел.
Бесперспективняк. Жлобственничественность.
В один, Клим, клин колоти.
Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
Ложечка моя — желобовыгибистая с переподвыподвертом.
Из-под куста из-под подвыподверта зайчонок маленький изподподвыподвернулся.
Это колониализм? Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Деидеологизировали-деидеологизировали и додеидеологизировались.
На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Слоговые цепочки
(тоже с пробкой во рту):
БДГИ БДГЭ БДГА БДГО БДГУ БДГЫ
ГБДИ ГБДЭ ГБДА ГБДО ГБДУ ГБДЫ
ПТКИ ПТКЭ ПТКА ПТКО ПТКУ ПТКЫ
КПТИ КПТЭ КПТА КПТО КПТУ КПТЫ


Ведущие, чей голос трудно перепутать

`МК-Бульвар` внимательно выслушал эксперта, но рискнул составить свою пятерку самых голосистых телезвезд.

1. Александр Гуревич, `Сто к одному`.
Александр Гуревич мог бы посоревноваться с любым в скорости проговариваемого текста. Характерно, что качество текста при этом не страдает, а обаяние ведущего только растет.

2. Павел Любимцев, `Городское путешествие`.
Павел Любимцев может одинаково интересно рассказать о чем угодно. Неудивительно. Телеведущий — профессиональный чтец по образованию.

3. Екатерина Андреева, `Время`.
Как ходят в театр на игру определенного актера, так программу `Время` многие включают, чтобы послушать Екатерину Андрееву. Во многом благодаря ее манере ведения программы и правильной речи.

4. Алексей Пивоваров, `Сегодня`.
Достойный наследник Леонида Парфенова. В новостях от Пивоварова всегда есть место шуткам и игре слов, что несет за собой риск: не все телезрители обладают хорошим чувством юмора. Несмотря на это, юмор Пивоварова почти всегда попадает в цель. Вероятно, потому что шутки — авторские.

5. Глеб Пьяных, `Программа максимум`.
`Зачем он так кричит?!` — недоумевают многие телезрители. Но стоит признать, что многие сюжеты его программы достойны подачи в духе уличных зазывал, продававших газеты в начале прошлого века. И голос Глеба можно узнать, даже повернувшись к телевизору спиной. Редкий дар.

МК-Бульвар Валентина ПЕСКОВА

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru