«Король и Шут»: «Маньячизм – это наш протест против попсы»

Один из лидеров группы «Король и Шут» Михаил «Горшок» Горшенев празднует 7 августа свой день рождения. Рокеру исполняется 35 лет. Кроме того, у «Короля и Шута» готовится к выходу новый альбом. Корреспондент портала Музыка КМ.Ru встретился с фронтменом «Короля и Шута» Андреем «Князем» Князевым, чтобы выведать у него все подробности.

«Король и Шут»: «Маньячизм - это наш протест против попсы»

 Постоянно хотели играть «Продавца кошмаров»

KM.Ru: Не кажется ли вам, что в плане концертного шоу вы в последнее время несколько законсервировались? Одни и те же песни, жесты и даже шутки между номерами…

– Не могу с этим не согласиться. На самом деле, сейчас я уже воспринимаю это как прошлый застой. Мы поймали себя на том, что действительно получили удовольствие от выпуска нашего последнего альбома «Продавец кошмаров» и поэтому хотели постоянно играть именно его. Практически весь материал предыдущего диска уже в печенках сидел! Нам постоянно хотелось бороздить новый диск. Тем более, мы его сделали так, как нам этого хотелось. Потом у нас в этот период начались пертурбации состава. После ухода Балу у нас появился новый басист Колбаса, он был временный. Поэтому какое-то время мы поднаяривали его, чтобы он играл. Было понятно, что после он уйдет, нам нужно искать нового. Эти перемены в составе также влияли на ограниченность нашей программы. Сейчас коллектив устаканился, басист Сергей Захаров встал на свои рельсы, мы им довольны. Он – московский человек, из Солнцева. Постепенно Захарыч осваивает все новые и новые песни, совершенствует их, и теперь можно расширять программу во всех направлениях. Мы сейчас к каждому большому серьезному концерту готовимся индивидуально. Мы не отказываемся от многих композиций, которые у нас присутствуют в «Продавце», потому что нам нравится их играть. Но мы также постоянно перемешиваем наши песни из предыдущих альбомов. В данный момент у нас несколько разных программ. А нарекания насчет законсервированности наших концертов действительно имели место, я тоже неоднократно слышал такие высказывания от разных людей. Но сейчас мы расширили диапазон действия, и теперь больше песен участвует в нашей концертной программе.

KM.Ru: Какие старые песни возродились, по каким причинам и что поменялось в их подаче, звучании, текстах?

– В текстах я ничего не менял – это немножко не то. Вот с музыкой, конечно, можно делать все, что угодно. Какой был у нас уровень, когда мы делали наши ранние альбомы и какой сейчас, при повелении клавишных инструментов, при появлении толкового звукорежиссера. У нас появилось больше технических возможностей, чтобы подать песню. Скажем, ту же «Прыгну со скалы» мы смогли теперь сделать не просто как перебор гитарных аккордов, а подать ее на более мощном уровне. Конечно, кому-то ближе дворовая гитарная переборка, это понятно. Но нам сейчас было интересно сделать ее в новой версии. Та версия тоже никуда не потерялась. Но в современном концертном исполнении нам ее хочется играть именно иначе. Кроме того, у нас произошла переработка песни «Вампир», оформили песню «Некромант» и ряд других. Сильно переиначили и «Медведя».

KM.Ru: Еще вы возродили мою любимую песню «Собрание»…

– Знаешь, на самом деле, некоторые песни действительно ждут своего часа! Бывает, знаешь, просматриваем с Горшком песни, которые исполняем, и удивляемся: бац, а куда у нас делся, скажем, «Кузен»?! Вроде как, хорошо под нее тусили, а сейчас раз – и забыли, что она у нас вообще есть. Вот я сейчас и собираюсь возрождать «Кузена». Но, к сожалению, есть, например, такие песни, которые мне нравятся у Горшка, но он их исполнять не будет. Они могут быть либо сложны по исполнению, или не подходить для его состояния. Есть у меня одна любимая песня – про одержимого колдуна из альбома «Как в старой сказке». Для того, чтобы Горшок ее сделал, я настоял, потому что она была придумана еще во времена их первого альбома. Ей столько же лет, сколько «Охотнику»! Однако на концерте эта песня не исполняется. Также я у Горшка потом отберу песню «Ботинки». Потому что это моя песня, но он ее не исполняет и исполнять, скорее всего, не будет. Правда, времена акустического самовыражения «Короля и Шута» пока не подошли. Но такие планы у нас есть. Вот тогда я обязательно у него ее отберу и буду исполнять сам.

KM.Ru: Этот Unplugged планируется именно в рамках «Короля и Шута» или сольно?

– В рамках «Короля и Шута». Идеи у нас по поводу этой программы хорошие и созревшие. И песен предостаточно. Более того, у нас есть идея все это записывать и выпускать. Но к этому надо подойти, потому что сейчас у нас масса других планов. Я даже могу сказать каких. Во-первых, у нас завершено 80% нового альбома. Осталось только дописать некоторые тексты и добавить партии клавиш и скрипки. Названия пока нет даже рабочего. Сразу после его выпуска мы с Горшком раздваиваемся по видам деятельности. Он начинает тянуть тему с московским театром по поводу совместной постановки одного известного фильма. Всю музыку к нему будем делать мы. Там будут работать театральные профессионалы, писать сценарий и т д. Недавно прошел фильм (я пока не буду озвучивать его название), который очень сильно понравился Горшку. Он порекомендовал молодежному театру посмотреть этот фильм, чтобы понять, можно ли на этой почве делать театральный мюзикл. При этом фильм будет сильно переиначен. Например, для себя я там роли не нашел, но, тем не менее, она будет придумана. Со временем мы это должны воплотить — Горшок очень активно пробивает тему. Что касается моего проекта (также напрямую связанного с деятельностью группы «Король и Шут»), то я прорабатываю следующую тему… Поскольку у наших страшных сказок, которые мы выпустили недавно, был большой успех, то возник вопрос продолжения. Теперь я собираюсь собирать собственную сказку, прочитать ее и, может быть, под это дело написать какие-то песни.

 Новый альбом – это большое событие

KM.Ru: Вы проповедуете разные подходы к записи дисков. Если «Бунт на корабле» – это чистое «мясо», записанное чуть ли не живьем в студии, то «Продавец кошмаров» – перфекционистский альбом с большим количеством инструментов. А как записывается ваш следующий диск?

– Новый альбом – это большое событие. По крайней мере, наши фаны его давно уже ждут и требуют. Ожидать сюрпризов здесь не только можно, но и нужно, потому что они будут. Сейчас, после ухода Ренегата, как одного из классных наших гитаристов, мы неплохо вышли из этой ситуации. Во-первых, второй гитарист Яков Цвиркунов за последнее время очень сильно прибавил. Во-вторых, сделал он качественно свои партии в студии (хотя таких техничных финтов, как у Ренегата, у него нет). Но в остальном все в порядке. Все сыграно качественно, партии не примитивные, а на хорошем уровне. Яков хорошо показал себя на этом альбоме, поэтому та критика, которая была ранее, сейчас к нему не относится никак. В альбоме будет 15 композиций. Возможно, там окажутся и скрытые треки, если я все же сделаю песню про «Зенит». Дело в том, что я являюсь фанатом «Зенита» с 1984 года. Меня батька еще тогда водил на стадион. Конечно же, надо этому отдать какую-то дань – а как иначе-то?! Хит уже практически готов, так пусть он поддерживает «зенитовских» фанов. Альбом писался в студии, про которую практически никто не знает и в которой почти никто, кроме нас, не записывался. Там очень профессиональное оборудование и очень хороший звукорежиссер, который умеет с этой аппаратурой работать. Слушая, что делают там ребята, я остался приятно поражен. Естественно, в песнях присутствует скрипка – основная работа Касперу еще предстоит, так что посмотрим, как он себя покажет. Клавишные инструменты добавляют саунда (нами были изобретены некоторые штуки, которые с помощью клавиш усиливают общий саунд). Будет много всяких нюансов, которые, может быть, в глаза сразу не бросаются, но делают общую картинку очень неплохой. Но главное – найти важную идею. Не хочу делать проходных песен. Хочется, чтобы каждая песня цепляла, чтобы ее не хотелось перемотать. Естественно, мы можем хотеть, чего угодно, а там уж – что вырастет, то вырастет. Ну, по крайней мере, по новому альбому у нас такие темы.

KM.Ru: Тексты в традиционном вашем «сказочном» стиле?

– Ты знаешь, я могу сейчас позволить себе двигаться влево и вправо. Скажем, можно добавлять символизма, потому что в нем тоже есть какие-то преимущества. Главное преимущество в том, как это звучит. Если я просто описываю историю, то это одно. А если я рассказываю ту же историю, но уже какими-то символическими фразами, она начинает по-другому звучать. Более умно, более по-взрослому. Такие моменты я стараюсь использовать. Поскольку сейчас получилось у Горшка несколько мелодий лирического содержания (хотя припевы забойные, но вот куплеты – ну хоть ты тресни!!), то там, кроме как про любовь, я ничего написать не могу. Уж слишком там распевная мелодия с мягким голоском. Многие соглашаются, что тему любви уже заездили и затрахали донельзя. Это касается и бытовых отношений, и выдавания всякой х…ни за высокие чувства. В общем, любовь, это самая выигрышная тема. Я случайно прочитал недавно пару фраз из интервью парней из группы Scary Boom, которые говорят: «Если мы напишем о любви, это будет означать, что мы скатились…» Тема любви настолько заезженная, что все тобою написанное о ней автоматически превращается в попсу. Приходится как-то все это дело обходить, чтобы не было банальных рифм «кровь-любовь, ночь-дочь»…

KM.Ru: Свеч-плеч.

– Да-да-да, весь набор этой х…ни, которая вечно используется в попсе. Стараюсь все время ловить, чтобы этого у меня не проскользнуло. Даже если подходит по смыслу, все равно надо кардинально менять.

KM.Ru: Тем не менее, в песнях о любви вы всегда старались находить некие нюансы, так что она выглядела небанально. Яркие примеры – «Мария» и «Воспоминания о былой любви».

– На самом деле, там в достаточной степени присутствует маньячизм. Собственно говоря, это и есть протест против той банальной схемы, по которой пишет песни попса. Если они восхваляют что-то, то наш персонаж хочет задушить!

KM.Ru: А как вам, кстати, перепевка «НАИВа» «Воспоминаний о былой любви»?

– Мнения среди народа противоречивые. Но в нашей группе все единогласно оценили это произведение. Например, я оценил его не только потому, что я не ожидал от «НАИВа» такой версии. Мне всегда представлялось, что «НАИВ» все исполняет в одном и том же ключе. Во-вторых, те, кто не знают Тома Уэйтса, будут утверждать, что это попахивает шансоном. Я же знаю Тома Уэйтса и такого говорить не буду. Я это больше отнесу к разновидности творчества от Тома Уэйтса, нежели от шансона (усмехается). К тому же тут еще можно полчаса обсуждать, что есть шансон на самом деле и что такое шансон у нас.

KM.Ru: Мне кажется, «НАИВ» несколько обеднил эту песню. Исчез элемент некой интриги, который был у вас. Получилось приятно, но одномерно.

– Не надо забывать, что это всего-навсего ВЕРСИЯ композиции, которая особо не претендовала ни на какие лавры. В принципе, это был ответ «НАИВа» на нашу работу над их песней «Я устал», когда мы, по большому счету, улучшили песню. На мой взгляд, на их альбоме она выглядит проходной. А то, что сделали, мы уже заслуживало внимания. Там и шизовка получилась, и три вокалиста поучаствовали. Вышел эдакий проект нескольких исполнителей. Естественно, им нужно было дать некий ответ, и, по-своему, они выполнили его очень даже неплохо. Естественно, наши слушатели всегда будут выбирать нашу версию, для них просто голос Горшка очень многое значит. Соответственно, в том музыкальном варианте, который сделал Чача, нет некоторых музыкальных моментов. Но в этом тоже что-то есть. И эта версия интересна. Я бы ее в своем сборнике держал бы с удовольствием.

KM.Ru: Ваша новая песня называется «Бонни и Клайд». В последнее время эту тему несколько заездили. Только за последний год вышла песня с таким же названием у «Ночных Снайперов» (упор на любовной линии) и у рэпперов из Bad Balance (исторический контекст). А от чего отталкивались вы?

– Я могу сказать, почему мы обратились к этой теме, но подчеркну, что это – рабочее название. Возможно, оно изменится (на концерте в Зеленом театре 31 июля «Король и Шут» объявили эту песню как «Двое против всех» – ред.). Потому что сюжет ее скорее даже больше подходит к тематике прирожденных убийц Мики и Мэлори. Здесь, опять же, мистика, потому что человек вместе со своей девчонкой рассекают, тоже объявляют войну всему миру и оказываются после этого застреленными. Только он понимает в гробу, что живой. А она – мертва. На том тема и построена, что он с ней общается именно в гробу. Поэтому «Бонни и Клайд» – это пока просто рабочее название как хорошо звучащее. Скоро оно изменится, надо просто найти что-то более достойное. А что касается самой тематики, когда пара начинает бычить против всех, то это и у Рассела Кроу был такой старый фильм, и Микки Рурк понтовался со всякими такими делами. Эта излюбленная рокерами тематика, я с удовольствием ее использую, и как раз в этой песне она присутствует в полной мере. Как я хотел отдать дань «Зениту», написав ему песню, так же я хотел отдать дань тематике прирожденных убийц. Думаю, что эта песня очень хорошо людей вставит!

KM.Ru: Еще одна ваша новая песня называется «Дагон»…

– «Дагон» – это одна из наших находок. И в плане текста, и по музыке у Михаила она получилась очень интересной. В припеве у нее ставится очень драйвовый акцент. Кому я показываю, всем очень нравится. Идея заимствована у Лавкрафта из его «Дагона». Это мифологический персонаж, какая-то морская сволочь. Посланника из моря присылают на бедные пиратские берега, которые зависят только от рыбалки. И, соответственно, пытается перетянуть их на свою сторону. Ему не составляет это никакого труда, поскольку в ответ Дагон им сулит дары моря. Дагон звал людей уйти в море, чтобы создать из них новую расу. Еще у нас есть новая песня «Фред», она больше имеет отношение к каким-то ирландским эпосам. Это песня о человеке, который влюбляется в скелет, который вытаскивает его из колодца, поскольку скелет в женском платье. Человек одинокий, живет на отшибе. Знаешь, иногда люди от одиночества начинают разговаривать с какими-то предметами. А тут вдруг – целый скелет, который был раньше женщиной. Но, как на беду, у человека отнимаются ноги, он остается прикованным, и его подкармливают соседи, говоря, что он постепенно сходит с ума. Человек оживляет скелета своим воображением, и тот в итоге обрастает плотью и превращается в бабу, телочку.

 Горшок свои исторические идеи излагал посредством фэнтези

KM.Ru: Ваши источники вдохновения известны: сказки братьев Грим, Гоголь, Лавкрафт. Но все это создавалось достаточно давно. А можете назвать источники вдохновения 10-20-летней давности?

– Одни люди больше читают, но не смотрят фильмы. А другие – наоборот. Я отношусь к тем, кто больше предпочитает отслеживать кинематограф. На фильмы я могу тратить времени много, а к чтению приобщаюсь крайне редко. Но иногда я трясу Горшка и спрашиваю, что он прочитал последнего, чтобы мне подкинуть идейку. Из Горшка при этом ничего не сыпется! Я не понимаю, почему так происходит, ибо он читает много. Правда, сейчас он помешался на истории и, по-моему, безвылазно. Правда, в свое время он настолько начитался фэнтези, что иногда свои исторические идеи он излагал посредством фэнтезийных авторов. То есть Гарри Гаррисон нормально все сказал, он уже все знает… Из фильмов же у меня что-то черпается. Как это ни банально прозвучит, от компьютерных игр я тоже пока не отучился. Поэтому кое-что оттуда у меня перелезло в наше творчество. Скажем, песня «Некромант» построена на сюжете из игры «Герои» – там, где ты играешь за Некроманта.. Это человек, который вроде и не является злоумышленником, но его народ отвергает, поэтому он автоматически становится против всех. И еще парочка игр потом вдохновила на написание песен. Отдельные понравившиеся эпизоды я потом превращал в полноценных персонажей.

KM.Ru: А из фильмов?

– Здесь надо вспомнить. Бывает так, что ты глобально – ба-бах – и идею поймал. Например, во время работы над прошлым альбомом Горшок мне говорит: «Андрюха, а ведь про Джокера у нас ничего не было!» Все, меня сразу приплющило – и получилась песня. А на этом альбоме Горшок говорит: «Про клоуна нету!». Все, теперь про клоуна у нас есть, про Тень Клоуна, которая пожирает людей, которые смеются над его шутками.

Денис Ступников

Фото – Владимир Астапкович

Не забудьте добавить «TVcenter.RU» в источники новостей
Оставить комментарий

TVCenter.ru
Добавить комментарий